Когда США вышли из иранской ядерной сделки и заново, в одностороннем порядке, ввели против Ирана санкции, всех поразила, в первую очередь, реакция тех, кто считается союзником США по единому западному лагерю: англичан, немцев и французов. Просто пересчитайте сюжеты, в которых они поддерживали Америку, иногда — сжав зубы и буквально из последних сил (Украина, санкции против России и не только). И вот силы кончились, западному
единству конец.
Но не забудем заявления по Ирану Китая и России, идентичные между собой и в главном совпадающие с демаршем западной тройки. И еще такую же реакцию Индии (она не участник сделки, но не последняя держава мира и почти сосед Ирана). Все это страны, которые и прежние американские, и прочие западные санкции, за исключением санкций ООН, демонстративно или по-тихому игнорировали.
Это уже не развал западного единства, пусть только по одному вопросу. Не меньшее событие в том, что по этому вопросу исчезло отчетливое деление мира на "Запад" и "незапад". Такого не было со времен агрессии США против Ирака в 2003 году (и то англичане ее тогда поддерживали). Что происходит? А это зависит от того, что обсуждается — настоящая война или торговая. Что на самом деле замышляет Дональд Трамп — попытку экономического удушения Ирана, принуждение его к подписанию какой-то новой сделки, или попросту войну как таковую.
.........
Что будут делать все упомянутые не поддержавшие США страны, если буквально завтра США в одностороннем порядке или в альянсе с Израилем и Саудовской Аравией начнут военную кампанию против Ирана? Как они будут действовать — вместе или порознь, если вообще будут действовать? Вопрос интересный, но пока что никто всерьез его не обсуждает. Хотя бы потому, что сегодня речь лишь о столкновениях Ирана и Израиля (на сирийско-израильской границе, поскольку иранцы воюют в Сирии). Американские ракеты еще никуда не летят.
Но чем дальше с запада на восток, тем меньше нервного самоупоения от разрыва с США и все больше мыслей о том, что это очередной случай американской глобальной торговой войны, экономического давления. На сам Иран и — главное — на те страны, и особенно компании из этих стран, которые с Ираном торгуют. Будут и дальше торговать — попадут под американские санкции.
Индия и Китай, которые уже привыкли жить в режиме тихого, но упорного противостояния санкциям против них или их партнеров, сделали заявления лишь на уровне представителей МИДов и вообще, в отличие от западников, ведут себя привычно неярко. А заодно попросту выжидают уточнений — о каких санкциях пойдет речь?
Здесь надо учесть: то, что США и их союзники называют санкциями, это сотни и
тысячи страниц документов. И еще десятки страниц других документов, которые американская дипломатия рассылает иностранным правительствам, разъясняя, каких сделок и с кем их бизнесу лучше избегать. А пока ясности с этим нет, никаких заявлений, кроме самых общих, ждать от Пекина или Дели не стоит.
Теперь — о цене вопроса.
Для Индии ситуация неприятная, потому что она только-только сделала пару внешнеполитических виражей. Сначала постаралась сблизиться с США и Западом, вдобавок все больше общается с ненавидящим Иран Израилем. Затем выправила крен, заново договорившись дружить и с Китаем. И только кому-то показалось, что вот сейчас Дели находится на безопасно равном расстоянии от всех ключевых мировых столиц, как оказалось, что баланс надо создавать заново.
В самом Иране Индия инвестировала
полмиллиарда долларов в порт Чабахар, который на треть удешевляет стоимость транспортировки ее товаров. Уйти оттуда — значит потерять деньги и вдобавок, возможно, отдать контракт недругу Пакистану. Или партнеру-конкуренту Китаю. Кроме того, третий по объему поставщик нефти в Индию — это Иран.
То есть получается, что любое решение или телодвижение Дели в ответ на акцию Трампа Индии невыгодно. Такие ситуации никто не любит.
Торговля Китая с Ираном выросла на 19 процентов в 2017 году, до цифры в 37,2 миллиарда долларов. Китай —
первый из торговых партнеров Ирана. Но также второй — у Саудовской Аравии и третий — у Израиля. Подстрекательство Трампа к войне между тремя китайскими партнерами — не подарок Пекину. Всего на Ближнем Востоке Китай инвестировал только в 2014-2017 годах 64 миллиарда долларов, а сейчас США ставят эти деньги под угрозу.
Главный же китайский конкурент в Иране — Европа, чья торговля с этой страной (включая импорт нефти) тоже растет скачками. Уйти и отдать европейцам рынок, который китайцы создали себе в годы санкций против Ирана? Пусть лучше снова уходят европейцы. Китайские СМИ уже заявляют, что их компании Иран не оставят. Просто такие компании и их банки вообще не будут иметь дело с США, чтобы не попасть под все эти сложные (помните, речь о тысячах страниц) санкции.
Китай, однако, в таком же деликатном положении, как и Индия. Он вовлечен в затяжные переговоры с США по поводу опять же санкций — уже против Китая. А по сути, ведет с Америкой торговую войну. Переговоры только начинаются, вот как раз на днях, после первого их раунда в Китае, в Вашингтон отправится
делегация из Пекина. Это бесспорный рычаг давления, хотя еще неизвестно, кто на кого будет давить.
И отдельная тема — инвестиционные планы и торговля России с Ираном. В целом мы в том же положении и в том же настрое, что и Китай, хотя цифры поменьше.
В итоге складывается интересная ситуация. Всем хочется, а то и необходимо, и дальше стремительно развивать экономические отношения с Ираном. Эти страны-конкуренты косятся друг на друга, ожидая, кто первый скажет волшебные слова "американские санкции мы игнорируем коллективно, чтобы никто не сделал это индивидуально".
Здесь суть ситуации: если американские санкции против Ирана будут игнорироваться не поодиночке, а в виде демонстративной общей акции, то дальше будет время задуматься и насчет всех прочих санкций.
Водопад американских торговых ограничений — против Ирана, России, снова Ирана, против Китая и так далее — сделал бессмысленным само слово "санкции". Это просто новые правила торговли с США, которые Америка пытается установить против всех существующих норм и международных правил на этот счет. Раньше она втягивала в это своих союзников, сейчас пытается действовать одна. А раз эти как бы санкции грозят охватить значительную часть мировой торговли, то их можно бойкотировать, им можно сопротивляться — и все это будет проще, чем им следовать.
РИА Новости
https://ria.ru/analytics/20180512/1520409748.html