Греческий МИД решил не ограничиваться высылкой российских дипломатов и продолжил раздувать скандал, вступив в полемику с Марией Захаровой, пытавшейся разрядить ситуацию. Афины обвинили представительницу МИД РФ в непонимании греческой внешней политики и неуважении суверенитета страны. Что стоит за резкими заявлениями греков?Внезапный дипломатический кризис между Грецией и Россией, спровоцированный небывалым демаршем Афин, еще больше усугубился. Посол России в Афинах Андрей Маслов в четверг
сообщил, что визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Грецию, который должен был состояться в сентябре, в нынешней ситуации утрачивает актуальность.
Маслов добавил, что Москва также приняла решение о высылке греческих дипломатов. Сроки и количество греческих дипломатов, которых вышлет Москва, пока неизвестны.
Дипломатический скандал между Грецией и Россией вспыхнул 11 июля, когда через афинскую прессу было
объявлено о высылке из страны сразу двух российских дипломатов и запрете на въезд еще двум. Их обвинили во вмешательстве в греческие внутренние дела и в подрыве ее национальной безопасности.
Как
писала газета ВЗГЛЯД, необычность этого демарша в том, что ранее ничего подобного в двусторонних отношениях Москвы и Афин не было. Если и возникали трения по каким-либо вопросам и вставал вопрос о высылке дипломатических сотрудников (что тоже бывало крайне редко), то этому придавалось минимум огласки. Тем не менее сами по себе отношения при правительстве Алексиса Ципраса, вопреки ожиданиям, становились всё более прохладными.
Сам же дипломатический скандал, как не исключали эксперты, мог быть связан с переговорами и соглашением Греции и Македонии о смене госнаименования последней, которое было воспринято Москвой без энтузиазма. Греческие СМИ даже поспешили опубликовать обвинения в адрес Лаврова, что он будто бы
угрожал греческому коллеге заблокировать в СБ ООН соглашение о новом названии Македонии. Однако накануне официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала такие заявления абсурдом и чушью, удивившись, что греческое внешнеполитическое ведомство не опровергло данные слухи.
Однако греческому МИДу куда важнее было вступить в перепалку с самой Захаровой, чем опровергать инсинуации в адрес российского министра. Так, греков возмутило, что пресс-секретарь, пытаясь немного сгладить ситуацию с высылкой дипломатов, заявила: «Мы прекрасно понимаем, что давление, которому подвергалась Греция, было сильнейшим. Я абсолютно точно могу сказать, что опираюсь на факты... В данном случае это была игра, в которую, конечно, Грецию втянули... Игра была многоэтапная – мы это просто знаем».
В опубликованном на сайте МИД Греции
заявлении слова Захаровой назвали голословным обвинением, «характерным примером неуважения к третьей стране» и свидетельством непонимания «современного мира, в котором государства независимо от их размера имеют самостоятельность и могут проводить независимую, многогранную и демократическую внешнюю политику». Это демонстрация менталитета людей, «которые не понимают принципов и ценностей греческой внешней политики», продолжили греки.
В заявлении говорится также, что такая же «негативная логика», как и у Захаровой, побудила четырех российских «граждан предпринять действия, которые привели к их высылке или запрету на въезд в Грецию». Но основания, на которых действовали Афины, «были своевременно представлены российским властям», а российские власти «очень хорошо знают, что делают их люди». При этом, добавили в МИДе, Греция стремилась воспринимать действия этих граждан как не имеющие отношение к официальной российской внешней политике. «Однако своим сегодняшним заявлением представитель российского МИДа соглашается с ними и показывает, что она хотела бы легализовать эти незаконные действия», – решили в греческом министерстве. Там добавили, что «постоянное неуважение к Греции должно прекратиться» и «никто не имеет права и не может вмешиваться в ее внутренние дела».
Старший научный сотрудник отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН Денис Зеликсон считает, что «это стандартная дипломатическая практика, когда на достаточно высоком уровне, как это было в России, делается заявление от официального представителя МИД».
Однако по своему содержанию «это заявление напрямую касается не просто Греции, это практика исправления внешней политики», заявил он газете ВЗГЛЯД, добавив, что такого рода заявления не могут остаться без ответа в силу элементарных дипломатических правил и практик. И заявление греческого МИДа – это формальная реакция на действия со стороны российского министерства. Здесь нет никакого комплекса, желания показать свою независимость или как-то высказать свою обиду, уверен собеседник.
Данную ситуацию нельзя рассматривать как антироссийскую, полагает в связи с этим Зеликсон. Сама логика развития событий показывает, что в Греции с момента возникновения ситуации, когда они были вынуждены выслать российских дипломатов в лице официального представителя правительства, постоянно подчеркивали, что это действительно имеет частный случай. И это никак не должно сказаться на взаимоотношениях двух стран.
Зеликсон убежден, что заявление греческого МИДа о независимости абсолютно в логике дипломатии, так как это отсылка к основным нормам международного права относительно суверенитета. Конечно, на внешнюю политику Греции, по словам эксперта, оказывает влияние ЕС, но это не стоит сводить к какому-то воздействию отдельного государства или отдельных личностей, так как это лишь обычная гармонизация внешней политики участников в рамках интеграционного объединения. С США же у греков и вовсе, по его словам, напряженные отношения.
Однако с такой позицией категорически не согласен греческий журналист Никос Фидиропулос. Если бы это действительно был просто частный случай, то все возможные разногласия можно было бы решить по внутренним каналам, не афишировать и не придавать делу публичный резонанс, заявил Фидиропулос газете ВЗГЛЯД. Выставление всей этой истории напоказ противоречит традиционным взаимоотношениям между двумя странами, уверен он.
Так что нельзя исключать, что, вынося скандал в публичную плоскость и продолжая его раздувать, Афины хотят не столько продемонстрировать свою самостоятельность, сколько новый, не слишком дружелюбный по отношению к Москве курс.
Он уверен, что такая публичность была вызвана в том числе внутриполитической и экономической ситуацией в Греции. Там разыгрывается так называемая македонская карта в качестве внутриполитической разборки между партиями, мечтающими скорее добраться до власти, объяснил собеседник. Фидиропулос признался, что был одним из тех, кто поверил в желание премьера Алексиса Ципраса, «который два года назад сумел обаять Владимира Путина», укреплять отношения с Москвой. «Как и другие миллионы греков, я увидел в Ципрасе того, кто направит все силы на то, чтобы поднять нацию с колен, избавиться от «тройки» международных кредиторов (МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии – прим. ВЗГЛЯД), которые уже верстают бюджет страны». Однако вместо этого отношения с Россией ухудшаются, Афины прогнулись под все требования кредиторов и ЕС.
По его словам, не нужно много ума, чтобы видеть влияние на Грецию со стороны стран Запада. «Все мы зависим от них, от господина Шойбле (председатель бундестага Вольфганг Шойбле), канцлера ФРГ Ангелы Меркель. То, что немцы не сумели сделать 75 лет назад, они сделали своим экономическим ресурсом. И в этом им помогли отдельно взятые греческие политики-компрадоры», – подытожил Фидиропулос.
«И когда говорят, что Россия чуть ли не оплачивала миллионные митинги в Афинах и Салониках, то хочется спросить, зачем России это надо? Вы поверните голову налево, может, это США поддерживали? Тогда наберитесь духа, если вы так радеете за то, что Греция такая независимая... Если вы сказали «а», то скажите тогда и «б». В том, что во все это вмешиваются (американские) «товарищи», у меня не возникает никаких сомнений», – подчеркнул журналист, добавив, что Россия «признала Скопье как Македонию еще двадцать лет назад, какое там давление она могла оказывать».
Фидиропулос признался, что, несмотря на греческое гражданство, «вынужден солидаризироваться» с мнением Захаровой. По его словам, решение о высылке российских дипломатов «было самостоятельным на 50 процентов». «Остальные 50 – это обязательства перед Евросоюзом и Вашингтоном», – уверен он.
Собеседник также возмутился тем, что «крайним» во всей этой ситуации обозначен генконсул России в Салониках Алексей Попов, который «столько сил положил на выстраивание отношений между странами еще с советских времен, и его буквально сливают». «Я прекрасно знаю Алексея Анатольевича Попова. Это дипломат, который всю свою жизнь посвятил Греции. И поставить его в ситуацию, что он чего-то там нарушал... Это никак не укладывается в моей голове», – признался Фидиропулос.
Источник