Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой
502,193 1,384
 

  Dobryаk ( Слушатель )
20 сен 2018 12:49:27

Бондари 21-го века

новая дискуссия Дискуссия  261

Бочонок для «живой воды»/ СЕЛЬСКИЙ БОНДАРЬ ИЗ МАРИЙ ЭЛ МАСТЕРИТ БОЧКИ ДЛЯ БРЕНДИ И ВИСКИ (ФОТО)
УВЛЕЧЕНИЯ, ПРОФЕССИИ 19.09.2018 20:00  124





Сельский бондарь из Марий Эл мастерит бочки для бренди и виски (ФОТО)
Сельский бондарь из Марий Эл мастерит бочки для бренди и виски (ФОТО)









ВАЛЕРИЙ КУЗЬМИНЫХ

Сергей Яндыков из Емелева Горномарийского района

Шотландцы, которые изобрели напиток из ячменя, назвали его «uisge beatha» – вода жизни. Со временем англичане переделали это название, которое известно во всем мире как “виски”. В Горномарийском районе напиток для джентльменов выгоняют по другой технологии. А вот тару для него делают такую же, как в суровой Шотландии. Это дубовый бочонок.
ОТЦОВСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Бондарным производством в наших местах не удивишь. Раньше в деревнях большая часть утвари была из дерева, и мастерить кадки, шайки и прочие емкости могли многие. Поэтому когда Семен Яндыков вернулся с Великой Отечественной войны и встал вопрос, как выжить инвалиду второй группы, он решил стать бондарем. Ручной труд фронтовика не озолотил, но зарабатывать на хлеб помогал.

Сын его Сергей к ремеслу отца присматривался с малых лет, но бондарскую стезю для себя не выбрал. Он закончил лесоинженерный факультет «политеха» и осел в столице республики. Сергей Семенович дослужился до главного инженера на комбинате хлебопродуктов. Когда грянули лихие 1990-е, жизнь покатилась под откос. Лет десять он перебивался в строительных кооперативах, набирал бригады и ездил, как тогда говорили, «калымить». Но и этот источник существования постепенно иссяк. 

Тут Сергей Семенович вспомнил, чем в голодные послевоенные годы кормил семью отец, и сделал шаг, многим показавшийся безрассудным: купил в селе Емелево бывшую школьную мастерскую и перебрался на родину, продав жилье в городе.
ТРУДНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Начинающий бондарь, в отличие от своего отца, сделал ставку на дубовые бочонки, которые в то время начали входить в моду. Сначала Сергей Семенович работал по отцовской технологии, вручную, но постепенно механизировал операции. На обанкротившемся в соседней Чувашии лесокомбинате он выкупил оборудование бондарного цеха, которое бездействовало уже три года.

На первый взгляд бондарное производство не сложное, но это лишь кажущаяся простота. Собрать одну бочку, конечно, не проблема, а когда их делаешь до двух тысяч в год? Проблемы начинаются уже на стадии поиска древесины. В производство идут только зрелые деревья. Ожидая хозяина мастерской во дворе, я попробовал сосчитать годовые кольца на одном из дубовых кряжей и сбился после двухсот. Можно, конечно, пускать в дело и 100-, и 120-летние, но такой лес считается неспелым. Бочка из молодого дуба, в которую наливают спиртное, – а 90 процентов емелевской продукции идет на тару для крепких напитков – со временем утрачивают способность восстанавливать первоначальную форму и размеры. Значит, жди протечки. Старый же дуб, если и рассохнется, становится как новый, стоит его хорошенько пропарить.

– Мы ищем старые деревья, – пояснил мне нюансы заготовки древесины Сергей Семенович. – При этом специализируемся на валежнике, то есть используем дубы, которые уже отжили свой век. К тому же они дешевле и, как правило, уже переспелые, что нам и нужно. Мы работаем через лесничества, чтобы все документы были в порядке. Но с каждым годом добывать старые дубы все труднее. Сейчас вот из Чувашии ждем партию.


НАРОДНЫЙ ПРОДУКТ ЖДЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
– А неужели нельзя заменить дуб другой древесиной? Сосной, например.

– Нет, – мастер улыбнулся. – Дуб вне конкуренции. Эта древесина по праву заслуживает звание лучшего материала, используемого бондарями. Она обладает высокой прочностью, гибкостью, содержит в себе «дубильные вещества», которые ведут себя как антисептики. Влага, действующая на стенки такой бочки, делает их крепче. Поэтому срок жизни бочек из дуба измеряется даже не десятками, а сотнями лет. С напитками, хранящимися в такой бочке, происходят процессы окисления и взаимодействия с древесиной, и они приобретают приятный аромат с оттенком ванили. Кстати, в маленькой бочке продукт приобретает желаемый цвет и аромат гораздо быстрее. А вообще, при небольшом «домашнем» объеме производства выдерживать напиток годами нереально, хотя бы из-за той же «доли ангела».
«Долей ангела» производители крепкого спиртного называют ту его часть, которая улетучивается из дубовых бочек через тончайшие поры дерева. В зависимости от климата эта доля может составлять от 1,5 до 7 процентов в год. Домашняя бочка емкостью 5-50 литров при стандартных потерях 200-250 мл в месяц с годами опустеет.

– На бутылках обычно пишется, сколько лет выдержки имеет напиток. Это и есть время «заточения» его в бочке?

– Совершенно верно, причем каждый напиток выдерживается по-своему. Так, говорят, что текилу из-за жаркого климата не имеет смысла настаивать более семи-восьми лет. Напиток приобретает очень сильные древесные тона. В прохладном же климате Шотландии виски и бренди могут «жить» в бочках по 20, 30 и даже 60 лет. Вот насчет самогона ничего сказать не могу, хотя большинство бочек у меня забирают под этот напиток. Наш народный продукт еще ждет своего исследователя.
– А какой емкости ваши бочки? Как заказчик пожелает?
– Мы работаем по ГОСТу. В свое время на такие изделия был стандарт, который давно не действует. Но мы его до сих пор придерживаемся.
– Собираясь к вам, я специально просмотрел в интернете предложения о продажах бочонков. Конкурентов у вас немало.
– Мне заказчиков хватает. Есть основные потребители: Чебоксары, Нижневартовск, Казань, Киров. Есть помельче. Я продаю бочки по оптовой цене, а клиенты уж как могут. Поставляю товар ежемесячно по потребности. Штучно тоже заказывают, но частники в нашей работе погоды не делают.
Вопросов у меня оставалось еще много, но Сергей Семенович извинился: рабочие начали монтировать ленточную пилораму, и процесс требовал его присутствия. Я с сожалением закрыл дверь цеха, где так вкусно пахло дубовой стружкой. 

«Интересная штука – жизнь, – размышлял я по дороге из Емелева. – Еще недавно дубовая бочка была предметом первой необходимости, потом ее вытеснили разнокалиберные оцинкованные емкости и пластиковые канистры. Вроде бы и без бочки можно прожить. Но как представишь такое дубовое чудо на столе… Как в виски дуб вносит нотки ванили, гвоздики, дыма - словом, все, что может дать бочонок, так и в нашу жизнь он вносит нотки радости и удовольствия. Долго еще будет жить бондарское ремесло!»

Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.19 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!