Народ – это большой ребёнок. Если его обидеть, он начинает действовать по принципу «Назло мамке отморожу уши». По этому принципу построено протестное голосование, когда голосуют не умом, а сердцем, за кого угодно, хоть за лошадь Калигулы– лишь бы не за тех, кому хотят отомстить. У взрослых это называется «синдром Карандышева» – помните, того, кто в фильме «Жестокий романс» стрелял в бесприданницу Ларису Огудалову со словами «Так не доставайся же ты никому…» А ещё лучше – вообще не ходят голосовать.
Социологи и политологи, как озабоченные семеро нянек, у которых одно дитя оказалось без глаза, начинают объяснять случившееся эмоциональным разочарованием народа. Вот, дескать, до чего его довели пенсионными реформами, народ не видит смысла голосовать, разочаровался и впал в апатию. Но вы представляете, что это за ответственность у народа, когда он способен решать судьбу себя и своей страны только в хорошем настроении? На этом нормальная политическая система основываться не может. Как же можно быть хронически недовольным всем происходящим, а когда предоставляется возможность выразить своё отношение к этому путём голосования – отказаться от этой возможности?
И это объясняют социологи. Говорят – понимает народ, что голосовать бесполезно. Потому и не ходит. Но почему бесполезно? Вон в некоторых городах ЛДПР и КПРФ серьезно потеснили «Единую Россию». Может, выбрали и не самых профессиональных, но такова была воля народа. И это его ответственность.
Есть мнение, что пенсионная реформа – не причина, а повод. На Дальнем Востоке раздражение накапливалось давно и сейчас прорвалось в протестном голосовании, когда компетенция избранника – самое последнее, на что обращает внимание избиратель.
Бороться за власть по правилам «Единая Россия» по-прежнему не может. Самые харизматичные конкуренты было сняты с партийных списков, допущенных к выборам. Кандидаты боролись не столько за голоса избирателей, сколько за попадание в те списки, которые будут допущены к голосованию. Так, в Ярославской области сняли списки «Яблока», в Ненецком автономное округе – списки партии «Великое отечество», в Забайкалье – партии «Родина»,В в Калмыкии – «Коммунистов России», в Якутии – партии «За справедливость».
На выборах мэра Москвы лидера партии «Коммунисты России» Максима Сурайкина сняли с выборов. Везде были оставлены только явные спойлеры. Но и в этом случае в двух регионах в борьбе за пост губернатора представителей ЕР победили кандидаты от ЛДПР и КПРФ. Теперь там предстоят вторые туры. Согласованного же с властью орловского губернатора Андрея Клычкова от КПРФ решили не трогать – его конкурент Виталий Рыбаков не прошёл муниципальный фильтр и вынужден был снять свою кандидатуру.
Учитывая, что на выборы не пришло прядка 60-70% избирателей, социологи считают рискВ переворотаВ в целях сноса режима власти значительно возросшим. То есть если активное меньшинство станет что-то делать, пассивное большинство не станет ему мешать и даже с симпатией станет наблюдать за происходящим. Во всяком случае, Запад теперь ставит не на заговор в верхах, а именно на рост пассивной массы. Учитывая, что стране предстоит дальнейший рост цен и налогов и падение уровня жизни, раздражение масс в адрес власти имеет потенциал нарастания. В этой ситуации активные группы меньшинства вполне могут создать нужную для беспорядков ситуацию.
Шаг за шагом возникает атмосфера, когда верхи всё больше не могут управлять по-старому, а низы по-старому жить не хотят. Значит, в ближайшие два года в стране произойдут коренные политические реформы. Контуры этих реформ складываются сейчас, на региональных выборах, являющихся полигоном для испытаний параметров будущей политической системы.