В марте 1953 года свой первый полет совершил новый самолет непосредственной огневой поддержки Ил-40. Летные испытания проходили нормально до той поры пока не заработали пушки штурмовика. Из-за попадания пороховых газов в двигатели произошла их остановка. Летчик их перезапустил и благополучно приземлился. Систему стрельбы доработали, но всё равно она вызывала перебои в работе двигателей самолета.
Государственные испытания штурмовик Ил-40 прошел не очень хорошо, но в серию был запущен осенью 1954 года. Нарекания заказчика вызвали малая бомбовая нагрузка, управляемость самолетом на низких скоростях и неустойчивая работа двигателей из-за попадания в них пороховых газов.

Ил-40
И всё бы доработали, как это было всегда, но 29 апреля 1956 года своей директивой № 30660 Минобороны СССР ликвидировал штурмовую авиацию, как класс.
Новая военная доктрина СССР, в связи с появлением тактических ядерных авиабомб поменялась и непосредственная авиационная поддержка войск на поле боя в глазах высшего военного и политического руководства страны в основном утратила свое значение.
Летом 1956 года после посещения Хрущевым завода где производился Ил-40 вся производственная линия, и в разной степени готовности самолеты были демонтированы и отправлены на переплавку. Сам завод был отдан ракетчикам.
Через пару десятков лет ВВС СССР вновь заговорили о насущной необходимости самолета поддержки сухопутных войск.
Летом 1969 года в СССР состоялся конкурс проектов штурмовиков. В нем принимали участие ОКБ Илюшина с Ил-42, ОКБ Яковлева с Як-25ЛШ, ОКБ Сухого с Т8 и ОКБ Микаяна с ЯК-25ЛШ. По ходу конкурса решено было отказаться от Ил-42 и Як-25ШЛ.
Получив отказ Илюшинцы разработку продолжили в инициативном порядке, а для маскировки своей самодеятельности переименовали проект Ил-42 в Ил-102. В ходе собственных разработок Ил-102 поменял форму носовой части фюзеляжа, за счет чего улучшился обзор, получил новые двигатели и вооружение.

Ил-102 строился очень медленно и долго из-за отсутствия поддержки со стороны государства. Разработка документации продолжалась более десяти лет с 1970 года.
В январе 1982 года самолет показали Главкому ВВС СССР Маршалу Кутахову, которому он понравился. Но Министр обороны Устинов проект "зарубил", испытания проводить запретил, а главного конструктора Новожилова отчитал за занятие самодеятельностью.
Новожилов решил проект не бросать и вновь переименовывает самолет. Вместо Ил-102 появляется проект ОЭС-1 - опытно-экспериментальный самолет. Под этим шифром Кутахов "проталкивает" первый цикл испытаний штурмовика.

Первый полет штурмовик совершил в сентябре 1982 года. За период до 1984 года всего было выполнено около 250 полетов. К 1987 году, так и не пошедший в серию, штурмовик ОКБ Лавочкина совершил 367 вылетов с общим налетом в 249 часов.
По данным ОКБ Ильюшина преимущества самолёта-штурмовика двухместной схемы наглядно показали боевые действия в Афганистане. На данном ТВД одноместные боевые самолеты, участвовавшие в штурмовке наземных целей, поражались огнем ПЗРК, которые стреляли им вдогон. А устаревшие бомбардировщики Ил-28 с кормовой пушечной установкой после выхода из атаки уничтожали приготовившихся к пуску ракет операторов ПЗРК огнем задней пушки. Cамолёты Ил-28 практически не имели потерь от этого средства ПВО наземных войск.

Кормовая пушка Ил-28
Самолет принимал участие в выставке "МосАэроШоу-92", где получил множество одобрительных отзывов специалистов.

В настоящий момент самолет занимает почетное место на Аллее Героев у музея ЛИИ имени Громова.
ТТХ:
Экипаж - пилот и стрелок
Максимальная взлётная масса - 22000 кг
Максимальная скорость - 950 км/ч
Практическая дальность - 1000 км
Практический потолок - 10000 м
Стрелково-пушечное вооружение:
1 х 30 мм пушка
1 х 23-мм пушка
Точки подвески: 16, включая 6 отсеков в крыле для бомб до 250 кг.
Боевая нагрузка: 7200 кг
Управляемые ракеты:
УР воздух-воздух: Р-60М, Р-73
УР воздух-земля: Х-23, Х-25, Х-29, Х-58
Неуправляемые ракеты: всех калибров
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые, до 500 кг