История Великой Отечественной войны.
343,021 2,602
 

  Удаленный пользователь
15 авг 2018 15:02:45

«Владыко! Это всё, что я могу в настоящее время для Вас сделать» Сталин И.В.

новая дискуссия Дискуссия  153

В 1943 г. руководство СССР пошло на перемены в сфере религиозной политики. К этому побудили необходимость всенародного единения в борьбе с внешним врагом и патриотическая позиция Церкви.
Начали открываться приходы, многие оставшиеся в живых священнослужители вышли на свободу и смогли возобновить служение в храмах.
В печати почти прекратилась антирелигиозная пропаганда. Журналы, издаваемые «Союзом воинствующих безбожников», перестали выходить
«за недостатком бумаги», потом и сам «Союз…» прекратил существование без официального роспуска. Закрыли некоторые антирелигиозные
музеи. Свидетельством нового курса стало также назначение митрополита Киевского Николая (Ярушевича) членом Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

В августе 1943 г. митрополит Сергий (Страгородский) вернулся из Ульяновска в Москву. Вскоре в столицу прибыл и митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). 4 сентября митрополиты Сергий, Алексий и Николай (Ярушевич) были приглашены в Кремль на встречу с И. В. Сталиным (1879—1953). Состоялась беседа, в ней также принял участие 1-й заместитель председателя СНК В. М. Молотов (1890—1986).

Описание беседы можно найти в одной из публикаций писателя А. Э. Краснова-Левитина (1915—1991), который мог знать о ней со слов митрополита Николая (Ярушевича). Беседу начал Молотов. Он сказал, что Правительство хочет знать нужды Церкви. «Митрополит [Сергий] указал на необходимость широкого открытия храмов, число которых совершенно не удовлетворяет религиозные потребности народа. Он также заявил о необходимости созыва Собора и выборов Патриарха. Наконец, он заявил о необходимости открытия духовных школ, так как у Церкви отсутствуют кадры священнослужителей. Здесь Сталин неожиданно прервал молчание: «А почему у вас нет кадров?» — спросил он, вынув изо рта трубку и в упор, глядя на своих собеседников. Алексий и Николай смутились… всем было известно, что кадры «перебиты» в лагерях. Но митрополит Сергий не смутился. Старик ответил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится Маршалом Советского Союза». Довольная усмешка тронула уста диктатора. Он сказал: «Да, да, как же. Я семинарист. Слышал тогда и о Вас». Затем он стал вспоминать семинарские годы… Сказал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником.

Разговор диктатора с митрополитом принял непринуждённый характер. Затем после чаепития началась деловая беседа, затянувшаяся до
трёх часов ночи. В ней, помимо Сталина и Молотова, участвовали также технические эксперты. Беседу эту можно назвать в полном смысле
этого слова исторической… В тот момент, после десятилетий террора, направленного против Церкви, новый порядок являлся, несомненно,
прогрессивным шагом, так как означал возможность легального существования Православной Церкви. В конце беседы престарелый, больной митрополит был страшно утомлён… Сталин, взяв митрополита под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свёл его по лестнице вниз и сказал ему на прощание следующую фразу: «Владыко! Это всё, что я могу в настоящее время для Вас сделать». И с этими словами простился с иерархами».

Архиерейский Собор состоялся 4 дня спустя после беседы в Кремле, 8 сентября 1943 г. В работе Собора, проходившего в здании Патри-
архии, участвовало 19 архиереев. Некоторые из них были доставлены в Москву из лагерей и ссылок. Первоочередным делом было избрание
Патриарха. Собор архиереев избрал Священный Синод, его членами стали митрополиты Ленинградский Алексий (Симанский) и Киевский Николай (Ярушевич), архиепископы Куйбышевский Алексий (Палицын) (1881—1952), Горьковский Сергий (Гришин) (1889—1943), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), Ярославский Иоанн (Соколов) (1877—1968).

Собор вынес также постановление с осуждением коллаборационистов: «Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлучённым, а епископ или клирик — лишённым сана». 12 сентября состоялась интронизация Патриарха Сергия (Страгородского) (1943—1944 гг.).
После избрания Патриарха были сделаны дальнейшие шаги на пути нормализации отношений между Церковью и правительством. В том же
году был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР с целью установления связей между правительством и Московской Патриархией, его председателем стал Г. Г. Карпов (1943—1960 гг.).
Важнейшей заботой Патриарха было замещение архиерейских кафедр, большинство из которых пустовало. Крайне сложным было устроение канонически нормальной церковной жизни в бывших под оккупацией областях, где при немцах образовывались расколы и самочинные отделения и где часть духовенства скомпрометировала себя сотрудничеством с врагом. Особая заслуга в налаживании церковной жизни на освобождённых землях принадлежала экзарху Украины митрополиту Киевскому Иоанну (Соколову), который сменил переведённого на Крутицкую кафедру митрополита Николая (Ярушевича). По всей стране открывались новые приходы, а священников не хватало. По поручению Патриарха архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) разработал проект восстановления духовного образования. Планировалось открыть в Москве Православный богословский институт, а в епархиальных городах — богословско-пастырские курсы. В сентябре 1943 г. возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии».

После вступления в должность Патриарха Сергия взаимоотношения с другими Поместными Православными Церквями приобрели более
широкий и интенсивный характер. В результате переговоров, которые от Московского Патриархата вёл архиепископ Антоний (Романовский)
(1886—1962), 10 ноября 1943 г. было восстановлено общение с Грузинской Церковью.
15 мая 1944 г. Патриарх Сергий (Страгородский) скончался и 18 мая был погребён в Богоявленском патриаршем соборе. На отпева-
ние Первосвятителя стеклись многотысячные толпы православного народа. Храм был заполнен молящимися, народ заполнил всё пространство около собора. В день кончины Патриарха Сергия было вскрыто его завещание, составленное в начале Великой Отечественной войны. Согласно ему Священный Синод утвердил Местоблюстителем Патриаршего престола митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

Первостепенной по важности заботой священноначалия было замещение кафедр, в особенности в освобождённых областях Украины, Белоруссии и Прибалтики. За время местоблюстительства митрополитом Алексием было совершено 16 архиерейских хиротоний. Во всех епархиях продолжали открываться закрытые ранее приходы (с января по ноябрь 1944 г. открыто более 200 церквей); рукополагались пресвитеры и диаконы. Мысль Патриарха Сергия о возобновлении духовного образования в России была наконец осуществлена. В Москве открылись Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы.
С 21 по 23 ноября 1944 г. в здании Московской Патриархии собрался Архиерейский Собор, который утвердил программу предстоящего Поместного Собора. 24 ноября состоялась встреча его участников с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Г. Г. Карповым. Карпов сказал: «Те явления, которые сейчас происходят в жизни Церкви, во взаимоотношениях между Церковью и государством, не представляют чего-то случайного… Эти мероприятия носят характер одобрения той позиции, которую Церковь заняла в отношении Советского государства в последнее десятилетие перед войной и в особенности во время войны». Эти слова выражали основной принцип новой религиозной политики государственной власти, которая продолжалась около 15 лет после войны.


История Русской Православной Церкви : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. А. Цыпин, Г. В. Демидов, И. В. Метлики др.]. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с. — ISBN 978-5-09-051541-2.
Настоящее пособие призвано оказать практическую научно-методическую помощь учителям истории и обществознания, а также учителям, преподающим учебные предметы, курсы, модули православной культуры по выбору в рамках предметных областей
«Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Отредактировано: Гималаев Илья - 15 авг 2018 15:11:16
  • -0.02 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!