Идея экономического коридора Китай-Мьянма была выдвинута в конце прошлого года министром иностранных дел КНР Ван И. Китайские власти подчеркивают, что этот проект будет учитывать реальные потребности Мьянмы.
Началом коридора должна стать граничащая с территорией Мьянмы китайская провинция Юньнань, и далее этот коридор должен идти через Мандалай до порта Чаупхью в штате Ракхайн с ответвлением на юг до крупнейшего города страны Янгона. В Чаупхью, помимо глубоководного порта, китайцы намерены создать специальную экономическую зону. Считается, что
этот проект станет частью китайской инициативы «Пояс и Путь», которая была поддержана Аун Сан Су Чжи во время ее визита в КНР в прошлом году. С тех пор в Мьянме неоднократно высказывались опасения относительно того, что
в случае реализации проектов Китай будет влиять на суверенитет Мьянмы и страна может попасть в «долговую ловушку» КНР. На прошлой неделе китайская делегация во главе с партийным секретарем города Линьцан Ян Хаодуном провела презентацию проектов, которые КНР планирует реализовать в рамках экономического коридора Китай-Мьянма, для должностных лиц Директората по инвестициям и управлению предприятиями (DICA) и Федерации торгово-промышленных палат Союза Мьянмы (UMFCCI).
Согласно презентации,
китайская сторона, помимо уже существующих «торговых ворот» в Мьянму с отстроенной инфраструктурой, расположенных у города Мусе (с китайской стороны – Жуйли),
намерена создать еще один подобный международный переход со специальной экономической зоной. Интересно, что
этим переходом будет Чиншвехо (с китайской стороны – Манкачжэнь), расположенный в самоуправляемой зоне Кокан штата Шан, населенной в основном этническими китайцами.
Именно на этой территории в 2015 году происходили ожесточенные столкновения вооруженных сил Мьянмы с местной сепаратистской группировкой MNDAA. Китайская сторона планирует
построить от Чиншвехо до Лашио (главного города северной части штата Шан) скоростное шоссе и железнодорожную магистраль. Но Чиншвехо китайцы видят не только в роли «торговых ворот». Они надеются, что этот пункт пропуска станет популярным и у иностранных туристов, въезжающих из Китая и желающих посетить штат Шан. Таким образом,
предложение китайской стороны позволяет решить многие проблемы не только Мьянмы, но и самого Китая. Не секрет, что в период столкновений в Кокане китайские националистические круги активно раскручивали тему «страдающих соотечественников», а в рядах MNDAA присутствовали «добровольцы» из числа отставников и отпускников Народно-освободительной армии Китая. Создание торговой и туристической инфраструктуры в этом районе позволит не только дать работу многим людям (и тем самым приглушить проблему вооруженного сепаратизма), но и продемонстрировать реальную помощь Китая зарубежным соотечественникам. При этом, позитивный экономический эффект неизбежно скажется и на соседних территориях – например, на области Ва, где у власти находится самая крупная вооруженная сепаратистская группировка Мьянмы.
Негативным последствием этого проекта может стать дальнейшее расширение зависимости этих территорий от Китая и фактическое превращение их в протектораты КНР. Но многие мьянманские эксперты исходят из того, что их стране и так нечего терять, поскольку Ва и (в меньшей мере) Кокан давно уже живут своей жизнью, отдельно от остальной части Мьянмы.
China proposals new infrastructure projects in Myanmar