«Два Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти...»
4,457 15
 

  Удаленный пользователь
15 сен 2018 17:20:56

АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ. ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1448 г. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.

новая дискуссия Дискуссия  292

Поставление митрополита Ионы Собором русских епископов
в 1448 г. Святительство митрополита Ионы (1431—1461 гг.)
Категорическая позиция московских церковных и светских властей
по отношению к унии была поддержана афонским монашеством,
духовные связи с которым неизменно сохранялись. В 1443 г. в Ие-
русалиме состоялся Собор с участием Иерусалимского, Александрийского,
Антиохийского Патриархов, который осудил унию. В сложившихся усло-
виях поставление московского Первосвятителя могло быть осуществлено
Архиерейским Собором, созванным великим князем, который тем самым
осуществлял одну из основных функций православного правителя — со-
зыв Собора и защиту Православия. 15 декабря 1448 г. Собор русских
епископов, созванный великим князем Василием II, утвердил епископа
Иону в сане митрополита. Таким образом, 1448 год можно считать вре-
менем установления автокефалии, т. е. самостоятельности Русской митро-
полии.
В посланиях митрополита Ионы, написанных вскоре после 1448 г.,
содержалось напоминание о полученном им ранее патриаршем благо-
словении на митрополию, если митрополит Исидор умрёт или с ним
случится «иное что». Следовательно, ещё сохранялось прежнее, традици-
онное понимание порядка поставления. Митрополит Иона был признан
польским королём и великим князем Литовским Казимиром IV (1447—
1492 гг.) в начале 1451 г. как митрополит Киевский и всея Руси. В посла-
нии Василия II константинопольскому императору (после июля 1451 г.)
говорилось о «свободном поставлении» на Руси собственного кандидата
в митрополиты. Объяснялось также, что Русская Церковь не разрывает
своего союза с Греческой, однако же поставление русского митрополита
было в первую очередь связано с трудным геополитическим положени-
ем и религиозной ситуацией в самой Византии и турецким нашествием.
Была подтверждена и готовность митрополита отправиться за благосло-
вением к православному Патриарху, если таковой будет. Но это посоль-
ство, как и предыдущее, не состоялось.
В 1453 г. Константинополь был взят турками. Первым Патриар-
хом после прекращения существования Византийской империи стал
Геннадий II Схоларий (1454—1465 гг., с перерывами). Сохранилась
го епископа были схвачены и заключены в тюрьму, где их принуждали
отречься от Православия. В тюрьме Исидор причастил всех бывших с
ним, после чего все они, даже дети, были утоплены в проруби, где и
происходило освящение воды. Тела мучеников были обретены весной
того же года выше по течению реки.
Духовный авторитет Церкви и её поддержка способствовали успе-
хам борьбы Руси против ордынского ига и укреплению государственного
единства; увеличивалось число русских святых, небесных покровителей
Русской земли. Если в предшествующий период были прославлены в лике
святых преимущественно князья, то теперь стало больше преподобных
и святителей. Общецерковное празднование святителю Алексию было
установлено митрополитом Ионой сразу после его восшествия на митро-
поличью кафедру в декабре 1448 г., а местное празднование самому свя-
тителю Ионе было установлено митрополитом Филиппом (1464—1473 гг.)
в 1472 г., когда при постройке московского Успенского собора были об-
ретены его мощи, от которых, как свидетельствуют жизнеописания, со-
вершались чудеса.
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
X
23 янв 2019 19:01
Предупреждение от модератора Старый Хрыч:
Нет ссылки. Откуда скопировано?
  • -0.01 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!