В скором времени
Чикаго станет первым городом Америки, правительство которого реализует на муниципальном уровне идею о безусловном базовом доходе (UBI) населения. Теория о том, что для стимула экономики достаточно разбрасывать деньги с вертолетов, которые граждане затем будут активно тратить, совсем не нова. Собственно, на ней была построена идеология кейнсианской экономической школы в XX в. Сейчас, впрочем,
идея о базовом доходе получила второе дыхание. Политики обеспокоены тем, что
в недалеком будущем развитие искусственного интеллекта и автоматизации уничтожит большую часть рабочих мест. В этом случае базовый доход станет подспорьем для широких слоев населения, которые останутся без своей основной работы и не смогут приспособиться к новым реалиям. Первыми странами, которые начали вводить у себя базовый доход, стали социалистические экономики Скандинавии. Впрочем, даже там пока что такая мера носит временный и экспериментальный характер.
Руководство Чикаго для начала собирается отобрать 1000 семей из бедных районов города, которые станут ежемесячно получать около 500 долларов из муниципального бюджета. В случае успеха предполагается расширить выборку получателей “пособия” до 10,000 семей. Программой заведует уходящий мэр Чикаго Рам Эманюель — в прошлом один из самых влиятельных стратегов Демократической партии и советник Барака Обамы.
Учитывая плачевное состояние дел в городе и его низкие рейтинги одобрения, Эманюель совсем не стремится выдвигаться на третий срок. Для него реализация программы базового дохода — шанс покинуть свой пост на позитивной волне: так, чтобы его наследие вспоминали именно в таком контексте.
А
проблем у Чикаго сейчас с избытком. Не проходит и недели без того,
чтобы десятки людей не погибли во время перестрелок уличных банд на улицах города. В этом году
Чикаго находится на первом месте по количеству убийств среди городов США. Что интересно, в городе и в штате Иллинойс в целом действуют строжайшие законы о владении оружием. Здесь, например, крайне сложно получить лицензию на хранение и ношение даже обычных пистолетов. А всевозможные полуавтоматические винтовки и попросту запрещены. Если верить заверениям либеральной общественности, то такие законы должны были свести на нет убийства с применением оружия. Однако на деле ситуация получается совсем иная.
Чикаго находится на грани дефолта.
Долги мэрии в прошлом году оценивались более чем в 20 млрд долларов — это примерно 7,500 долларов на каждого жителя Чикаго. При этом
пенсионные долги городских властей, которые считаются отдельно, на текущий момент превышают 32 млрд долларов. Откуда взять деньги на выплату этих долгов — неясно.
Повышать налоги — не выход, они и так находятся на рекордных уровнях в сравнении с остальной Америкой. Занимать на рынке облигаций становится все сложнее и сложнее —
уже сейчас котировки городских займов превышают 6% (преддефолтный показатель). Искать помощи у штата тоже нет смысла —
Иллинойс и сам имеет невыплаченные долги порядка 250 млрд долларов.Конечно,
в таких условиях кажется безумием внедрять в городе систему базового дохода. Однако с точки зрения политической логики для нынешнего мэра это правильный шаг. Он ведь не хочет запомниться как политик, доведший Чикаго до дефолта. Лучше войти в историю человеком, впервые реализовавшим программу базового дохода в крупном городе Америки.
//Малек Дудаков