Россия в лицах
37,096 94
 

  Удаленный пользователь
07 сен 2018 21:25:02

Ползунов, Иван Иванович

новая дискуссия Дискуссия  171

Иван Ползунов родился 14 марта 1728 года в Екатеринбурге в семье солдата государственных строительных работ, выходца из крестьян Туринского уезда Тобольской губернии Ивана Алексеевича Ползунова и его жены Дарьи Абрамовны[1]. В 17381742 годах Иван обучался арифметике и словесности в Горнозаводской школе при Екатеринбургском металлургическом заводе, после чего был определён учеником к главному механику уральских заводов Н. Бахареву. У него Ползунов прошёл полный цикл ученических работ: механику, расчёты, чертежи, знакомство с работой заводских машин и металлургическим производством[2].
Переезд в Барнаул и начало карьеры

Памятник в Барнауле перед зданием Алтайского государственного технического университета
В 1747 году главный командир Колывано-Воскресенских заводов Андреас Беэр, направлявшийся на место своей новой службы в Барнаул, остановился проездом в Екатеринбурге. Здесь он, пользуясь предоставленным ему правом, отобрал для царских заводов большую группу горных специалистов, в число которых и вошёл 18-летний Иван Ползунов[3][4].
При Барнаульском медеплавильном заводе Иван получил должность гиттеншрейбера[5] — смотрителя и учётчика при плавильных печах. Здесь он показывает хорошие результаты и одарённость, изучает особенности процесса плавки металла, вникает в детали и тонкости, изучает в заводской библиотеке труды М. В. Ломоносова. Начальство завода, видя способности Ползунова, часто помимо основной работы, загружает его различными организационными поручениями. 11 апреля 1750 года, по представлению одного из руководителей Иоганна Христиани, Ползунов был произведён в младший шихтмейстерский чин с увеличением оклада до 36 руб. в год[2][5].
26 июня 1750 года Иван Ползунов получил задание проверить, правильно ли выбрано место для пристани на реке Чарыш, а также измерить и описать дорогу до Змеиногорского рудника[4]. Иван осмотрел место для пристани, а затем прошёл с мерной цепью до самого рудника, отмерив 85 вёрст 400 сажен, всю трассу обозначил кольями, указал места для ночёвки обозов с рудой. Длина будущей дороги оказалась в 2 раза короче действующей рудовозной. После этого задания, Иван Ползунов отправляется на Красноярскую пристань, где вплоть до 1751 года занимается строительством различных хозяйственных построек (рудного сарая, караульной избы), приёмкой и отправкой руды по Чарышу и Оби на Барнаульский завод[6].
В ноябре 1753 года Ползунов получает очередное назначение — смотрителем за работой плавильщиков, а потом переводится на Змеиногорский рудник. Там он принимает участие в постройке новой лесопилки близ плотины. Эта пильная мельница стала первым серьёзным заводским сооружением, возведённым под руководством Ползунова. Она представляла собой следующий механизм: от вращающегося водяного колеса осуществлялась передача двум лесопильным рамам, на которых перемещались брёвна. Механизм передачи представлял сложный комплекс движущихся деталей, в состав которого входили: кулачковая передача, зубчатая передача, валы, кривошипы, шатуны, храповые колёса и канатные вороты.
В ноябре 1754 года, по поручению Иоганна Христиани, Ползунов был определён на завод заниматься организацией работы мастеровых, а также контролем над исполнением работ. В 1755 году ему даётся новое поручение — поиск причин брака продукции нового стекольного завода в верховьях Барнаульского пруда[7]. Изготавливаемая там посуда имела множество признаков брака и имела низкую прозрачность. Иван пробыл на заводе около месяца, изучил технологию варки стекла и нашёл причину дефекта — стекольные мастера неверно охлаждали посуду[3].
Поездка в Петербург
В январе 1758 года унтершихтмейстеру Ползунову, как одному из самых способных служащих при Барнаульском заводе, доверили сопровождение каравана с драгоценными металлами в Санкт-Петербург[5]. Груз из 3400 кг серебра и 24 кг золота полагалось сдать на Монетный двор лично его директору Ивану Шлаттеру. Также Ивану Ползунову был вручён для передачи в Кабинет пакет с документами и большая сумма денег для закупки товаров, нужных заводу.
Потратив 64 дня на дорогу и посетив проездом родной Екатеринбург, Иван благополучно прибыл вместе с грузом в Санкт-Петербург. После этого он провёл ещё 3 месяца в Москве, занимаясь приобретением необходимых товаров — полотна, бумаги, тканей, книг, упряжи для лошадей, мелкой утвари и т. д.
Повышение по службе
В 1759 году Иван Ползунов получил первый обер-офицерский чин. Изучал книги по металлургии и минералогии. В 1763 году разработал «огненный» (паровой) двигатель и был произведён в «механикусы» с чином и жалованием инженерного капитан-поручика.
Отредактировано: Коллекционер мыслей - 01 янв 1970
  • +0.00 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  Удаленный пользователь
07 сен 2018 21:25:40
Паровая машина
Проект парового двигателя мощностью 1,8 л. с. Ползунов разработал в 1763 году. В январе 1764 года он приступил к созданию действующей «огнём» машины. В Центральном Государственном историческом архиве СССР хранятся подлинные чертежи паровой машины с его личной подписью («механикус Иван Ползунов»). К чертежам приложена пояснительная записка, составленная автором в декабре 1765 года, когда Ползунов закончил постройку паровой машины[8].
Паровая машина Ползунова была первым в мире двухцилиндровым двигателем с работой цилиндров на один общий вал, что впервые в мире позволило двигателю работать без какого-либо использования гидравлической энергии, то есть, в том числе на совершенно безводном месте, что было огромным шагом вперёд по сравнению с существовавшими тогда паровыми машинами, не способными обходиться без вспомогательного гидравлического привода. Однако это была всё ещё пароатмосферная машина, то есть пар использовался только для подъёма поршня, который опускался под влиянием атмосферного давления[9].
Проект был послан Екатерине II, и она наградила Ползунова 400 рублями и повысила в чине на две ступени (до капитан-поручика). Президент Берг-коллегии И. А. Шлаттер при этом оценил проект словами: «за новое изобретение почесть должно», однако, очевидно, недостаточно вник в его суть, так как предложил объединить новый двигатель с водяными колёсами в соответствии с британским опытом.
В 17641766 годах Ползунов сконструировал новый паровой двигатель для привода дутья плавильных печей. Двигатель имел рекордную для своего времени мощность 32 л. с. и впервые позволил отказаться от водяных колёс в реальном заводском производстве.
Новизну установки и её достоинства оценил Э. Г. Лаксман, посетивший в 1765 году Барнаул. Он писал, что Ползунов — «муж, делающий честь своему отечеству. Он строит теперь огненную машину, совсем отличную от венгерской и английской».
Ползунов умер 27 мая 1766 года от чахотки за неделю до пробного пуска машины, по всей видимости, напряжение работы сыграло в этом свою роль. Могила была утрачена в советское время[10]
Модель паровой машины была взята в Кунсткамеру, сама же машина была испытана учениками Ползунова, окупила себя и успела даже принести прибыль. Однако, вследствие поломки после трёх месяцев работы была разобрана и заменена на обычный гидравлический привод.
Действующая модель машины Ползунова хранится в Алтайском государственном краеведческом музее в Барнауле.

  • Двухцилиндровая паровая машина Ползунова


  • Воспроизведение паровой машины Ползунова


Память

Мемориальная доска на здании Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова

Мемориальная доска в Барнауле

Мемориальная доска в Барнауле, на доме где работал Ползунов

Улица Ползунова в Барнауле
  • +0.05 / 6
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
23 сен 2018 21:16:23

При СССР создали действующую модель машины Ползунова, а сейчас пришли "жениивановы" и уничтожили уникальное производство, прославляющее историю страны.

В 1947 г. было образовано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Тогда же в подчинение созданному обществу был передан Политехнический музей, до этого находившийся в ведении Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР.
В постановлении I съезда Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний об итогах деятельности за 1947 г. и о плане работ на 1948 г. от 28.01.1948 г. указано, что съезд поручает Правлению Общества «организовать производство для нужд Общества диапозитивов, иллюстрационных фонарей, карт, плакатов и других пособий, могущих быть использованными как наглядный материал при чтении лекций». По всей видимости, это постановление послужило отправной точкой организации Художественно-производственных мастерских (ХПМ) Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, которые и были созданы в 1948−49 гг.
В первые годы своей работы мастерские выполняли для Политехнического музея, в основном, малярно-плотницкие, хозяйственные и ремонтные работы. Одним из первых предметов, изготовленных мастерами ХПМ и принятых в 1951 г. в музейный фонд, стал портрет академика С.И. Вавилова. В следующем, 1952 г., музейный фонд пополнился несложными в изготовлении деревянными моделями стана для проката цветных металлов, типографского пресса и железнодорожного моста. Специально для выставки «500 лет со дня рождения Леонардо да Винчи», организованной в Политехническом музее в 1952 г., мастерскими были изготовлены модели токарного станка и станка для полировки плоских оптических стекол конструкции знаменитого художника и изобретателя. Также была выполнена модель «Станок-автомат для насечки напильников по проекту Леонардо да Винчи». 
В конце 1950-х гг. мастерские перешли к выполнению более сложных музейных заказов. Выполняемые ими для музея на протяжении более чем 30 лет макеты и модели в массе своей являлись технически сложными и даже уникальными объектами и, будучи размещёнными в экспозициях музея, вызывали неизменный интерес и восхищение посетителей. В 1963 г. в залах Политехнического музея появился первый робот экскурсовод, изготовленный авторским коллективом сотрудников 
В 1963 году Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний было переименовано во Всесоюзное общество «Знание». Предположительно, тогда же Художественно-производственные мастерские, являвшиеся структурной единицей общества, получили новое название: Опытно-экспериментальная фабрика наглядных пособий и демонстрационной аппаратуры (ОЭФНП и ДА) Всесоюзного общества «Знание». ОЭФНП и ДА имела собственный Художественно-технический совет (с 1972 г. – Художественный совет) и осуществляла художественное и техническое оформление экспозиций музея.
В том же 1963 г. в залах Политехнического музея появился первый робот экскурсовод с дистанционным управлением, изготовленный авторским коллективом сотрудников фабрики – конструкторами М.А. Александровым и В. Богатовым и художником М.Гороховым. Робот получил имя «Сепулька» и со временем стал одним из символов музея. Сегодня он встречает посетителей на выставке «Россия делает сама», организованной в 26 павильоне на ВДНХ.
Сразу после запуска первых космических аппаратов в Политехническом музее был создан отдел Космонавтики. К этому времени фабрика расширила специализацию и занялась изготовлением масштабных макетов космических аппаратов. Для нового раздела музейной экспозиции фабрикой было изготовлено около восьмидесяти моделей и макетов космических летательных аппаратов – искусственных спутников Земли, межпланетных автоматических станций, космических кораблей, луноходов. Среди них особенно выделяются такие объекты, как макет космического корабля, выполненный по проекту К.Э. Циолковского, макеты автоматической межпланетной станции «Луна-9», космического пилотируемого корабля «Восток» и аппарата «Луноход-1».

Среди наиболее важных и заметных работ периода 1960−80-х гг. можно назвать макеты трубоволочильного стана, электростанций разных типов и первой ядерной реакторной установки, действующие макеты «Современная механизированная шахта», «Открытый способ добычи ископаемых» и «Ректификационная колонна». Действующую модель «Машина паровая И.И. Ползунова», демонстрационные стенды «Таблица Д.И. Менделеева (периодическая система химических элементов)», «Строение атома» и «Турбинное бурение». Эти ключевые работы определяли архитектурный облик экспозиций музея того времени. 

В помощь лекторам Всесоюзного общества «Знание» мастерами фабрики был разработан специальный комплект оборудования для выездных лекций «Чемодан лектора». В комплект входили радиограммофон, фильмоскоп, предназначенный для демонстрации рулонных диафильмов, указка с подсветкой, транзисторный приёмник, динамический микрофон и переносной экран. 
В 1983 г. директором ОЭФНП и ДА был назначен С.В. Ковалевский. Под его руководством в 1991 году фабрика была преобразована в Опытно-экспериментальный комбинат «Знание», а в апреле 1992 г. получила название «Производственная фирма «ПолиТех».
В период 1992−93 гг. «Производственная фирма «ПолиТех» изготовила по заказам музея 12 предметов – макетов, моделей, учебно-демонстрационных и вспомогательных экспозиционных устройств. В последующие годы фирма «ПолиТех» крупных макетов для музея не изготавливала, а сосредоточилась на выполнении реставрационных и художественно-оформительских работ. С конца 1980-х гг. фирма всё больше внимания уделяла оформлению и созданию экспозиций и выставок для сторонних организаций. Все последние экспозиции Политехнического музея делались без участия мастеров фирмы «ПолиТех». 
После 2000 г. пути Политехнического музея и производственной организации, выросшей из Художественно-производственных мастерских (ХПМ) Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, разошлись окончательно.

  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
  Удаленный пользователь
23 сен 2018 21:55:36



Скорее Андрюши продали за пару пузырей
Жующий попкорн
  • -0.08 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
23 сен 2018 21:59:01

Ты этим по жизни занимаешься?! Оно и видноПозор
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
  sergant ( Слушатель )
24 сен 2018 10:45:21

Обычная судьба изобретателя и его изобретения в царской России.
  • +0.03 / 2
  • АУ