Немного истории отечественных гиперболоидов
27 авг 2018 в 01:41
osankin
|
---|
Цитата: перегрев от 24.08.2018 16:50:31Какая? Вот эта? Начнём с того, что фото «керогаза» на картинке взято с сайта НПО «Алмаз» версии 2007-2008 годов, там же были размещены известные кадры поражения крылатой мишени и фото аэростата – мишени, использовавшегося при отработке установки 1Л4, разрабатывавшейся в рамках темы «Дрейф», задачей которой было создание средства борьбы с автоматическими дрейфующими аэростатами-разведчиками США. Тема была начата разработкой в 1974 году по заказу главнокомандующего войск ПВО СССР. Разрабатывались авиационный и наземный комплексы. Головным разработчиком являлось НПО «Алмаз», идеологами системы в части НИР лазерной установки были Троицкий филиал Института атомной энергии им. И.В.Курчатова, с 1991 года Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ), и Физический институт имени Лебедева Академии Наук СССР (ФИАН), расположенный там же, в подмосковном Троицке. Опытно-конструкторские работы были поручены бывшему филиалу ОКБ Микулина (будущее ММЗ «Союз») казанскому моторостроительному проектному бюро (МПБ) (с 1977 года - Казанский моторостроительный завод «Союз», с 1986 года - Казанское ОКБ «Союз»), для чего в МПБ была открыта тема «Б». Указанное МПБ до этого уже имело обширный опыт сотрудничества с ПВО СССР и НПО «Алмаз», в частности, являлось единственным проектантом РДТТ для отечественных противоракет (тема «А»). С целью повышения оперативности сотрудничества в посёлке Красная Пахра, расположенном рядом с Троицком, был создан филиал МПБ (будущий ФКМЗ, впоследствии, ОКБ «Союз-Л»), занятый исключительно работами по теме «Б». Лазерная установка для авиационного комплекса имела шифр ГРАУ 1Л4, её развитие - 1Л05 и1Л6, наземная – 4Т2. Отработка установок активно продолжалась до 1984 года, когда США прекратили запуск АДА на территорию СССР. После этого заказчик потерял интерес к теме «Дрейф» и лазерным установкам, создававшимся в её рамках, осталась только чисто теоретическая составляющая, в рамках которой установка 4Т2, уже на базе газодинамического лазера (ГДЛ), осенью 1991 года отрабатывалась на базе заброшенных сооружений проекта «Терра» и в рамках этих работ была получена мощность в луче 1 МВт. Мощность замерена непосредственно на мишенях, возможно типа уголковых отражателей, использовавшихся в ходе работ. Схема кооперации по воспоминаниям одного из участников программы выглядит так (отсюда): Цитата: Каток... Кстати: http://nevskii-bastion.ru/akvilon-aydar/ Цитата: перегрев от 24.08.2018 16:50:31Опять же не знаю откуда этот текст. От меня лично. Цитата: перегрев от 24.08.2018 16:50:31В это период в КБХА отрабатывался боевой газодинамический лазер для "Полюса". И, к слову, он был таки отработан Работы по лазерной тематике в КБХА начались значительно позже, чем в казанском МПБ, не ранее 1978 года, когда в СССР узнали об аналогичных работах в США в рамках программы СОИ (по информации с сайта КБХА по состоянию на 2008 год). Тема «Скиф», созданная на основании ТЗ КБ «Салют», была утверждена приказом МОМ от 30.11.1982 года № 414. Между КМЗ «Союз» и КБХА тут же возникла кооперация, наши работники ездили в Воронеж, работники КБХА в Казань. ГДЛ был инициативной разработкой КМЗ «Союз», сулившей бОльшие перспективы, чем газоразрядный лазер, поэтому именно такая схема была положена в основу конструкции лазерной установки, разрабатываемой по теме «Скиф». Опыт разработки ГДЛ, полученный ранее КМЗ «Союз» и переданный КБХА, позволил последнему уже в 1983-м году сдать две установки заводу имени Хруничева для установки на их объекты. Цитата: перегрев от 24.08.2018 16:50:31МЛТК-50 создан на базе этой машины чуть менее, чем полностью. Собственно, если и называть вещи своими именами, то МЛТК-50 и вот этот керогаз на картинке – одно и тоже изделие, только у МЛТК-50 за счет другой рабочей смеси на порядки снижена мощность. Оба устройства являются электроионизационными лазерами закрытой схемы. Что касается МЛТК-50, то он был создан позже тем же ТРИНИТИ в кооперации с НПО «Алмаз», НИИЭФА им. Д.В. Ефремова и Государственного внедренческого малого предприятия «Конверсия». Последнее, я полагаю, было создано на базе ФКМЗ. ![]() ![]() ![]() ![]() Цитата: перегрев от 24.08.2018 16:50:31Судя по фото, "Пересвет" совершенно определенно не является ГДЛ. Более того, имеются веские основания утверждать, что и электроионизационным лазером оно тоже не является Не берусь судить о достоверности этой информации, лично я по представленному фото в принципе не могу определить каких-либо признаков того, какой тип лазерной установки применён в «Пересвете». Пы.Сы. К сожалению, я не Майти Маус ![]() ![]() Отредактировано: osankin - 27 авг 2018 в 14:59
|
|
![]() |
rommel.lst ( Практикант ) |
27 авг 2018 в 13:52 |
Цитата: osankin от 27.08.2018 01:41:12
ЦитатаНе берусь судить о достоверности этой информации, лично я по представленному фото в принципе не могу определить каких-либо признаков того, какой тип лазерной установки применён в «Пересвете».
![]() |
osankin ( Слушатель ) |
27 авг 2018 в 14:47 |
![]() |
rommel.lst ( Практикант ) |
27 авг 2018 в 15:01 |
Цитата: osankin от 27.08.2018 14:47:39
![]() |
osankin ( Слушатель ) |
27 авг 2018 в 15:45 |
![]() |
rommel.lst ( Практикант ) |
27 авг 2018 в 18:50 |
Цитата: перегрев от 27.08.2018 18:40:07
![]() |
Бонивур ( Слушатель ) |
27 авг 2018 в 19:10 |
![]() |
перегрев ( Практикант ) |
27 авг 2018 в 19:12 |
![]() |
rommel.lst ( Практикант ) |
27 авг 2018 в 19:33 |
Цитата: перегрев от 27.08.2018 19:12:54
![]() |
перегрев ( Практикант ) |
27 авг 2018 в 19:51 |
![]() |
rommel.lst ( Практикант ) |
27 авг 2018 в 20:24 |
Цитата: перегрев от 27.08.2018 19:51:44
![]() |
Удаленный пользователь |
27 авг 2018 в 19:58 |
![]() |
Luddit ( Слушатель ) |
27 авг 2018 в 20:22 |
Цитата: OlegNZH_ от 27.08.2018 19:58:54
![]() |
Удаленный пользователь |
27 авг 2018 в 20:27 |
Цитата: Luddit от 27.08.2018 20:22:03
![]() |
Luddit ( Слушатель ) |
27 авг 2018 в 20:31 |
Цитата: OlegNZH_ от 27.08.2018 20:27:09
![]() |
Удаленный пользователь |
27 авг 2018 в 20:36 |
Цитата: Luddit от 27.08.2018 20:31:27
![]() |
Luddit ( Слушатель ) |
27 авг 2018 в 21:00 |
Цитата: OlegNZH_ от 27.08.2018 20:36:00
![]() |
Foxhound ( Слушатель ) |
27 авг 2018 в 21:09 |
Цитата: Luddit от 27.08.2018 21:00:47
![]() |
Luddit ( Слушатель ) |
27 авг 2018 в 21:15 |
Цитата: Foxhound от 27.08.2018 21:09:38
![]() |
Foxhound ( Слушатель ) |
27 авг 2018 в 21:22 |
Цитата: Luddit от 27.08.2018 21:15:21
![]() |
Удаленный пользователь |
27 авг 2018 в 21:30 |
Цитата: Foxhound от 27.08.2018 21:22:21
![]() |
Пенсионэр ( Слушатель ) |
28 авг 2018 в 05:17 |
Цитата: OlegNZH_ от 27.08.2018 21:30:07
![]() |
НАлЕ ( Профессионал ) |
28 авг 2018 в 08:44 |
Цитата: Foxhound от 27.08.2018 21:09:38
![]() |
НАлЕ ( Профессионал ) |
28 авг 2018 в 11:57 |
Цитата: Foxhound от 28.08.2018 11:49:35
![]() |
rommel.lst ( Практикант ) |
27 авг 2018 в 20:26 |
Цитата: OlegNZH_ от 27.08.2018 19:58:54
![]() |
Сердобольный ( Специалист ) |
01 сен 2018 в 20:06 |
Цитата: перегрев от 27.08.2018 18:40:07
![]() |
oleg27 ( Практикант ) |
01 сен 2018 в 22:57 |
![]() |
Сердобольный ( Специалист ) |
03 сен 2018 в 15:53 |
Цитата: перегрев от 02.09.2018 20:13:13
![]() |
osankin ( Слушатель ) |
30 авг 2018 в 23:13 |
![]() |
перегрев ( Практикант ) |
27 авг 2018 в 19:10 |
Цитата: osankin от 27.08.2018 01:41:12
ЦитатаИ только после успешных испытаний в Казани изделие монтировали в Таганроге на А-60 как летный образец для атмосферных испытаний. В дальнейшем после атмосферы планировались испытания на орбите по программе Скиф для установки в корабль "Полюс".
ЦитатаНе берусь судить о достоверности этой информации, лично я по представленному фото в принципе не могу определить каких-либо признаков того, какой тип лазерной установки применён в «Пересвете».
![]() |
osankin ( Слушатель ) |
28 авг 2018 в 00:23 |
Цитата: перегрев от 27.08.2018 19:10:40
![]() |
перегрев ( Практикант ) |
30 авг 2018 в 17:32 |
Цитата: osankin от 28.08.2018 00:23:38
Цитата: osankin от 28.08.2018 00:23:38
Цитата: osankin от 28.08.2018 00:23:38
![]() |
osankin ( Слушатель ) |
28 авг 2018 в 12:40 |
Цитата: перегрев от 27.08.2018 19:10:40
ЦитатаПерехожу к Теме N 4. Это об участии КБХМ в работах по созданию ПРО космического базирования. Это такая же бесславная страница в истории освоения космического пространства, как и создание системы «Энергия-Буран» и они тесно связаны
…
В июне 82 года в СССР были проведены крупные учения с пуском баллистических сухопутных и морских ракет, противоракет и спутников-перехватчиков. На Западе их назвали «Семичасовой ядерной войной». Военные в США потребовали немедленного развертывания работ по противоракетным и противоспутниковым системам. Уже в июле 82 года эти требования поддержал Рейган, а 23.03.83 он провозгласил Стратегическую оборонную инициативу /СОИ/, названную «Звездными войнами». У нас еще летом 74 года головную роль по созданию ударного космического оружия возложили Постановлением ЦК и СМ на НПО «Энергия», как на организацию, создающую долговременные орбитальные станции /ДОС/, в кооперации с Филями. Работы проводились в очень ограниченном объеме и в глубокой тайне. В мае 72 года в Москве был подписан договор по которому страны, в том числе и СССР, обязывались «...не создавать, не испытывать и не развертывать системы /компоненты/ противоракетной обороны морского, воздушного, космического и мобильно-наземного базирования». Подразделения, занимающиеся этой тематикой в НПО «Энергия» /в которые я ходил/ располагались в старинном здании заводоуправления с отдельным входом. Вход был по специальным пропускам с диагональной цветной полосой. Конкретно, к кому, и по каким вопросам ходил, не помню. Из старых знакомых там работал Володька Зайцев, с которым учились на одном потоке и М.Н. Иванов, который раньше работал в МОМ по Н1. Работами руководили зам. Глушко И.Н.Садовский и нач. комплекса Долгополов. Работы резко оживились после принятия в США программы СОИ. Планировалось создать на основе существующего научно-технического задела два боевых КА с лазерным и ракетным вооружением. Они должны были создаваться на ДОС, где стояли двигатели КБХМ С5.69 и С5.79. ДОС выводились УР-500. Первым должен быть создан КА с газодинамическим лазером. Такой лазер мощностью 1МВт был создан в филиале института Курчатова в Красной Пахре. Он прошел серию испытаний на летающей лаборатории ИЛ-76 с питанием от турбогенератора. Это для него мы пытались создать МГДг, о чем я писал ранее. Теперь этот лазер нужно было приспособить для войны в космосе. Головной организацией по созданию космического лазера стало НПО «Астрофизика». С 81 года к созданию базовых платформ и всех служебных систем были подключены Фили: КБ «Салют» Д.А Полухина и ЗИХ А.И. Киселева. Вскоре выяснилось, что газодинамический лазер по габаритам и весам намного превосходит возможности УР-500, работы были перенесены на РН «Энергия», где как раз требовались полезные нагрузки. Комплекс получил название 17Ф19 «Скиф». Получалось гигантское сооружение массой 95т. Даже для «Энергии» для вывода на опорную орбиту требовался доразгон, который осуществлялся 4 -мя попарно расположенными двигателями 11Д442. «Скиф-ДМ» /демонстрационно-макетный/ был выведен на промежуточную орбиту высотой 153 км. единственным пуском РН «Энергия» 15.05.87.
Двигатели 11Д442 должны были вывести объект на круговую орбиту 280 км. после его разворота на 180 градусов. Там за месячный срок проводилась бы проверка всех служебных систем.
Боевого лазера и мишеней для его проверки на борту не было. После выполнения работ двигатели выдавали тормозной импульс, и объект топился в южной части Тихого океана. Объект не мог сгореть при входе в плотные слои атмосферы, а его несанкционированное падение грозило крупными международными неприятностями, если не хуже. После поворота на 180 градусов не прошло отключение двигателей ориентации и стабилизации, и разворот продолжался, когда прошла команда на включение наших двигателей. Случайно в этот момент разворот достиг примерно 300 градусов и вместо доразгона прошел тормозной импульс, и объект приводнился в южной части Тихого океана вместе со 2-й ступенью РН. Вот так завершился первый и последний полет «Энергии». Некоторое время работы по созданию космических лазеров продолжались. На 88 год был запланирован пуск «Скифа-Д1» с боевым лазером и турбогенераторами, а не с химическими электробатареями, как на «ДМ». Для проверки его запуска в Филях был создан специальный испытательный стенд. Это четыре вертикальные 20-ти метровые башни, 10-ти метровые сферические емкости для криогенных компонентов, паутина трубопроводов и лазерная трасса длиной несколько сот метров. Эти сооружения, может быть, существуют до сих пор. Следующим за «Скифом-Д» шел «Скиф-Стилет» с инфракрасным лазером, тоже разработки НПО «Астрофизики» и тоже на РН «Энергия». Работы с газодинамическим лазером консультировал нобелевский лауреат академик Прохоров. Более мощным мог быть химический лазер, который разрабатывался в КБ «Энергомаш». Эти работы консультировал нобелевский лауреат академик Басов.
Глушко эти работы проводил в своем филиале в Приморске и в ГИПХ. Работы по созданию двигателя для разгонного блока на фторе были прекращены в 77 году, но работы по химическому лазеру на фтористом водороде продолжались.
Руководителем филиала Глушко непосредственно в ГИПХ был В.В.Фокин, с которым мы учились в одной группе. У них в 87-м была особая охрана, режим сверхсекретности и никакой конкретной работы. Они просто мучились от безделья. После разногласий с руководителем филиала в г. Приморске, Фокина, который был беспартийный, на общем профсоюзном собрании исключили из членов профсоюза. Это был, по-моему, уникальный случай в нашей отрасли. Фокин поехал в Москву, чтобы поговорить с Глушко, но тот его не принял. Фокин обратился к Николаю Устинову, который учился на нашем потоке и с которым у Фокина были приятельские отношения. Он попросил его переговорить с Глушко, но Николай сказал, что ему проще переподчинить филиал Глушко в ГИПХ под НПО «Астрофизика», как головную организацию по лазерам. Это и было сделано. Когда я был у Фокина на рабочем месте, за его спиной был большой портрет Д.Ф.Устинова, а
на столе стояла фотография Устинова младшего с дарственной надписью
. До практических работ по подготовке к применению химического лазера в космосе дело не дошло. Расчеты показали невозможность его применения для отражения массового ракетного нападения. В кооперации по работам со всеми типами лазеров участвовали десятки предприятий, были истрачены миллиарды, которых с половины 80-х годов не хватало и приходилось прибегать к иностранным займам. Уже в сентябре 87-го года приказом 1-го зама МОМ Догужиева работы по созданию космических лазеров в Филях были приостановлены и так и не возобновились.
ЦитатаРазработка лазерного комплекса воздушного базирования для борьбы с автоматическими дрейфующими аэростатами 78Т6 "Дрейф" начата в 1975 г. по тактико-техническому заданию, согласованному с ВВС в части комплекса в целом и с Войсками ПВО в части бортового лазерного комплекса. Начальником тематического отдела ЦКБ "Алмаз" по разработке комплекса «Дрейф» в 1978 году был назначен Мансуров Н.А. В Филиале Института атомной энергии им И.В.Курчатова при участии со стороны ЦКБ «Алмаз» Захарьева Л.Н., Поляшева Н.Н., Зуева Г.М., Феофилактова В.А., Морозова В.В. и др. успешно прошла отработка стендового образца полномасштабного лазера. Мансуров Н.А. и Цыганенко Н.В. руководили разработкой конструкторской документации и изготовлением аппаратуры бортового комплекса. В работе принимали участие и ТАНТК им. Г.М.Бериева и Казанский моторостроительный завод «Союз», где совместно с Зарембой В.Д., Бондаревым Ю.А., Богдановым В.А., Степановым Н.А., Фахрутдиновым И., Беляковым Ю. и др. решались производственные вопросы.
...
в 1970-е годы под руководством академика О.Н.Фаворского в МНПО «Союз» был создан уникальный газодинамический лазер мощностью 180 кВт, работавший на воздухе, отбираемом от ТРД Р-27В-300. Использовались штатные системы отбора воздуха (расход – 10 кг/сек), ранее используемого для самолетов ВВП. Подобного непрерывно работающего ГД-лазера с удельной мощностью 18 кВт/Н более нигде не было. Конструкция успешно испытывалась в работе на базе ВВС в Чкаловском. По рассказу самого О.Н. Фаворского: "Работы по газодинамическому лазеру шли в то время, под грифом «совершенно секретно». Сейчас, за давностью лет и закрытием тем, вся эта информация уже вполне доступная для печати. Это был конкурент электроразрядному импульсному лазеру. Он был и легче и меньше его. Его испытывали в Монино. Была делегация военных, возглавлял её Павел Степанович Кутахов. Поставили стальную плиту в ладонь толщиной, включили лазер и прожгли сквозную дыру примерно 50х50 мм".
ЦитатаВ газодинамических лазерах (ГДЛ) источником энергии излучения служит тепловая энергия молекулярного газа, равновесно нагретого до высоких температур. Исследования ГДЛ развернулись в 1974 году. Была создана экспериментальная установка, в которой нагрев газа осуществлялся с помощью электрического взрыва. Рекордные удельные энергетические характеристики излучения ГДЛ достигнуты благодаря изобретению соплового блока с оригинальной системой смешения нагретого азота с рабочей молекулой (С02) и газом релаксантом (Не, Н20). Полученные удельные энергетические характеристики ГДЛ превосходят соответствующие удельные характеристики электроразрядных лазеров и близки к максимальным характеристикам лучших химических лазеров.
Цитата"Скифово" племяВ 1981 г., когда от теоретического этапа создания "советской СОИ" пора было переходить к экспериментальному, к работам по программам создания аппаратов "Скиф" и "Каскад" НПО "Энергия" подключило свой новый филиал и старых партнеров - Конструкторское бюро "Салют". Это была испытанная временем и хорошо зарекомендовавшая себя кооперация "Подлипок" и "Филей". Все предыдущие тяжелые орбитальные станции типа ДОС "Салют" разрабатывались совместно этими двумя фирмами. Также КБ "Салют" принимало участие в создании орбитальных пилотируемых станций 11Ф71 "Алмаз" и транспортных кораблей снабжения 11Ф72 ТКС. Поэтому, оставив за собой главенство в программе "советской СОИ", В.П.Глушко передал в 1981 г. работы над созданием базовой платформы и всех служебных систем для "Скифа" и "Каскада" в КБ "Салют", руководимое Генеральным конструктором Дмитрием Алексеевичем Полухиным. Изготавливать космические боевые станции должен был Московский машиностроительный завод имени М.В.Хруничева, во главе которого стоял Анатолий Иванович Киселев. На этом предприятии были собраны все советские орбитальные станции "Салют", "Алмаз" и корабли ТКС.Борьба с баллистическими ракетами оказалась слишком сложной проблемой. Потому заказчик - Министерство обороны СССР - решило начать сперва разработку эффективного противоспутникового оружия. Ведь вывести из строя КА значительно проще, чем обнаружить и уничтожить летящую боеголовку. Тем самым в Советском Союзе стала разрабатываться так называемая программа "анти-СОИ". Эта система должна была уничтожать будущие американские боевые КА, тем самым лишая США защиты от ядерных ракет. Эти советские станции-"убийцы" хорошо укладывались в рамки военной доктрины СССР, предусматривавшей так называемый "упреждающий ответный удар", согласно которому сначала советские космические станции "анти-СОИ" должны были вывести из строя американские станции СОИ, а затем уже стартовали бы советские баллистические ракеты для нанесения удара по территории противника.Задачи, которые ставились заказчиком - Министерством обороны - перед боевой станцией с лазерным оружием были очень многочисленные. Аппарат 17Ф19 "Скиф" получался достаточно большим и сложным. НПО "Астрофизика" никак не удавалось "уложить" лазерные "пушки" в отведенные Минобороны и НПО "Энергия" массы и энергетику. Работы по "Скифу" шли медленнее, чем хотелось бы военным.В 1983 г. Соединенные Штаты объявили о начале работ по программе Стратегической оборонной инициативы, в том числе и над ее космическим сегментом. Это послужило мощным стимулом для ускорения работ по "советской СОИ". Программы "Скиф" и "Каскад" получили мощную политическую поддержку, а следовательно и финансовую.Именно в этот момент появился промежуточный вариант аппарата с лазерным оружием. Хотя, промежуточным его назвать трудно, так как в последующем работам над этой станцией были отданы огромные усилия многих организаций, затрачены массы средств и времени. По сути дела, это стало первоочередным направлением в рамках программы разработки космического лазерного оружия.Решение было с первого взгляда достаточно простым: установить на КА уже созданный и проверенный лазер для испытаний его в космосе. Выбор пал на лазерную установку мощностью 1 МВт, созданную одним из филиалов Института атомной энергии им. И.В.Курчатова. Этот газодинамический лазер, работающий на углекислом газе, был разработан для установки на самолетах Ил-76. К 1983 г. он уже прошел летные испытания.История авиационного лазерного проекта, тесно переплелась с проектом космического лазера. Поэтому, несмотря на то, что она лежит за пределами темы статьи, о ней стоит коротко рассказать. К тому же описание лазера на Ил-76 дает представление о лазере для испытаний в космосе.Однажды в Соединенные Штаты попал ТАССовский снимок, сделанный в Летно-исследовательском институте. На нем был запечатлен вертолет Ка-32. На заднем плане стоял Ил-86ВКП - воздушный командный пункт, предназначенный для управления стратегическими силами СССР в случае ядерной войны. Характерную надстройку на спине самолета американцы приняли за лазерную боевую установку. Они исходили из аналогии со своим самолетом NKC-135ALL (Airborne Laser Laboratory). Этот самолет в рамках работ по противоракетной обороне в 1982 г. над полигоном Уайт-Сэндз с помощью боевого лазера выполнил успешный перехват летящей ракеты AIM-9B Sidewinder. Однако Ил-86ВКП не имел никакого отношения к аналогичной советской программе.Боевой лазер испытывался на самолете Ил-76МД с бортовым номером СССР-86879 (иначе его называли Ил-76ЛЛ с БЛ - летающая лаборатория Ил-76 с боевым лазером). Выглядел этот самолет своеобразно. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2,1 МВт. Вместо штатного метеорадара на носу был установлен огромный бульбообразный обтекатель на специальном переходнике, к которому снизу был пристроен продолговатый обтекатель поменьше. Очевидно, там размещалась антенна системы прицеливания, которая крутилась во все стороны, ловя цель.Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.Доработку самолета выполнял Тагонрогский авиационный научно-исследовательский комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова.Авиационный вариант мегаватного лазера в серию пошел как А-60. Правда, первый самолет-летающая лаборатория Ил-76МД СССР-86879 с боевым лазером в 1989 г. сгорел на аэродроме базирования Чкаловская. Однако, по информации газеты "КоммерсантЪ", второй А-60 проходит испытания до сих пор. Причем, по информации неназванного источника в Минобороны РФ, работы по теме А-60 в числе немногих военных российских перспективных проектов получают из государственной программы вооружений финансирование в полном объеме.Аппарат, предназначенный для установки на нем мегаваттного лазера с Ил-76ЛЛ с БЛ, получил обозначение 17Ф19Д "Скиф-Д". Буква "Д" обозначала "демонстрационный". 27 августа 1984 г. министр общего машиностроения Олег Дмитриевич Бакланов подписал приказ N343/0180 о создании 17Ф19Д "Скиф-Д". КБ "Салют" было определено головным по его созданию. Этим же приказом была официально утверждена программа по созданию последующих военных КА тяжелого типа. Затем приказом по МОМ N168 от 12 мая 1985 г. была установлена кооперация предприятий, изготавливающих "Скиф-Д". Наконец, в связи с тем, что противоракетная тематика была одним из приоритетнейших направлений, по "Скифу-Д" вышло 27 января 1986 г Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР N135-45. Такой чести удостаивался не каждый советский КА. По этому Постановлению первый запуск на орбиту "Скифа-Д" должен был состояться во втором квартале 1987 г."Скиф-Д" был прежде всего экспериментальным КА, на котором должны были отрабатываться не только лазер, но и некоторые штатные системы следующих аппаратов, создаваемых в рамках программы "советской СОИ". Это были системы разделения и ориентации, система управления движением, система электропитания, система управления бортовым комплексом.
Аппарат 17Ф19Д должен был продемонстрировать также принципиальную возможность создания КА для уничтожения целей в космосе. Для испытаний лазера на "Скифе-Д" планировалось установить специальные мишени, имитирующие вражеские ракеты, боеголовки и спутники. Однако разместить такой мощный лазер на аппарате класса станции ДОС было невозможно. Выход нашелся быстро. К 1983 г. стал виден "свет в конце туннеля" с РН 11К25 "Энергия". Этот носитель мог разгонять до скорости, близкой к первой космической, полезную нагрузку массой около 95 тонн. Именно в такую массу вписывался и аппарат с мегаваттным авиационным лазером.
...