https://www.marpravd…t-remesla/Дом, где живут ремесла/ В ГОРНОМАРИЙСКОМ РАЙОНЕ МАРИЙ ЭЛ ДЕЙСТВУЕТ НЕОБЫЧНЫЙ МУЗЕЙ
УВЛЕЧЕНИЯ, ПРОФЕССИИ 13.07.2018 10:22 173
Фото Валерия Кузьминых.
Когда директор Горномарийской централизованной клубной системы Леонид Кубеков предложил съездить в Еласовский дом ремесел, я скептически подумал: «Что там может быть интересного?» Но с хозяевами спорить не принято, дом ремесел так дом ремесел. Уже через полчаса мне пришлось устыдиться своих мыслей…
Сейчас многие народные умения забываются, материальная культура предков утрачивается. В Горномарийском районе решили положить этому конец.
- Ведь мы до чего дошли, – горячо убеждал меня по дороге в Еласы Леонид Зиновьевич. – Нам для артистов потребовались традиционные горномарийские пояса, а взять реквизит негде. А без них раньше ни одна женщина на улицу не выходила. Да, люди достают что-то из бабушкиных сундуков, но ведь ткань не вечна, изнашивается, ветшает. Кто как может, шьет для себя, бессистемно, не соблюдая традиций, канонов. Чистота костюма теряется.
НЕ СОВСЕМ МУЗЕЙ
Снаружи Дом ремесел впечатления на меня не произвел: невзрачное, довольно ветхое двухэтажное здание. Здесь когда-то были учебные классы ПТУ, где готовили механизаторов и строителей. В 2007 году заведение закрыли, корпус 10 лет стоял заброшенный. Зато внутри! Вдоль стен, где когда-то на линейках скучали будущие трактористы, теснились удивительные артефакты. Вот токарный станок с ножным приводом, которому около 130 лет. Вместо мотора – большое колесо-маховик. Как умно сделано: раскрутил его и точи балясины. Вот его ровесница, ручная мельница, очень редкий экземпляр. Хоть сейчас засыпай зерно и делай муку. Рядом стоит станок для гнутья полозьев, ему тоже более ста лет. Совсем невиданное устройство, предназначение которого я даже не угадал – станок для изготовления деревянной черепицы. Такого мне ни в одном музее видеть не доводилось.
Зато в большой то ли дубовой, то ли липовой колоде я сразу признал медогонку, в детстве приходилось крутить рукоятку подобной машинки. У еласовского агрегата ручки не было, отличало его от потомков и полное отсутствие металлических деталей. Увидев мой неподдельный интерес, Леонид Зиновьевич подал мне конец веревки:
– Попробуй.
Я потянул за бечеву, закрепленную на барабане. Медогонка зашуршала, плавно закрутилась. Работает! Ставь рамки и качай мед! Пройдя мертвую точку, шнур снова намотался на ось, но уже зеркально.
Насладившись произведенным эффектом, Леонид Зиновьевич увлек меня дальше:
– Здесь около 3000 экспонатов, у каждого будешь стоять – времени на все не хватит.
– Где вы столько раритетов раскопали?
– Все, что здесь есть, собрано на территории нашего района где-то с мая по сентябрь прошлого года, – не без гордости ответил мой экскурсовод.
– У вас в Козьмодемьянске уже есть прекрасный этнографический музей. Не понимаю, зачем в районе еще один?
– Здесь не совсем музей, – начал терпеливо объяснять мне Леонид Зиновьевич. – Это Дом ремесел. Его предназначение – сохранять народные традиции, материальную культуру. Причем сохраняются они и как музейные экспонаты, и как наглядные пособия для детей. Здесь у нас работает десять студий: ткачества, шитья национальных костюмов, лоскутного шитья, вышивания, ткачества элементов национального костюма, резьбы по дереву, гончарная, кузнечная, плетеных изделий, реконструкции и реставрации. Народная культура – не только песни и пляски. Это в первую очередь культура материальная. Пели и плясали только в праздники, все остальное время работали.
УЧЕБНЫЕ КЛАССЫ
Мы прошли по учебным классам. Вот на стене красочные грамоты конца XIX - начала XX века от Министерства финансов и комитета научно-промышленной выставки под предводительством «его императорского величества государя наследника цесаревича». Крестьянин Илья Игнатьев награждается медалью «за удовлетворительную работу гнутой мебели»; Ефим Петров – «за весьма хорошую работу деревянных столов»; Евгений Галкин – «за хорошую ажурную работу»; И.Г.Кириллов – «за плетение корзины, чемоданы и кресла». Умели в царской России поощрить «мелких предпринимателей».
Заходим в студию ткачества. Я насчитал в ней десяток станов, и среди них ни одного бутафорского, все - действующие. Руководитель Клавдия Иванова показала, как ткутся традиционные горномарийские пояса. Ей самой пришлось осваивать тонкости ремесла с нуля.
– Научили меня ткать в Арде, – без всякого стеснения призналась она. – Теперь сама детей учу. Узоры, рисунки мы собираем со старых поясов, что-то новое не придумываем. И мальчики даже приходят, и что удивительно – взрослые женщины.
Руководитель гончарной студии Матрена Кёся осваивала ремесло в Городецком районе Нижегородской области. Сейчас ее основное рабочее место – за гончарным кругом. Он специальный, двухместный. Учитель и ученик сидят друг напротив друга. Матрена Дмитриевна шлепнула на круг кусок мокрой глины, и в ее ладонях начал вырисовываться горшочек.
– Вот на таких простых вещицах мы и учимся, – пояснила она. – Дети также любят лепить пустотелые игрушки, свистульки. Стараемся делать маленькие вещицы, чтобы развивалась моторика рук. Старшие выбирают более объемные вещи. Муфельную печь для обжига собрали наши мужчины. В перспективе планируем купить профессиональный гончарный круг.
– А материал где берете? На Юнге?
– Глину из Дивеево привозим, она не трескается. Мешаем ее с местной, так дешевле получается.
– Разглядели у кого-то из детей талант художника? – полюбопытствовал я.
Матрена Дмитриевна заулыбалась, вспомнив любимого ученика:
– Миша Тятюков! Такой забавный мальчишка, нынче первый класс закончил. Каждый день на кружок прибегал. Ему подсказывать ничего нельзя, все сам. Не смотри, что маленький, свои игрушки выдумывает, импровизирует. Очень любит лепить животных, дома у него целый зоопарк. У Миши уже своя манера работы.
Уже дома, просматривая фотографии, я поймал себя на мысли, что по-хорошему завидую и Мише Тятюкову, и всем еласовским ребятишкам, которым взрослые подарили такой замечательный Дом ремесел. У них есть прекрасная возможность с детства прикоснуться к своим корням, осознать, каким талантливым был их маленький народ. Может быть, сейчас они этого не понимают, но обязательно поймут, когда вырастут.
Валерий Кузьминых