Противоречия внутри Евросоюза нарастают. Теперь в центре внимания – сфера трудовых отношений.
За тридцать лет, прошедших после крушения социалистического лагеря, на европейском рынке труда привыкли к хорватским строителям, польским сантехникам, литовским горничным. Их труд обходился намного дешевле, чем услуги граждан стран Западной Европы, что объясняло высокий спрос на рабочую силу из бывших соцстран. Но сейчас ситуация изменится.
Европарламент утвердил новые правила трудового найма, по которым работодатели теперь не имеют права платить приезжим работникам меньше, чем своим согражданам. Кроме того, теперь работодатель обязан оплатить дорогу приглашенному работнику в оба конца, комфортабельные условия для повседневного проживания и, что еще более интересно, не имеет права удерживать расходы на дорогу и проживание из зарплаты работника. На первый взгляд – это забота о трудовых правах мигрантов, которые ущемлялись низкими зарплатами и плохими условиями труда. Но почему тогда так забеспокоились политики и журналисты в Восточной Европе?
На самом деле, забота Европарламента о трудовых правах мигрантов направлена на ограничение их присутствия в странах Западной Европы и защиту прав как раз работников из числа коренного населения, которые давно испытывают конкуренцию более дешевой рабочей силы из Восточной Европы. В Восточной Европе уже обвиняют Брюссель в том, что он выстраивает искусственную стену внутри Евросоюза, отделяя жителей Восточной Европы от общеевропейского рынка труда. Полякам, литовцам, румынам и гражданам многих других стран Восточной Европы существенно урезают возможность заработка в процветающих западноевропейских странах.
Для работодателей в странах Западной Европы найм работников – иностранцев из Восточной Европы теперь становится даже более дорогим удовольствием, чем найм соотечественника. Но ведь соотечественники на многие низкооплачиваемые и непрестижные вакансии и не рвутся. Кем теперь закрыть потребность в разнорабочих на стройке, в сельхозрабочих, в уборщиках улиц? Судя по всему, власти стран Западной Европы будут стараться привлекать к этой деятельности довольно многочисленную категорию социальных иждивенцев, живущих на пособия. То есть, могут урезаться социальные программы, чтобы заставить «профессиональных безработных» начать работать.
Если на рынке труда Западной Европы упадет спрос на рабочую силу из Восточной Европы, полякам, румынам, венграм и прочим придется возвращаться домой. Но для них нужно будет освободить рабочие места, которые сейчас заняты еще одной многочисленной категорией работников – мигрантами из Украины и Молдовы.
В Польше украинские мигранты заняты непрестижным и неквалифицированным трудом, на который, в силу низких зарплат, не соглашались поляки, так как им было проще работать в Западной Европе и получать больше. Но теперь поляки будут рады и таким вакансиям. Тогда украинцев придется «попросить» вернуться на родину, а это, в свою очередь, создаст серьезные социальные проблемы на Украине, где доходы гастарбайтеров являются важным источником благосостояния многих украинских семей, особенно на западе страны.
Илья Полонский