Брак по расчету: ЕС соглашается на газовую зависимость от России.
Не надо удивляться тому, что экспортная цена «Газпрома» на свое сырье серьезно возросла в текущем году –
считает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым вопросам
Алексей Гривач.
Нефтяная конъюнктура благоволит ценам на газДело в том, что «Газпром» сообщил о том, что данная российская компания ожидает среднюю цену газа в 2018 году на уровне в 230-240 долларов за 1 тысячу кубометров против 196,7 долларов, которым равнялся данный показатель в 2019 году.
Это логично, поскольку в текущем году значительно выросли цены на нефть по сравнению с 2017 годом. Если в начале сентября прошлого года баррель нефти Brent стоил 53,90 долларов, то сейчас его цена равняется 77,73 долларам. При этом, важно то обстоятельство, что
нефть в текущем году демонстрирует сначала устойчивый рост, а затем и стабильность цен, причем на весьма комфортном уровне.
Важно, что речь здесь идет о крайне благоприятном диапазоне в 70-80 долларов за баррель, что, естественно, не могло не отразиться на ценах на российский газ, которые формируются в соответствии с динамикой цен, на основе которой построены международные контракты.
«Эта новость, кстати говоря, говорит о том, что в «Газпроме» рассчитывают на то, что цена на газ в четвертом квартале 2018 года еще возрастет ввиду той актуальной динамики, которая в настоящий момент существует на рынке», - резюмирует Гривач.
В 2018 году цена на газ продолжает растиВспомним июньское выступление главы компании «Газпром» Алексея Миллера, в котором тот, во-первых, заявил, что его структура планирует поставить в страны Европейского союза порядка 200 млрд кубометров газа, и это станет для нее историческим рекордом, а, во-вторых, что цена за экспортированный Россией газ выросла во втором квартале 2018 года до 238 долларов.
В то же время, в первом квартале 2018 года средняя экспортная цена российского газа составила 232 долларов, и это говорит о том, что на рыночные цены на газ продолжают действовать те показатели, которые сложились в энергетике в 2017 году.
Директор Института национальной энергетики
Сергей Правосудов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что перед нами нормальная динамика для современного рынка газа, особенно учитывая структуру формирования его рыночной цены.
«Все базовые контракты «Газпрома» привязаны к цене на нефть. Просто там существует лаг в полгода, после которого идет индексация экспортных цен на данное сырье в рамках существующих международных соглашений», - констатирует Правосудов.
Цены на газ формируются на основе долгосрочных контрактов «Газпрома»По этой причине, в апогей падения рыночных цен на нефть, цены на газ долгое время держались на высоком уровне, и просели несколько позже, что связано со структурой данного рынка и системой формирования цен по долгосрочным газпромовским контрактам.
«Конечно, часть европейских контрактов привязано к европейским биржевым контрактам, но
последние также ориентируются на рыночные цены «Газпрома». Они вынуждены это делать, поскольку российская компания занимает треть европейского газового рынка, и это крайне существенный фактор в формировании итогового порядка цен на газ в Евросоюзе», - заключает Правосудов.
При этом, необходимо понимать, что
почти всегда российское предложение является наиболее выгодным для потребителей из Европы, а их недовольство вызывает тот факт, что «Газпром» предлагает европейским государствам совершенно разный ценовой подход.
Кто закупает больше всего российского газа, тот и получает скидку на цену, кто меньше – получает несколько иное предложение. Именно данное обстоятельство является предметом недовольства Польши по формату газового сотрудничества России и Германии, ведь немцы не только закупают больше всех российского газа среди государств Евросоюза, но и берут его по наиболее низкой цене.
Конъюнктура благоволит «Газпрому»«Поэтому именно базовые соглашения «Газпрома» и формируют рыночную цену на газ в Евросоюзе.
Если цена на нефть изменяется, то и цена на газ с некоторым запозданием ползет вверх, как в данной конкретной ситуации», - резюмирует Правосудов.
Впрочем, важной для «Газпрома» является не только цена, но и общий объем экспорта в европейские страны, который планируется в 2018 году на уровне в
195-200 млрд кубометров газа. Например, в 2016 году «Газпром» поставил в страны Европейского союза 179 млрд кубов газа, а в 2017 данный показатель вырос еще и составил 193,9 млрд газа, поэтому наш экспорт демонстрирует постоянный рост.
Это также говорит о том, что позиции «Газпрома» все больше и больше укрепляются на европейском рынке, и есть вероятность того, что наша компания увеличит свое место в энергетике Евросоюза
до 40 процентов от местного газового потребления.
«Газпрому» важен, как объем поставок, так и цена на газ. Ведь российская компания не будет поставлять газ себе в убыток, и в случае резкого падения цен, наверняка, постарается минимизировать поставки. Впрочем, это чисто гипотетическая ситуация, и на сегодня «Газпром» продолжает постоянно увеличивать объемы своего экспорта в европейские страны», - констатирует Правосудов.
т.о. Сотрудничество со стабильным и предсказуемым поставщиком
полностью устраивает Европу, которая продолжает увеличивать свою "зависимость" от "Газпрома".