Темнокожий омич о жизни в СибириСерж рассказал, что в Конго считали Россию бедной страной и сопереживали её жителям
Серж Бваланкай приехал в Россию из Африки получить образование, а нашёл смысл жизни, семью и дом — он любит Сибирь и считает, что здесь место его силы.
Когда автор ехал на интервью с Сержем, то ожидал встретить веселого и улыбчивого чернокожего парня. Таким Серж Бваланкай и оказался, но ко всему прочему выяснилось, что африканец отлично разбирается в теологии, имеет два высших образования, знает девять иностранных языков и отлично шутит. Помимо занятий музыкой и выступлений со своей группой Серж одновременно пишет пять книг и является президентом организации «Российско-африканская дружба "РА"».
Россия — голод и расизм?Серж родился в Конго. Его отец — профессор математики и кандидат наук, а мама — директор школы. Жизнь его родителей всегда была связана с образованием, а для Сержа оно было главной целью в детстве. Он вспоминает времена, когда учился в школе и прозападные учителя рассказывали про Россию, что это далёкая, неизвестная, холодная страна, населённая злыми людьми, которые неделями стоят в очередях длиною несколько сотен метров, чтобы получить булку хлеба.
— Нам в детстве рассказывали сказку, история была такая и мультик даже был. Журналист из Африки прилетел в СССР, где столкнулся с голодом и горем людей. Он стоял две недели за хлебом. Мы очень переживали за русских людей, которые голодали. Мы в классе собирали конфеты, плакали, чтобы детям в Россию отправить. А журналиста от голода и холода спас медведь и накормил его мёдом, — с улыбкой рассказывает Серж.
После школы молодые люди стремились уехать из Конго в Европу или США. Россия не пользовалась популярностью. Из 35 бюджетных мест на поступление в Россию были заняты не больше пяти. Серж тоже планировал приехать в Россию и как можно быстрее перебраться в Европу. Но он поступил в Российский университет дружбы народов и его жизнь изменилась.
Шампанское в голову ударилоВпечатления от России оказались неоднозначными. По словам Сержа, Россия 2000 года по экономике и качеству жизни отставала от Конго. Те вещи, которые он считал на родине ширпотребом, здесь ценились и считались модными, их старались перекупить. Были проблемы с покупкой еды. Очередей и расстрелов он, конечно, не застал, зато в 2000 году 17-летний парень впервые столкнулся с расизмом.
— Мы, чтобы сходить в клуб, в магазин, собирались в компании по 20 человек. Африканцы, кавказцы, буряты, азиаты. Старались держаться вместе. Тогда в Москве было много скинов, и если ты шел один, то могли избить. А так просто кричали что-то типа «Убирайтесь!», ну и маты всякие. Меня часто били. Часто дрались. Мне один раз об голову разбили бутылку шампанского. Я в Конго занимался спортом, и в России мне это впервые пригодилось, чтобы постоять за себя, — говорит он.
Несмотря на все минусы, Россия со временем начала нравиться Сержу. У него появились русские друзья и первая в его жизни девушка. Оказалось, что менталитет русских людей и жителей Конго во многом схож. Там тоже всегда накормят и напоят гостя, в деревнях не закрывают двери, а люди стараются помочь тем, кто в беде.
Со временем жизнь наладилась. Серж считает, что положительным изменениям в России способствовал Владимир Путин.
— Я его уважаю. Когда он пришел к власти, всё наладилось, свободы больше стало, возможностей, экономика выравнялась. Вся страна изменилась, — говорит омич.
Первая роль — сатанаВ какой-то момент у Сержа закончились деньги, и он не мог вовремя заплатить за учёбу. Знакомый предложил ему поучаствовать в подтанцовке в номере, которым развлекали гостей на разных праздниках. Сыграть нужно было сатану. Роль была лёгкая, без слов. Серж согласился, у него хорошо получилось, и его начали приглашать вновь и вновь. Платили по 100 долларов, а в неделю получалось заработать 300. Появились деньги, он смог платить за учёбу, покупать новую одежду и тусоваться в клубах. Но со временем номер с сатаной устарел. Нужно было придумать что-то новое, чтобы не терять хороший заработок.
— Мне предложили петь песни доктора Албана, It's My Life. Я тогда их вообще не знал, пением и танцами не занимался. Я просто взял диск и начал слушать. Послушал. Пришел и спел. Всем понравилось, и меня взяли. Со временем я начал разбираться, как это делать более правильно. Но я до сих пор не знаю нот. Просто слушаю музыку и пою, — рассказал Серж.
Это изменило жизнь молодого африканца. Он начал выступать всё чаще, стал гастролировать по России. Серж и его друзья создали группу — они исполняли русские народные песни в современной аранжировке. Зрителям это нравилось, и Серж с группой отправились в Сибирь. Здесь первым городом на гастрольной карте стал Барнаул, где молодой человек задержался — принимал участие в открытии клубов. Потом был Новосибирск, а в 2009 году — Омск.
Это моя жена!— Был День учителя, и мы выступали в Омском областном колледже культуры и искусства. Пели песню «Ой, мороз, мороз», переделанную под рэп. Ну и потом все стали подходить к нам, фотографироваться. Я вижу: девушка идёт. Я сразу всем сказал: «Смотрите, это моя жена!». Это и друзья мои услышали, и она, — поделился Серж.
Девушку звали Галя. Они познакомились, завязались отношения, а затем пара поженилась.
«Тебе что, русских мало?»— Про конфетно-букетный период ничего не могу сказать, он особо не романтичный, но комплименты всегда говорил и говорит. И цветы дарит, — поделилась Галина.
Бабушка Гали отлично отреагировала на будущего мужа внучки. По словам Сержа, она общалась с ним так, будто он русский. Под вечер они уже шутили и смеялись.
— Я себя называю Сергей Степанович, чтобы проще людям было. Бабушка над этим смеялась очень, — вспоминает Серж.
Бабушка не раз поддерживала парня и говорила внучке, что та не ошиблась с выбором мужа. А вот отец невесты сначала был не рад знакомству.
— Её семья со мной знакомиться должна была, праздник в общем. Мы приходим, а папа плачет: «Тебе что, русских мало?». А мы их предупреждали даже! За девять лет брака мы, конечно, наладили контакт и теперь отлично общаемся, — со смехом вспоминает Сергей Степанович.
Семья самого Сержа Галю приняла хорошо, хотя пока они общались только по скайпу. Девушка периодически созванивается с мамой мужа.
— Свадьба у нас была. Торжественно расписались, по городу покатались, фотографировались с гостями. Потом отправили всех домой, а сами вдвоем пошли в ресторан. Это была моя мечта, чтоб без гостей, только мы, поэтому выкупа не было и стиля как такового. Он был в кедах, шляпе, я без фаты, — вспоминает Галина.
Африканская свадьбаСерж мечтает сыграть еще одну свадьбу со своей женой, только теперь по африканским традициям. В Конго у него большая семья, хотя братья и сёстры учатся в Омске. По словам Сержа, свадьба в Конго стоит около 10 000 долларов. Все по очереди ездят друг к другу знакомиться, накрывают столы, дарят дорогие подарки, в основном деньги. Невеста на месяц переезжает к матери жениха и показывает свои навыки домохозяйки. Жених должен купить родственникам невесты все вещи, которые нужны на свадьбу, исходя из огромного списка, который ему даёт сторона невесты. Это платья и туфли для матери и тёток невесты, часы и запонки для дяди, пиджаки для братьев и множество других вещей. При этом важно предоставить чеки, чтобы было видно, что жених не поскупился. Кроме того, нужно отдать залог за невесту, около 2000 долларов.
Дети мираУ интернациональной пары появились дети — 8-летний Паком и 6-летняя Розали. У них много друзей, которые постоянно бывают в квартире Сержа и Галины. Они не обращают внимания на цвет кожи отца Пакома и Розали.
— Мы учим их, что в них частичка и черного, и белого. Это знак того, что они должны быть добрыми, — поделился Серж.
Окружающие тоже реагируют на пару совершенно нормально, хотя еще остались те, для кого чернокожий человек — экзотика.
— Я как-то иду, и мужчина с сыном навстречу. «Смотри, смотри», — говорит и на меня показывает. А сын ему отвечает: «Папа, ты что, у меня все любимые футболисты чернокожие, я что, по-твоему, чернокожих не видел?», — со смехом вспоминает Серж, замечая, что сейчас дети в России другие — у них иное мировоззрение и они добрее взрослых.
Сибирь — место силыНесмотря на то что Серж по-прежнему часто путешествует, он не планирует уезжать из Омска. В Омске и в Сибири молодой человек не сталкивался с ненавистью и расизмом. Здесь живут его братья и сёстры, которые вышли замуж за местных парней, здесь растут его дети. Серж присматривает и за приезжающими в Омск соотечественниками, чтобы они не нарушали законов и вели себя достойно.
— Я сейчас старший. У нас это очень много значит. Здесь мой дом, здесь нельзя гадить, и я за этим слежу. Если кто-то что-нибудь плохое делает, я с ним сразу же серьезно разговариваю, — улыбается он.
Одна из пяти книг, которые пишет Серж, посвящена его жизни в России. Он признается, что любит Омск и считает его спокойным и хорошим городом.
— Сибирь — это моё место силы. Я её до сих пор еще не понял, но, надеюсь, когда-нибудь пойму, — подытожил он.
12.08.2018 Александр Зубов
Фото предоставлены Сержем Бваланкаем
ист