История Великой Отечественной войны.
343,021 2,602
 

  Удаленный пользователь
15 авг 2018 13:57:52

ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941—1945 гг.

новая дискуссия Дискуссия  134

Позиция Церкви в отношении немецких захватчиков

На рассвете 22 июня 1941 г. Германия со своими союзниками в Европе напала на СССР. Началась Великая Отечественная война.
Вожди фашистов открыто отвергали христианские ценности и, помнению многих исследователей, намеревались возродить древнегерманский языческий культ. В то же время в своей пропаганде гитлеровцы пытались предстать в облике защитников религии и культуры. Но эта демагогия не ввела в заблуждение Русскую Церковь. Митрополит Сергий (Страгородский) в первый же день войны написал и сам отпечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал русский народ на защиту Отечества: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона… Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину.  Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа… Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».

В октябре 1941 г. митрополит Сергий (Страгородский) написал завещание, где на случай своей смерти передавал полномочия местоблюстителя митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому). Когда фронт подошёл к Москве, Патриархия эвакуировалась в Ульяновск и разместилась в маленьком доме на окраине города. В годы войны это место стало духовным центром России. В посланиях, которые рассылались отсюда по всей России, Церковь обличала оккупантов за их злодеяния, осквернение и разорение религиозных и национальных святынь.

Все дни блокады митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) оставался со своей паствой в городе на Неве, охваченном страшным голодом. В начале войны в Ленинграде оставалось 5 действующих церквей, все они были переполнены молящимися. Даже в будние дни подавалось множество записок о здравии и о упокоении. Температура в храмах опускалась часто ниже нуля. Певчие пели в пальто, в валенках, от голода едва держась на ногах. Из-за обстрелов окна в храмах нередко были выбиты, по церквям гулял морозный ветер. Митрополит Алексий жил при Никольском соборе и служил в нём каждое воскресенье. По всей стране в храмах служились молебны о даровании победы. Ежедневно за богослужением в храмах возносилась молитва: «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов…»

В самом начале войны святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877—1961), находясь в ссылке, направил телеграмму на имя М. И. Калинина(1875—1946) с просьбой прервать его ссылку и направить в госпиталь, где он как специалист по гнойной хирургии мог бы оказывать помощь раненым. Телеграмма заканчивалась словами: «По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Вскоре он был назначен главным хирургом эвакогоспиталя в Красноярске и смог спасти множество солдат и офицеров не только от смерти, но и от инвалидности. С начала 1944 г. святитель продолжил своё служение в Тамбове. При нём здесь открылось более 20 приходов, им был составлен чин покаяния для священников-обновленцев, собирались средства для помощи фронту. После войны святитель Лука был переведён на Симферопольскую кафедру, где продолжал своё исповедническое служение до самой смерти. Прославлен как исповедник в 2000 г. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В приходах проводились сборы средств на оборону, подарки бойцам, содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 декабря 1942 г. митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. В ответ в московском Богоявленском соборе духовенством и мирянами было собрано более 400 тыс. рублей. Церковная Москва собрала свыше 2 млн рублей, в блокадном Ленинграде православные собрали 1 млн рублей, в Куйбышеве было пожертвовано 650 тыс. Всего на танковую колонну собрали более 8 млн рублей. В Новосибирске православные клирики и миряне дали 110 тыс. на строительство самолётов Сибирской эскадрильи «За Родину». В один ленинградский храм богомольцы принесли пакет и положили его у иконы святителя Николая. В пакете оказалось 150 золотых десятирублёвых монет царской чеканки. Всего за войну по приходам на нужды фронта собрали более 300 млн рублей. Кроме денег, верующие на сборы приносили также тёплые вещи для солдат: валенки, рукавицы, телогрейки.

Победа стоила нашему Отечеству гибели более 25 млн граждан, среди которых было множество православных. Русская Церковь потеряла прекрасные храмы, уцелевшие церкви на освобождённых территориях были опустошены, разграблены, святыни осквернены. Была уничтожена вековая святыня русского народа — Успенский собор Киево-Печерской лавры. Митрополит Киевский Николай (Ярушевич) писал: «Так называемая «Верхняя Лавра» разрушена немцами полностью. Кроме Успенского собора, их рукой ограблены и разбиты церкви: Больничная Никольская, Трапезная и все 33 монастырских корпуса». Особенно значительным разрушениям подверглись храмы в окрестностях Ленинграда. Под Москвой фашисты взорвали великолепный Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. Во Ржеве перед отступлением захватчики согнали всех оставшихся в живых горожан в Покровскую церковь, закрыли храм назасов и заминировали его, чтобы взорвать. Красная армия, освободив город, спасла ожидавших смерти жителей.
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
  • -0.05 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!