Эсминец "Яков Свердлов", затонувший в 1941 г., найден на дне Финского залива Российско-финской поисковой экспедиции удалось установить место гибели советского эсминца "Яков Свердлов", подорвавшегося на немецкой мине летом 1941 г. во время перехода из Таллина в Кронштадт. Как передаёт ТАСС, корабль лежит на дне Финского залива на глубине примерно 80 м. Исследователям удалось обнаружить обломки корабля. Выяснилось, что взрывом мины его разорвало пополам, носовая часть перевернулась, а корма легла на дно на ровном иле. На ней до сих пор отчётливо видны название корабля и герб СССР. "Яков Свердлов" был введён в строй ещё до революции, изначально он получил название "Новик". В годы Первой мировой войны был самым быстрым и современным эсминцем в составе Балтийского флота.
Тип:Эскадренный миноносец Дата выпуска:1913 год Водоизмещение:1280 тонн Длинна:102,43 м Ширина:9,53 м Осадка:3,53 м Бронирование:Нет Экипаж:117 человек Силовая установка:2 паровые турбины, 6 котлов, суммарной мощностью 35 000 л.с. Дальность хода:1470 миль Максимальная скорость:36,92 узлов Вооружение:4х 102 мм-орудие, 4х 7, 62-мм пулемет, 4х 57-мм торпедные аппараты, 80 мин.
Эскадренный миноносец «Новик» — легенда отечественного судостроения. Этот корабль во многом опередил свое время и вобрал в себя множество передовых достижений. Не будет ошибкой назвать этот корабль первым в мире настоящим эсминцем — не специализированным минно-торпедным судном, а универсальным боевым кораблем. .
Сам «Новик», головной корабль серии, проектировался конструкторами немецкой фирмы «Вулкан» совместно с инженерами Путиловского завода по заказу «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». По результатам конкурса в 1909 г. заказ на постройку был передан «Обществу Путиловских заводов» Санкт-Петербурга.
Интересно, что эсминец в ходе проектирования и постройки классифицировался как минный крейсер — настолько непривычными были для корабля «второстепенного назначения» были большие водоизмещение «Новика» и мощное артиллерийское вооружение.
Эскадренный миноносец «Новик», 1913 год
Эсминец был первым в России «нефтяником», на нем же, впервые была установлена турбинная двигательная установка. Конструкция эсминцев типа «Новик» оказалась настолько удачной, что определила на долгие годы не только путь развития российского, а позже — советского флотов, но и тенденцию к постепенному росту водоизмещений и возрастания роли эсминцев во всех флотах мира.
Судьба первенца, самого эсминца «Новик» прекрасна и трагична одновременно — вступив в строй в 1913 году, прошел Первую Мировую войну, пережил развал флота в Гражданскую войну, увидел рождение нового флота с приходом советской власти (с 1923 года, с новым именем — «Яков Свердлов») и погиб в августе 1941 года подорвавшись на мине, при переходе Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.
В период с 1911 по 1917 гг. построено/заложено 46 единиц эскадренных миноносцев проекта «Новик». Эти корабли строилась сериями — всего таких серий было шесть. Каждая из них (что в принципе традиционно для российского и советского флотов) отличалась характеристиками от предыдущей. «Новик» в этой классификации считается «внесерийным», в начале статьи приведены именно его характеристики на момент сдачи флоту в 1913 году.