После того, как в минувший понедельник между президентами России и Турции было достигнуто соглашение о создании демилитаризованной зоны в провинции Идлиб, главным вопросом, который на данный момент повис в воздухе, стала готовность террористических группировок, действующих в регионе, следовать основным положениям российско-турецкого документа.
Напомним, в ходе встречи в Сочи Владимир Путин и Реджеп Эрдоган договорились создать к 15 октября демилитаризованную зону вдоль линии соприкосновения вооруженной оппозиции и правительственных войск в сирийской провинции Идлиб, а министры обороны двух стран подписали меморандум о стабилизации обстановки в Идлибской зоне деэскалации. Кроме того, было принято решение обязать так называемую умеренную оппозицию вывести из этой зоны все тяжелое вооружение и передать контроль над зоной турецким военным и российской военной полиции. При этом все организации, признанные запрещенными Россией и ООН, должны до этой даты покинуть
25-километровую демилитаризованную зону на линии фронта.
Рассуждая об итогах переговоров двух лидеров необходимо отметить, что одним из ключевых моментов, заслуживающих пристального внимания, является процесс размежевания оппозиции и отделение террористов от более менее договороспособных бандформирований. Можно даже утверждать, что итоги договоренностей Москвы и Анкары будут зависеть от того, как сложится этот баланс сил между оппозиционными группировками: если они окажутся достаточно многочисленными и при этом согласятся вести конструктивный диалог с официальным Дамаском и его союзниками, то это, без сомнения, поможет снизить градус напряженности в Идлибской зоне.
Тем не менее, то, что ситуация не будет идти как по маслу, а при реализации соглашения некоторыми силами будут чиниться различного рода препятствия, понятно уже сейчас. В частности, уже на следующий день после объявления о договоренности Путина и Эрдогана боевики ряда экстремистских группировок, в числе которых «Хайят Тахрир Аш-Шам», «Джейш-аль-Изза» и «Исламский фронт Туркестана», отвергли соглашение между Россией и Турцией и заявили о намерении продолжать боевые действия.
Для придания своим словам пущей убедительности, исламисты решили использовать выполняющих роль живого щита мирных жителей на подконтрольных территориях. Так, накануне в ряде населенных пунктах провинции Идлиб состоялись митинги против сирийских властей, куда помимо взрослого населения были также привлечены школьники и студенты, скандирующие антиправительственные лозунги и держащие в руках плакаты соответствующего содержания. Как выяснилось позже, так называемых протестующих под страхом телесных наказаний и даже публичных казней выгнали на улицу боевики, пытающиеся таким образом легитимизировать собственное присутствие в оккупированных районах.
Как видим, вопрос размежевания террористов в Идлибской зоне деэскалации по-прежнему стоит очень остро, однако подписанные российско-турецкие договоренности дают надежду на то, что данный процесс теперь пойдет гораздо быстрей. В первую очередь же, надежды на это возлагают те, кто до сих пор вынужден жить под гнетом экстремистской заразы.