Церковные обряды и каноны в XVI столетии
новая дискуссия
Дискуссия
222
В XVI в. на русский язык было переведено большое количество ду-
ховной литературы: Священное Писание, Кормчая книга, творения
вселенских учителей Василия Великого (ок. 330—379), Григория Бо-
гослова (329—389), Иоанна Златоуста (ок. 347—407), богословие Иоанна
Дамаскина (ок. 675—780) и сочинения других учителей и Отцов Церкви.
В отечественной духовной литературе появились произведения, авторы
которых отличались обширной богословской начитанностью, правильно
понимали и раскрывали православные догматы: о Пресвятой Троице, о
Таинстве Воплощения и Искупления Господа Иисуса Христа, о Священ-
ном Предании, о почитании святых и икон.
Были написаны труды, которых не хватало Русской Церкви: появи-
лась в одном составе полная славянская Библия, а также два обшир-
ных сочинения, написанные в защиту истин Православия от еретиков.
Этими трудами русские люди долго руководствовались в вопросах веры.
Стоит отметить, что русские люди отличались глубоким почитанием
храмов и православных традиций, что проявлялось в строгом соблюде-
нии правил христианского поведения. Сам царь и его приближённые
ежедневно бывали на службах и старались соблюдать общие церковные
каноны. По решениям Стоглавого Собора прихожанам было запрещено
разговаривать в храмах, проводить беседы, было предписано «стоять
всем при богослужениях со страхом и трепетом, с великим вниманием
и сокрушённым сердцем, а шептания, и празднословия, и повестей, и
иных неподобных дел отнюдь себе не позволять».
Приверженность православной вере проявлялась у русских людей и
в глубоком почитании святых икон и других священных предметов. Не
только в храмах, но и в каждом доме на самом почётном месте в каждой
комнате находились одна или несколько святых икон. У царя и бояр
были молельные комнаты, в которых все стены были украшены священ-
ными символами. Иконы и кресты ставили на площадях, при больших
дорогах (поклонные кресты), над воротами городских стен и в других
местах. Во время богослужения и домашней молитвы люди зажигали
перед иконами восковые свечи. На самом почётном месте в доме распо-
лагалось Евангелие. Почитали мощи святых, совершая путешествия для
поклонения им, особенно к мощам преподобного Сергия Радонежского
в Троице-Сергиев монастырь. Нетление мощей преподобного Сергия
рассматривали как живое свидетельство истинности и спасительности
православной веры, на что указывали иностранцам, посещавшим Россию.
Отличала русских людей в Средние века любовь к молитве и крест-
ному знамению: крестьяне и горожане выходили из дома, только помо-
лившись и осенив себя крестным знамением, с молитвы же начинали
всякое дело, крестились и молились перед едой и после принятия пищи.
Русские люди строго соблюдали посты, направленные на «умерщвле-
ние плоти и страстей». Кроме еженедельного ограничения в среду и пят-
ницу, в течение года было четыре поста: Великий, который завершался
Пасхальной седмицей, Рождественский в преддверии Рождества Христо-
ва, Петров, который заканчивался праздником святых апостолов Петра
и Павла, и Успенский, посвящённый празднику Успения Божией Матери.
Принятие на себя обязанностей монашеской жизни считалось у русских
людей более всего угодным Богу. Великий князь Василий III и царь Иван IV,
а также многие из образованных и знатных людей того времени при-
нимали монашество перед смертью — таков был древний обычай.
Особыми подвижниками были юродивые, которые пользовались
уважением в народе, их называли блаженными. Под прикрытием юрод-
ства они смело говорили правду даже царям. Блаженные ходили зача-
стую босые летом и зимой, в ветхой одежде или лохмотьях, часто но-
сили на шее или на теле вериги, проводили бо´льшую часть времени
в храмах и на церковных папертях. Всё это поражало русских людей
и вызывало у них чувство глубокого уважения. Если юродивый кого-то
обличал, ему не возражали. В годы правления Ивана Грозного наиболее
славились два юродивых: Василий Блаженный в Москве и Никола Салос
в Пскове. По легенде, когда скончался Василий Блаженный, сам митро-
полит Макарий совершал отпевание юродивого, а царь якобы нёс тело
на плечах к месту захоронения, несмотря на то что при жизни Василий
часто обличал его жестокость.
С почтением относились русские люди к хлебу и святой воде: при-
нимали в церкви из рук священника кусочки просфоры или благослов-
лённого хлеба и несли домой, чтобы разделить с теми, кто не был в
церкви; освящённую воду хранили и использовали во время болезни или
в иных сложных обстоятельствах, окропляли свои иконы. Как только
царь оканчивал утреннюю молитву, к нему являлся его духовник с чашей
святой воды и окроплял ею сначала образа царской молельни, потом
самого царя.
C XVI в. на Руси усиливается повсеместное почитание Божией Ма-
тери. И это было связано не только с победой в Казани, которая хро-
нологически совпала с днём Покрова Пресвятой Богородицы, но и с
многочисленными явлениями чудотворных икон Божией Матери: Свято-
горской на Святой горе в Псковском крае (1569), Казанской в г. Казани
(1579), Почаевской в г. Почаеве. Новые праздники установили в честь
Владимирской иконы. Общерусское почитание приобрели Смоленская,
Донская и Тихвинская чудотворные иконы, древняя новгородская икона
«Знамение».
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
X
23 янв 2019 19:03
Предупреждение от модератора Старый Хрыч:
Нет ссылки. Откуда скопировано?