Замечательный доклад некоего Джеймса Эндрю Льюиса - старшего вице-президента Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
Информационные технологии изменили характер международных конфликтов. Представление 1990-х годов о том, что окончание Холодной войны стало триумфом рыночной демократии, оказалось иллюзией. Несколько мощных тенденций, включая реакцию мира на превосходство США, разрушение международного порядка, созданного после 1945 года, а также политические последствия использования информационных технологий, меняют международную безопасность. Существует широкое недовольство международным статус-кво среди новых и возрождающихся держав, и вдобавок информационные технологии придали новый вид конкуренции и конфликту между великими державами. Связующим звеном стратегического соперничества является не джихад или защита каких-то воображаемых глобальных общих пространств, а то, как будет устроен мир и кто будет его упорядочивать.
Реакция на глобализм и распространение западной и американизированной культуры приводит к возрождению национализма по мере того, как общества стремятся защитить свои собственные ценности, сопровождая это общим недовольством западными ценностями управления и индивидуальных прав, которые когда-то считались олицетворением прогресса. Это антитеза подхода интернет-провидцев «один мир без границ». Акцентирование внимания на суверенитет и право государства управлять своими делами без вмешательства извне (а интернет многими рассматривается как вмешательство извне) лишь обостряют конфликт.
Авторитарные режимы используют национализм для защиты от западных идеалов демократии. Они видят в этом противоядие от верховенства (Западного) права. Некоторые незападные государства утверждают, что либеральные идеалы не являются универсальными и неприемлемы для развивающихся или незападных стран. Если холодная война была биполярной борьбой между двумя конкурирующими системами управления, то этот новый конфликт является многополярным и борьбой против главной системы управления — рыночной демократии, которая стала доминирующей после 1989 года.
Четыре страны—Россия, Китай, Иран и Северная Корея—находятся в конфликте с Соединенными Штатами, но этот конфликт принял новые формы, которые застали западные сверхдержавы врасплох. Это не обычная война. С появлением ядерного оружия крупные державы стремятся избежать прямой военной конфронтации. Войны между крупными, хорошо вооруженными государствами дорогостоящие и рискованные. Наши оппоненты не отказались от применения силы или принуждения, но они более находчивы в ее применении и стараются избегать открытой войны с Соединенными Штатами.
Киберпространство стало предпочтительным полем битвы. Действия противника находятся в «серой зоне», которая не является ни миром, ни войной, где Соединенные Штаты и их союзники, неспособны применить военную силу в ответ, и поэтому они часто бывают загнаны в тупик при разработке эффективных ответных мер...
...Кибер-операции предоставляют новый способ достижения военных и, возможно, стратегических преимуществ, но это не будет проистекать из какого-то виртуального эквивалента ядерной катастрофы или стратегических бомбардировок промышленности, характерных, например, для Второй мировой войны. Главные киберэффекты будут создаваться путем манипулирования программным обеспечением, данными, знаниями и мнениями. Целью является не кинетический (поражение снарядами и бомбами), а когнитивный эффект, манипулирование информацией для изменения мыслей и поведения. По сути, стратегическая цель состоит в том, чтобы повлиять на моральный дух, сплоченность, политическую стабильность и, в конечном счете, уменьшить волю противника к сопротивлению. Операции дают возможность манипулировать информацией и мнениями таким образом, чтобы это имело принудительный или подрывной эффект, без риска открытой войны, а ситуация оставалась бы ниже порога «применения силы» для снижения риска вооруженного конфликта или его эскалации.
По ссылке на полный текст доклада