Цитата: normalized_ от 02.08.2018 08:45:50С детства помню пословицы:
"Пётр и Павел час убавил".
"Илья-пророк два часа уволок"
Наука и жизнь, №9, 2010 Где убавил Пётр и Павел и сколько уволок Илья-пророк?
Олег Иванов.
На широте Москвы Пётр и Павел убавляют всего 26 минут. Илья-пророк отнимает у нас не 2 часа светлого времени, а только 1 час 34 минуты. В действительности световой день в столице сокращается на час лишь 24 июля, а на два — 8—9 августа. Двигаясь к югу, мы обнаружим, что чем ближе к экватору, тем разница между реальным сокращением светового дня и указанным в пословице, становится ещё значительней.
На широте Киева, столицы Древней Руси, где и рождалась история государства вместе с былинами, сказками, поговорками и пословицами, длительность светового дня 22 июня всего на 20 минут больше, чем 12 июля. А достигнув экватора, мы увидим, что русские пословицы там вообще неприменимы. Июнь или декабрь на календаре, а день от рассвета до заката на экваторе всё равно длится 12 часов. [на самом деле и это не совсем так, - normalized_] Ну и ночь, естественно, столько же, поскольку на неё остаётся ровно половина из 24 часов, составляющих земные сутки.
Но если отправиться в обратном направлении — к северу, мы увидим, что примерно на широте Архангельска (64—65° северной широты), совсем недалеко от Северного полярного круга, наши пословицы становятся справедливыми. Там действительно сокращение дня на час и на два совпадает с упомянутыми церковными праздниками. И это вызывает естественный вопрос: не здесь ли пословицы появились? Не поморам ли — потомкам древних русских, селившихся на берегах Белого моря с XII столетия, — принадлежит их авторство? Вряд ли когда-нибудь удастся установить это достоверно, но такое вполне возможно.
Приметы на Петров и Ильин день
На Петров день солнышко играет.
Как придёт Петро, так будет и тепло.
Пётр с колоском, Илья с колобком (круглым хлебцем из новой ржи).
На Илью лето до обеда, осень после обеда.
В Петровки сухо и день велик.
Илья-пророк — косьбе срок.
Придёт Илья, принесёт гнилья (дождей).
До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет.
Илья зажинает (жнёт), лето кончает; первый сноп, первый осенний праздник.
С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна.
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
https://www.nkj.ru/archive/articles/18616/
Осмелюсь чуток добавить .
Приметы
Ильин день. Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Перунов день.Илья-пророк по народным поверьям считался покровителем грома, в Ильин день опасно работать в поле: может убить молнией.
С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, кони наедаются.
Пётр-Павел (12 июля н. ст.) час убавил, Илья-пророк два уволок (ошибочно в сравнении с самым продолжительным световым днём 22 июня).
Илья лето кончает.
Во что Илья, в то и Воздвиженье (27 сентября).
С Ильи начинают убирать горох.
Перестают кусаться комары, но начинаются утренники.
С Ильина дня воды стынут.
После Ильи купаться нельзя, ибо вода студёна..
На Илью второй урожай грибов.
Сеногнойка, идут дожди, портится сено.
Илья зажинает, лето кончает; первый сноп — первый осенний праздник.
Пётр с колоском, Илья с колобком (круглым хлебцем из новой ржи, колоб — шар, ком).
Новая новика на Ильин день.
Сеять на Ильинской поляне.
На Илью лето до обеда, осень после обеда.
До Ильи тучи по ветру, после Ильи против ветру.
Придёт Илья — принесёт гнилья (дождей).
Ильинским дождём умываются от призёра, скачиваются.
До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет.
На Ильин день дождь — мало пожаров, ведер — много.
Илья грозы держит, на огненной колеснице ездит.
Вознесенье с дождём, Илья с грозой, потому скот не выгоняют на поле.
На Ильин день где-нибудь да загорается от грозы.
На Ильин день перегоняют пчёл, подчищают улья, подрезывают первые соты, которые, впрочем, не в корысть; оттого говорят: богат как ильинский сот (беден).
Муха до Ильи кусается, а после запасается.
С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна.
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
На Илью зверь и гад бродят по воде.
Кто на Илью не пьёт, тот весь год грустный живёт.
В Ильин день собак и кошек в избы не впускают (боясь грозы)
PS Пасечника: От народных корней нам не уйти.