История Великой Отечественной войны.
326,098 2,567
 

  AndreyK-AV ( Практикант )
09 авг 2018 09:41:13

Проект Звено (продолжение про авиаматку)

новая дискуссия Дискуссия  156

Проект Звено

«Звено -СПБ» ТБ-3-4АМ-34ФРН с истребителями И-16 тип.24под крылом

Проект «Звено» — авиционный проект, разрабатывавшийся в СССР в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В. С. Вахмистровым и основывавшийся на использовании самолета-носителя, несущего от одногодо пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Созданный по этому проекту комплекс «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) принял участие в первом периоде Великой Отечественной войны.

Задачи и схема «Звена»

Работы над проектом «Звено» начались в июне 1931 года в Научно Исследовательском Институте ВоенноВоздушных Сил, под руководством Владимира Сергеевича Вахмистрова.

Задачами проекта «Звено» были:

  • доставки самолетов-истребителей на расстояния, превышающие радиус их действия за счет топливасамолета с большой дальностью полета;

  • увеличения дальности сопровождения тяжелого самолета истребителями, базирующимися на нем, взлетающими с него и садящимися на него;

  • использования истребителей в качестве пикирующих бомбардировщиков для точного прицельногобомбометания такими крупными бомбами, которые истребитель при самостоятельном взлете поднять неможет;

  • облегчения взлета перегруженного самолета при помощи вспомогательного самолета.


Истребители крепились на крыле и фюзеляже — а также под ними. Для этого на носителе крепилисьспециальные стержневые пирамиды и подкосы с замками крепления, управляемые от летчиков. Подвешиваемые самолеты крепились в трех точках, из которых замок был в задней точке, а передние двеосвобождались автоматически.
Для «Звена» в качестве носителей применялись первоначально ТБ-1 а потом ТБ-3. К ним подвешивались И-4, И-5, И- и И-16. Полуторапланы (И-4, И-5)могли быть установлены только над крылом. Конструкция ТБ-1 в«Звене» усиливалась.

Испытания

Звено-1: ТБ-1 и истребители И-4

Первый успешный полёт состоялся 3 декабря 1931 года. Летчики: авиаматки — А. И. Залевский, второйпилот — А. Р. Шарапов. На И-4 — В.П. Чкалов и А. Ф. Анисимов. 
Этот первоначальный вариант, называвшийся «Звено-1», состоял из тяжёлого бомбардировщика ТБ-1, несущего два истребителя И-4 на крыльях. 
На каждой плоскости ТБ-1 установили по три фермы из прочных металлических труб. Две, передние, покороче — для крепления оси шасси И-4, третья — длиннее: она предназначалась для удержания хвоста   истребителя в горизонтальном положении. 
Передние крепления имели замки бомбодержателей, которые  открывались из кабины бомбардировщика, задние — из кабин истребителей. 
В ходе полёта чуть не произошёл несчастный случай — замок одного из замков сработал чуть позже один из истребителей был отсоединён до готовности пилота, но все обошлось. 
После этого случая было решено полностью перенести управление отцеплением-прицеплением истребителя из кабины бомбардировщика в кабины истребителей. 
Входе этого инцидента, на воздушном авианосце образовалась большая асимметрия, связанная с тем, что второй истребитель остался на другом крыле, но эта асимметрия не оказала существенно влияния на управляемость авианосцем, показав, что истребители могут взлетать и садиться на авианосец независимо друг от друга. 
Что любопытно, «аварийный» истребителей пилотировал сам Чкалов, а руководитель проекта — Вахмистров сидел в кабине переднего стрелка в бомбардировщике. Другими участниками полёта были А. И. Залевский и А. Р. Шарапов — пилотировавшие носитель, а также А. Ф. Анисимов — пилотировавший второй истребитель.

В сентябре 1933 года, истребители И-4 были заменены на И-5, а новый вариант получил название«Звено-1а». Пилотами были Стефановский, пилотировавший носитель, а также Коккинаки и Гроздь, пилотировавшие истребители.

Звено 2: ТБ-3 и три И-5.


В версии именовавшейся «Звено-2», ТБ-1 был заменён на ТБ-3, а число истребителей было увеличено до 3, один из которых теперь располагался на фюзеляже. В августе 1934 года состоялся полет нового варианта, с участием Залевского (пилотировавшего носитель), 
Алтынова, Супрунова, и Сузи (пилотировавших истребители). 
В целях достижения большей взлетной мощности с верхнего истребителя сняли хвостовое и горизонтальное оперение — но это ни дало желаемого результата.

В новом варианте именовавшемся «Звено-3», И-5 были заменены на монопланы И-Z, касающиеся шасси земли при взлёте и посадке, и потому в целях амортизации закреплённые на «плавающем» по вертикали креплении. Для фиксации «болтающихся» самолетов был придуман механизм притягивания и жесткой фиксации подвески после взлета — своевременное использование этого механизма требовало от летчика даже не умения — а чутья. В одном из испытательных полетов летчик Коротков, видимо, преждевременно потянул ручку на себя, боясь снова опоздать, как на взлете. Неплотно закрывавшийся задний стопор выскочил, «Зет» сразу же перешел на большой угол атаки. Один крыльевой стопор не выдержал нагрузки и сломался. Возник перекос. Вырвало стопор другого крыла. Истребитель в положении небольшой горки с разворотом врезался в плоскость ТБ-3, и его винт — разлетелся вдребезги. Мастерство пилота носителя позволило избежать общей катастрофы — но пилот аварийного истребителя при посадке погиб.



ТБ-3 со стыкующимся И-Z под фюзеляжем.

С целью избежать в дальнейшем подобных летальных несчастных случаев, в варианте «Звено-5»

 (вариант«Звено-4» был отменён), было решено не взлетать и не садиться с подвешенным истребителем. Теперь один истребитель (тоже И-Z, цеплялся к носителю ТБ-3 под фюзеляж уже после его взлёта. Первое испытание состоялось уже 23 марта 1935, при участии Стефановского, пилотировавшего носитель, и Степанчёнка, пилотировавшего истребитель, показав реализуемость подобного варианта.
Сконструированная для этой цели почти четырехметровая ферма в убранном положении располагалась между шасси вдоль фюзеляжа самолета-носителя. Будучи выпущенной для приема истребителя, она устанавливалась вертикально, опускаясь гораздо ниже и впереди колес. Ферма оканчивалась поперечной перекладиной. Истребитель сверху фюзеляжа, перед кабиной летчика, имел крюк с замком от бомбодержателя.
Процесс соединения самолетов происходил в такой последовательности. В воздухе, над аэродромом, истребитель очень точно подходил под бомбардировщик, пристраивался к выпущенной ферме, зацеплялся своим крюком за поперечную перекладину — причал. Затем ферма с помощью специальных механических устройств подтягивалась к фюзеляжу ТБ-3, крылья истребителя, упирались в тележки колес самолета-носителя. Старт выполнялся в обратном порядке…
В связи с тем, что единственного истребителя под фюзеляжем, было недостаточно для надёжного прикрытиянесущего его бомбардировщика, и с тем, что в этом варианте, истребитель не мог нести бомбовую нагрузку, превышающую по весу обычную, было решено вернуться к подвеске пары истребителей под крыльями. Вновом варианте именовавшемся «Звено-6» было использовано жёсткое пирамидальное креплениеистребителей, в качестве которых использовались И-16 тип.5 . Два таких истребителя подкатывались насобственных колесах под плоскости самолета-носителя и прикреплялись к нему с помощью замков бомбодержателей. Затем они убирали свои шасси, и «Звено-6» поднималось в воздух. Первый полётсостоялся уже в августе того же года, что и полёт «Звено-5» (в 1935). В полёте принимали участиеСтефановский (ТБ-3), а также Будаков и Никашин (И-16).
Уже в ноябре того же года (20 ноября 1935 года), состоялся полёт авианосца с пятью истребителями, получившего название «Авиаматка». В этом варианте при взлёте и посадке два истребителя И-16 находилисьпод крыльями, два И-5 на крыльях, а один И-Z прицеплялся и отцеплялся под фюзеляжем уже в полёте. Прииспытании авианосец пилотировал Залевский, а истребители — Стефановский, Никашин, Алтынов, Супрун иСтепанчёнок.
На протяжении 1938 года проводились работы по дозаправке истребителей на носителе, с целью созданияавиаматки несущей восемь истребителей И-16, способных дозаправляться от авианосца без посадки наземлю. Согласно этому варианту предполагалось, что авианосец будет взлетать с двумя истребителями подкрыльями, а остальные шесть истребителей прицепятся к нему уже в воздухе. Проект носителя с восемьюистребителями, так и не был воплощён в жизнь.
Позднее, в ноябре 1939 был опробован вариант с тремя истребителями И-16, прицепившимися к авианосцуТБ-3 в воздухе. Вариант получил название «Звено-7».
Двумя годами ранее — в июле 1937 года был опробован вариант «Звено-СБП», где СПБ означает — Составной Пикирующий Бомбардировщик, позднее принявший реальное участие в войне. В первом полёте, этого летающего авианосца, приняли участие Стефановский (ТБ-3), а также Николев и Таборовский (И-16с). Иуже в 1938 году Вахмистров, представил комиссии «Звено-СБП» в следующем варианте:
  • носитель: Туполев ТБ-3-4АМ-34ФРН

  • два истребителя: Поликарпов И-16 тип 5, несущие по две 250 кг бомбы ФАБ-250


При этом использование носитель ТБ-3:
  • увеличивало дальность И-16 на 80 %

  • увеличивало бомбовую нагрузку И-16 в пять раз


«Звено-СБП» имело:
  • взлётную массу в 22 тонны

  • дальность 2500 км

  • максимальную скорость (при работе моторов всех трех самолетов) 268 км/ч


По результатам приёмки, Звено -СПБ было принято на вооружение в том же 1938 году.



Принятие на вооружение
Согласно результатам приемки, планировалось, что к 1 февраля 1940 в строй вступят 20 СПБ для ВВС, и 20СПБ для ВМФ. По просьбе Вахмистрова, также рассматривались варианты с использованием ТБ-7, МТБ-2 иГСТ в качестве носителей, а также с увеличением бомбовой нагрузки истребителей с полутонны до полнойтонны. Этим планам не удалось сбыться.
В июне 1940 года начались испытания головной серийной установки, изготовленной на подмосковномавиазаводе № 207. Использовались при этом И-16 тип 24 с двигателями М-63. Всего оборудовали пятькомплектов «Звено- СПБ», которые поступили на вооружение 2-й специальной эскадрильи, 32-гоистребительного авиаполка, 62-й авиабригады ВВС Черноморского флота, с местом базирования в Евпатории. До конца года эскадрилья активно отрабатывала тактику применения нового вооружения, основными целямипри этом были военные корабли. По фамилии командира эскадрилии Арсения Шубикова, эскадрилияносителей, получила неофициальное прозвище «Цирк Шубикова». Но к январю 1941 от затеи отказались, крепления с ТБ-3 сняли. К схеме СПБ вернуилсь лишь после начала войны.

«Звено- СПБ» в боевых условиях
Боевое крещение «Звена- СПБ», в состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычныхбомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использоватьавианосцы, и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце . Заданиебыло успешно выполнено — цель поражена без потерь, в ходе авиаудара, истребители-бомбардировщикиотсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели, и после поражения цели вернулисьна аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом.
В связи с успешной демонстрацией возможностей Звена- СПБ , 10 августа 1941 был совершён авианалёт наосновную цель — Мост Карла I на Дунае, через который помимо войск проходил так же и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Для этого истребители дополнительно оснастили 95 литровым топливнымбаком, чтобы получить дополнительные 35 минут полёта. Атака производилась тремя носителями, но в одномиз них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные выпустили истребители-бомбардировщики в 15 км от румынского берега. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку впике с высоты 1800 м и вернулись назад без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13августа 1941, в это раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенноповредить мост. Истребители нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулисьназад без потерь.
В тот день (13 августа 1941) Вахмистров обратился к генералу Коробкову с просьбой рассмотреть вопрос обувеличении количества носителей. Но получил отказ мотивированный тем, что ТБ-3 данной модификации снятс производства.
Цитатаответ генерала Коробкова:

ВВС ВМФ имеют 12 самолётов ТБ-34АМ-34РН, из коих 5 самолётов уже оборудованыподвесками инж. Вахмистрова. Оставшиеся 7 самолётов считаю более целесообразнымиспользовать в качестве транспортных. На получение хотя бы 10 самолётов ТБ-34АМ-34РНот ВВС КА рассчитывать нельзя, так как эти самолёты сняты с производства ещё в 1937 г. ивыпущены были в весьма ограниченном количестве (около 150шт.)

После этой операции в строй было решено ввести в строй ещё 2 носителя из 6 имеющихся в эскадрилии (такчто в строю стало 5 носителей). А через два дня (16 августа 1941 года) адмирал Кузнецов, попросил Сталинао новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР былауничтожена в первые минуты войны а ТБ-3 не производись с 1937 года. На следующий день после просьбыадмирала Кузнецова (17 августа 1941 года), эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце .

Первые потери эскадрилья понесла 28 августа 1941 года, потеряв вовремя налёта на мост через Днепр врайоне Запорожья один из истребителей.

29 августа 1941, во время повторного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехваченоистребителями Messerschmitt Bf 109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми «мессерами». В 1942«Звено-СПБ» совершили не менее чем 30 вылетов.

Капитан Шубиков, не вернулся из обычного боя 2 октября 1941 года, во время штурмовки Ишуньских позицийна И-16.

Варианты

Комбинации самолетов обозначались: «Звено-1», сокращенно «З-1» и далее порядковыми номерами.
  • З-1 —ТБ-1 + 2 И-4 (на крыле) — декабрь 1931.

  • З-1а —ТБ-1 + 2 И-5 (на крыле) — сентябрь 1933. Летчики: Стефановский (ТБ-1), Коккинаки и Гродзь (И-5).

  • З-2 —ТБ-3 + 3 И-5 (на крыле) — август 1934. Летчики: Залевский (ТБ-3), Алтынов, Супрун, Сузи (И-5).

  • З-3 —ТБ-3 + 2 И- Z (под крылом) — не доведена.

  • З-5 —ТБ-3 + И- Z (под фюзеляжем с подцеплением в воздухе) — 23 марта 1935. Летчики Стефановский (ТБ-3) и Степанченок — И- Z.

  • З-6 —ТБ-3 + 2 И- 16 (под крыльями) — первый полет — август 1935. Летчики Стефановский (ТБ-3) Будаков иНикашин (И-16)

  • «Звено» («Авиаматка») — ТБ-3 + 2 И-16 (под крыльями) + 2 И-5 + И-Z с подцеплением и отцеплением ввоздухе — первый полет — ноябрь 1935. Летчики Залевский (ТБ-3) Стефановский Никашин, Алтынов, Супруни Степанченок.

  • «СПБ» («Составной пикирующий бомбардировщик») — ТБ-3 + 2 И-16 (под крыльями) с 2-мя фугаснымиавиабомбами ФАБ-250 каждый. Первый полет — июль 1937. Летчики Стефановский (ТБ-3) Николаев, Таборовский. Полетная масса — 22 т, Скорость — 230 км/ч (268 км/ч — при работе моторов всех трехсамолетов).

  • З-7 — ТБ-3 + 3 И-16 (все с подцеплением от отцеплением в воздухе), первый полет — ноябрь 1939. Летчики — Нюхтиков, Супрун, Стефановский. Комбинация не была доведена.


Кроме того было много полетов с одним самолетом И-5 и И-Z.

Отредактировано: AndreyK-AV - 09 авг 2018 19:21:45
  • +0.06 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  sergant ( Слушатель )
09 авг 2018 21:03:43

Несмотря на успешное применение "Звена - СПБ" - огромная ценность ТБ-3 как транспортного самолёта и ночного бомбарбировщика ( 30 и 31 июня 1941 г под Смоленском машины выполнляли до ТРЁХ вылетов за ночь - каждый вылет от 2 до 5 тонн бомб),перевесили . 
На начало войны в строю было около 530 машин. Как минимум 20 доработали до Победы.
  • +0.09 / 3
  • АУ