Большой передел мира
267,223,104 522,419
 

  antonnr ( Практикант )
02 авг 2018 20:54:22

Геоэнергетическая мозаика вокруг Катара Часть 2.1

новая дискуссия Статья  198

Часть 2.1


Автор опять задается вопросом о причинах отсутствия действий США и прочих по "добиванию" Катара. В качестве одного из самых сильных противо-Катарских шагов названа возможность блокирования саудовской коалицией прохода катарскими газовозами через Суэцкий Канал.

По мнению автора отчасти это связано: 
1. с чисто технической неготовностью поставок СПГ из США Европу: 
- не запущена вторая очередь амеровского завода по СПГ, 
- не зафрахтованы газовозы, 
- пока не заключены контракты с Европой на поставку, 
- санкционно "не дожата Россия" по "Северный Поток 2". 
2. американская сторона чего то опасается и поэтому выжидает время. 
Обзор места Новатэк на мировом рынке СПГ и его перспектив.
Пауза в дипломатическом кризисе вокруг Катара затягивается, стороны будто замерли в ожидании какого-то важного сигнала, будто ждут ошибки соперника. Казалось бы – чего ждать саудовской коалиции, за спиной которой стоят США? Ну, что такое против всех них, вместе взятых, какой-то там Катар? Перекрыть Суэцкий канал для его газовозов – и вот он уже практически отрезан от европейского рынка или, по меньшей мере, поставлен перед необходимостью нести серьезные затраты, позволяющие американскому СПГ конкурировать с ним по ценам. Чего же они ждут, на что может рассчитывать Доха в такой напряженной обстановке? 

Первая часть ответа очевидна – вся эта блокирующая Катар публика ждет отмашки из-за океана о том, что введена в строй вторая линия завода по сжижению газа, что найдены решения по дополнительному фрахту газовозов, что Европа готова перейти на американский СПГ. Чисто техническая пауза, не более того. В том случае, если новая порция американских антироссийских санкций вступит в силу, под угрозой срыва оказывается проект Северного потока-2, тогда Европа просто вынуждена будет свои растущие потребности в газе покрывать за счет большего объема СПГ. Блокада Суэцкого канала для судов Катара неизбежно приведет к росту цены на газ, что будет на руку американским сланцевым газодобытчикам и инвесторам заводов по сжижению. Повторим, что «Газпрому» до всей этой чехарды пока никакого дела нет – треть европейского газового рынка он будет спокойно удерживать своими трубопроводами, действующими и строящимися. Но пока активной подготовки к решающему удару по Катару просто не видно – противостоящая сторона как будто чего-то опасается. Чего именно? 

Перспективы НОВАТЭКа

В июне этого года на ПМЭФ, в числе прочих выступлений экономических лидеров, была одна очень примечательная речь, произнесенная Заместителем Председателя Правления ПАО НОВАТЭК Марком Джетвеем:

«У нас серьезные амбиции – достичь уровня Катара, только как компания. Это станет возможным после запуска двух СПГ-проектов: «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2». Мы ускорим введение в эксплуатацию – первая линия будет запущена в конце 2017-го года, вторая – во второй половине 2018-го и третья – к первому полугодию 2019-го. Что касается «Арктик СПГ-2», то мы начнем строительство в 2019 году, если будет принято окончательное инвестиционное решение, чтобы обеспечить ввод первой линии в 2023 году». 

Выступление Джетвея мгновенно было ретранслировано «дружеским» по отношению к России информационным агентством Reuters, который дал своему сообщению замечательный заголовок:

«НОВАТЭК рассчитывает обойти Катар и стать крупнейшим экспортером СПГ».

Еще раз, внимательно. Джетвей говорил о плане достичь уровня Катара, Reuters приписало НОВАТЭКу стремление догнать, перегнать и заткнуть Катар за пояс. При этом цифры не то, чтобы искажены, они просто поданы такой кучей, чтобы откровенно запутать читателя. Следите за руками!

«Россия в 2016 году экспортировала 10,8 млн тонн СПГ, а завершение проекта «Ямал-СПГ» позволит России отгружать дополнительные 16,5 млн тонн в год и выйти на третье место в мире»

Джетвей – о компании, Reuters – о России. 16,5 млн тонн СПГ в год – это и есть мощность трех линий «Ямал-СПГ». На фоне Катара с его 80 млн тонн – значительная цифра, но отнюдь не то, что можно назвать превосходством. «Арктик-СПГ», для которого ресурсной базой станут месторождения на острове Гыдан, потенциально имеет шансы превзойти «Ямал-СПГ», доведя общий объем производимого СПГ до 70 млн тонн – году так к 2030-му. И это – при условии того самого «окончательного инвестиционного решения», о котором говорил Джетвей. Предполагать, что Катар до 2030-го года не будет предпринимать никаких усилий по увеличению своего производства СПГ, конечно, тоже можно – вот только стоит ли… 

Очевидно, что хлесткий заголовок американского новостного агентства имел под собой ровно одну цель – попытаться таким вот способом обострить только-только налаживающиеся отношения России и Катара. В марте этого года Леонид Михельсон, Председатель Правления ПАО НОВАТЭК, уже высказал свои соображения по этому поводу:

«Доля России в общемировых запасах газа составляет 22–24%, считаю, что такую же долю наша страна должна иметь на рынках СПГ».

Подчеркиваем слово «Россия» в этой фразе. Михельсон не витает в облаках, он помнит не только о своих проектах СПГ, но и о тех, которыми занимается «Газпром». Потому стоит обратить пристальное внимание не только на то, что было произнесено на ПМЭФ и в искаженной форме растиражировано Reuters, но и о «тихом» интервью нашего посла в Катаре Нурмахмада Холова, которое он дал ТАСС в феврале этого года. Вот прямая цитата:

«Еще 2 млрд долларов были направлены на развитие проектов по линии „Новатэк“ (Ямал СПГ) и другие».

Вот это и есть реальность, а не пропагандистский блеф – Катар не конкурирует с Россией и НОВАТЭКом, он помогает инвестициями нашим проектам. И делать это Катар начал раньше, чем разразился кризис в его отношениях с арабскими странами. 


  • +0.14 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!