mn01 ( Эксперт ) | |
26 авг 2018 09:13:36 |
гремлин ( Практикант ) | |
26 авг 2018 18:37:26 |
сибиряк42 ( Слушатель ) | |
27 авг 2018 08:04:41 |
Цитата: гремлин от 26.08.2018 18:37:26
ЦитатаПравительство проанализирует возможность продления железнодорожной ветки Кызыл-Курагино (республика Тыва) в Китай, Пакистан и Индию. Такое предложение на заседании правительства озвучил министр обороны Сергей Шойгу. Он обратил внимание на то, что транспортную инфраструктуру стоит развивать не только в восточном, но и в южном направлении.
- В программе есть строительство железной дороги из Курагино на юг на Кызыл. От Кызыла это можно бы идти дальше через Западную Монголию на Урумчи, на Китай, а оттуда уже в любую сторону - в Пакистан, в Индию, куда угодно, - сказал Шойгу. По его мнению это бы способствовало переориентации существующих грузопотоков из России в Азию, в частности, по доставке угля. Медведев решил, что предложение интересное.
ссылка
ЦитатаДоклад советника Вице-Премьера Монголии, Чрезвычайного и Полномочного Посла Л.Хангая, сделанный на «Монголо-российском форуме -2018», который прошел в г. Улаанбаатаре 7-8 июня с.г.
Известно, что Монголия располагается между Российской Федерацией – самой обширной и богатой природными ресурсами страной мира и Китайской Народной Республикой – самой густонаселенной страной мира с бурно развивающейся экономикой. Кроме этого, Монголия сама богата природными ресурсами, значит, она может выступать не только как страна – транзитёр, но может попутно начать их освоения для нужд не только своей, но и экономик своих соседей. Поэтому, естественно возникает вопрос о необходимости реализации масштабных инфраструктурных проектов с участием трех стран. Реализация таких инфраструктурных проектов в перспективе должна заложить дополнительную базу и для развития экономики евроазиатского континента в целом.
Совершенно очевидно, что стратегия трех стран по данному вопросу совпадают. Выражением этого является то, что в июне 2016 года в Ташкенте во время очередной встречи глав трех государств была подписана «Программа создания экономического коридора Монголия-Россия-Китай» с учетом сопряжения строительства Евразийского союза и экономического пояса Шелкового пути, а также инициативы «Степной путь»
Целями создания Экономического коридора являются обеспечение условий для развития и расширения трехстороннего сотрудничества между Монголией, Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой путем реализации совместных проектов, нацеленных на увеличение торгового оборота, обеспечение конкурентоспособности продукций, облегчение транспортных перевозок и развитие инфраструктуры. В рамках Программы стороны договорились разработать и осуществить 32 проекта и мероприятий по десяти основным направлениям. Причем по согласованию сторон список проектов и мероприятий может быть дополнен или уточнен.
Думается, что наибольший интерес представляют крупные инфраструктурные проекты, поэтому остановлюсь на них более подробно.
Железная дорога. Как известно, Россия и Китай договорились довести к 2020 году объём товарооборота между двумя странами до 200 млрд долларов США в год. С российской стороны, помимо природного газа и нефти, наверное, будут поставляться лесоматериалы, удобрения, а также продукции горнодобывающей промышленности. Со стороны Китая в Россию (да и не только в Россию, но и в Европу) традиционно возят контейнеры с промышленными товарами и продовольствием. И если их объём увеличится, то, естественно, увеличится и объём железнодорожных перевозок. Учитывая, что на севере Монголии находятся богатые ресурсами регионы Восточной Сибири, а на юге - крупные промышленные центры Китая (Пекин, Баотау и др.), то перевозка грузов по железной дороге через территорию Монголии является наиболее коротким, а значит и выгодным.
Согласно Программе создания экономического коридора, в первую очередь нужно будет модернизировать существующую трансмонгольскую железную дорогу. Следует отметить, что руководство данной железной дорогой принадлежит монголо-российскому АО “Улан-Баторская железная дорога” и, что 2 сентября 2014 года в г. Улаанбаатаре во время визита Президента В. В. Путина в Монголию было подписано “Соглашение о стратегическом партнерстве по модернизации и развитию Улан-Баторской железной дороги”. В соглашении предусмотрено увеличить её пропускную способность до 100 млн тонн в год путем строительства второго пути и электрофикации.
Одновременно с модернизацией трансмонгольской железной дороги возникает необходимость модернизировать и железные дороги на российской территории от российско-монгольской границы до г. Улан-Удэ, т.е. до Транссибирской железной дороги и на китайской территории от государственной границы до г. Цзинин (Уланчаб) - крупного железнодорожного узла.
Следует также отметить, что увеличение объемов перевозки грузов из Китая в Европу и обратно через Монголию принесет дополнительную выгоду и российской стороне, так как груз будут возить по транссибирской магистрали почти через всю Россию.
Программой предусматривается также и строительство новых железных дорог по западной и восточной части Монголии, которые
также будут связывать Россию и Китай. Так, например, Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов разработано предварительное ТЭО строительства железной дороги от крупного месторождения каменного угля в Туве до китайского г. Урумчи через западную часть Монголии. А канадская компания «Аспайр майнинг» ведет переговоры о строительстве железной дороги от г. Эрдэнэт до г. Кызыл. В случае строительства данной железной дороги существенно увеличится объём перевозки грузов по Уланбаторской железной дороге.
Автомобильная дорога. Хотя вдоль трансмонгольской железной дороги существует автомобильная дорога, но есть проект строительства современной скоростной автомагистрали - АН-3, разработанный монгольской компанией «Чингисленд девелопмент». Длина данной магистрали по территории Монголии составит более тысяча километров. Понятно, что скоростная автомагистраль в первую очередь предназначена для перевозки пассажиров, промышленных товаров и продовольствия. Предусматривается также и строительство транзитной автомагистрали по Западной (АН-4) и Восточной части Монголии.
Газопровод и нефтепровод. Известно, что Россия и Китай имеют соглашение о поставках природного газа из России. Строящийся газопровод «Сила Сибири» призван поставлять газ в северо-восточные провинции Китая и в страны тихоокеанского региона.
Западный маршрут (условное название - “Алтай”), которого предварительно предусматривают проложить через российско-китайский участок границы западнее Монголии, затруднителен тем, что он будет пролегать через заповедники, труднодоступные и сейсмически активные места, а также по беспокойному в политическом плане Синьцзян-Уйгурскому автономному району.
В России в рамках развития отдаленных регионов, в том числе Восточной Сибири и Дальнего Востока, в ближайшее время планируют обеспечить газом г. Иркутск и Иркутскую область. Из СМИ можно прочитать, что от Ковыктинского месторождения природного газа (запасы около 2 трлн куб.метров) в скором времени начнут строить газопровод до г.г. Иркутск, Ангарск и Саянск. В связи с этим хочется отметить, что в свое время серьезно обсуждался проект строительства газопровода от Ковыкты до Пекина через территорию Монголии. Данный проект разрабатывался еще в 2000 году компанией “Русиа
Петролеум”, которая в то время владела лицензией на освоение Ковыктинского месторождения природного газа. Считалось, что в виду того, что газопровод по территории Монголии будут прокладывать вдоль трансмонгольской железной и автомобильной дороги, и он большей частью пройдет по равнинным местам, его можно будет построить сравнительно дешево и в относительно короткие сроки.
Немаловажен и тот факт, что если от Ковыкты по территории Монголии проложат газопровод до Пекина, то попутно будут решены вопросы газификации г. Улаанбаатара, а также обеспечения потребностей в газе Бурятии и других приграничных с Монголией регионов РФ.
Следует также учитывать тот факт, что в отношении России из-за санкций возникают определенные трудности в поставке газа на европейский рынок, а Китай стремится как можно быстрее расправиться со смогом Пекина и близлежащих ему районов. Значит, можно сделать вывод, что проект строительства газопровода через территорию Монголии интересен и России, и Китаю.
В последнее время потребители и поставщики газа стараются не строить трубопроводы через территорию третьей страны. Но, поскольку Монголия не является крупным потребителем газа, политически стабильна и имеет дружеские отношения с двумя соседями, то причин препятствия поставкам не предвидется.
Что касается строительства нефтепровода через территорию Монголии, то ввиду того, что в 2011 году сдан в эксплуатацию нефтепровод от российского Сковородино до китайского Дачин, этот вопрос вряд ли будет поднят в ближайшем будущем. Зато стороны заинтересованы в перевозке сырой нефти по трансмонгольской железной дороге.
В Программе создания экономического коридора отдельным пунктом указано, что в случае формирования конкретных предложений стороны начнут изучение экономической целесообразности строительства газо- и нефтепроводов из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику через территорию Монголии.
Линия электропередачи высокого напряжения. В Восточной Сибири России имеется существенный избыток электроэнергии. Компания “Иркутскэнерго”, которой принадлежат четыре крупных ГЭС (Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Богучанская), а также ряд крупных ТЭЦ, давно заинтересована в экспорте излишков электроэнергии в Китай. В то же время и монгольская сторона также
планирует построить крупные ТЭЦ на базе своих угольных месторождений и поставке электроэнергии южному соседу. На первый взгляд может показаться, что у Монголии и России возникает столкновение интересов. Однако, специалисты говорят, что если построить общую линию электропередачи, то она может стать составной частью единой энергосистемы всей Северо-Восточной Азии и от этого выиграют все государства. Так что данный вопрос нуждается в тщательном дополнительном изучении.
Другие проекты. Программой также предусматривается возможность строительства линии высокоскоростной широкополосной волоконно-оптической кабели, открытии новых воздушных трасс и т.д.. Но, все они пока находятся на стадии разработки.
Все эти проекты являются действительно мегапроектами, так как, они требуют огромных инвестиций и имеют геостратегическое значение (охватывают территории Монголии, России, Китая и затрагивают интересы других стран). Поэтому, для изучения этих проектов, определения их приоритетов, решения вопросов их финансирования, предполагается создать международный центр проектных и инвестиционных исследований.
Думается, что было бы правильным, если учредителями данного центра будут не государственные органы исполнительной власти в лице министерств и ведомств, а крупные государственные компании или банковско-финансовые структуры трех стран. Например, с монгольской стороны государственная компания «Эрдэнэс Монгол», с российской стороны Евразийский Банк развития, а со стороны Китая – Фонд шелкового пути. «Эрдэнэс Монгол» - это многопрофильная компания, которая создана для того, что управлять крупными государственными компаниями Монголии, непосредственно подотчетна Правительству и имеет опыт сотрудничества с крупными иностранными компаниями и банковско-финансовыми институтами. Почему Банк развития ЕАЭС? Согласно Программе создания экономического коридора, Россия в ней будет представлять ЕАЭС, кроме этого в уставном документе данного банка указано, что он «оказывает финансовую поддержку в подготовке инвестиционных проектов и проведении исследования…, направленных на углубление интеграционных процессов на евразийском пространстве, укрепления рыночной инфраструктуры». А китайский Фонд шелкового пути создан именно для того, чтобы заниматься крупными вложениями в инфраструктурные проекты.
Согласно Программе создания экономического коридора органы исполнительной власти сторон должны проводить мониторинг реализации Программы и согласовать необходимые мероприятия для ее реализации.
Если будут разработаны проекты с детальными расчетами и определены заинтересованные в их реализации субъекты, то по вопросам их инвестиций можно обратиться в такие банковско-финансовые институты как Азиатский банк развития (уставной фонд 55 млрд долларов США), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (уставной фонд 100 млрд долларов США), Новый банк развития БРИКС (уставной фонд 100 млрд долларов США), Фонд “Шелкового пути” (40 млрд долларов США) и другие банковско-финансовые институты.
Подводя итоги можно сказать, что реализация Программы создания экономического коридора, охватывающей самые разные направления развития инфраструктуры, не только сблизит народы трех стран, но и окажет существенное влияние на развитие экономики Монголии, регионов России и Китая. Более того, реализация данной Программы внесёт существенный вклад в развитии интеграционного процесса всего евроазиатского континента.
В конце хочется добавить, что через несколько дней в китайском городе Циньдао состоится очередной саммит глав стран-членов ШОС. Уже стало традицией, что на полях данного саммита проходит встреча руководителей Монголии, России и Китая. Уверен, что вопрос о ходе реализации Программы создания экономического коридора войдет в повестку дня предстоящей встречи.
Благодарю за внимание.
ссылка