Разрушенные памятники Империи
http://varangianrus.info/?p=113…….Средневековая Русь не знала иного способа увековечить память о каком-либо событии, нежели как поставить в честь него храм. Иных монументов с тех пор не сохранилось. Однако уже в XVIII веке Россия усваивает новый для себя, восходящий к традициям античности код и язык памятных символов: обелиск, триумфальная арка, памятная колонна.Могучая, динамично развивающаяся страна стала покрываться уже новыми видами монументов, хотя до самого крушения Империи сохранялась и средневековая традиция возводить храмы и часовни на памятных местах и в честь различных военных побед.
К началу XX века Россия выглядела одновременно и по-европейски и очень самобытно, сохраняя свой неповторимый шарм. Это выражалось во всём от военной формы до архитектуры. Но жить русской государственности оставалось недолго.
В 1917 году случилась беда, которая оборвала тысячелетнюю традицию. К власти в результате кровавого октябрьского переворота пришли преступники, заклятые враги всего того, что составляло дух и плоть России. Не сразу, а в течение долгих лет приходилось русскому народу осознавать, что же случилось с Родиной и каково теперь будет их место на своей земле.
Одновременно с истреблением лучших носителей генофонда и исторической памяти, стирали новые хозяева и все вещественные символы Старой России. О том, какое значение придавали коммунисты перевороту в области культуры, говорит тот факт, что всего через несколько месяцев после прихода к власти, 12 апреля 1918 г. они выпускают Декрет о памятниках Республики. Подписали его: Председатель СНК В. Ульянов (Ленин), Народные комиссары: А.Луначарский, И.Сталин, Секретарь Совета Горбунов.
Согласно этому декрету, подлежали немедленному разрушению «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг». В список слуг теоретически попадали все лица, не бывшие откровенными предателями России, изменниками или разбойниками-бунтовщиками, но таким до 1917 года никогда и не ставили памятников на Руси. СНК выразил желание, чтобы к 1 мая были уже сняты «некоторые наиболее уродливые истуканы».
Данный материал не является научным исследованием, у нас не было цели собрать информацию по всем памятникам ставшим жертвами советского режима. Вряд ли нам это под силу. Просто хотелось бы дать общее представление о сущности большевицкой диктатуры, чтобы читатель в будущем умел правильно воспринимать слова о России и её патриотизме, которыми так уверенно научились бросаться коммунисты со времён Второй Мировой войны. Пусть, увидев воочию лицо красной чумы, каждый поймёт, что нет и быть не может ничего общего между исторической, настоящей Россией и Совдепией, прежде всего по тому, что такой преемственности не предполагали сами создатели СССР.
Здесь мы приводим только полностью разрушенные памятники, хотя многие уцелевшие долгое время пребывали в плачевом состоянии, превращались в туалеты, как например памятник героям Плевны в Москве, или осквернялись каким-либо иным образом.
В обзор так же не вошли памятники фортификационного искусства, загубленные при советской власти, такие как Сухарева башня, Китай-город и другие.
Одним из первых «царских слуг» сброшенных с пьедестала, стал герой Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. генерал Скобелев, чьё прозвище Белый генерал, по-новому зазвучало в дни разгорающейся войны русских патриотов с советскими оккупантами.
Памятник Скобелеву был открыт в 1912 году и это был первый конный памятник в Москве. До этого ни один монарх, ни один военачальник не удостаивался такой чести. Монумент представлял собой целую композицию, изображающую конкретные сцены ратных подвигов. Когда пришло время — вместе с генералом на переплавку отправились и его солдаты.
Уничтожение монумента произошло в намеченные Советом Народных Комиссаров сроки — к 1 мая 1918 года.
В царские времена в России существовало несколько памятников генералу: в Трокском уезде Виленской губернии, в Минске, в Варшаве, в селе Уланове Черниговской губернии. Ни один из них не дожил до наших дней. Памятник в Уланове, например, при советской власти был сброшен в выгребную яму.
Но место Скобелева не осталось пустовать. На место старого русского, пришло новое, советское. В том же 1918 году был воздвигнут монумент советской конституции, в 1919 году дополненный статуей Свободы.
Уже здесь начали проявляться тенденции, ставшие в дальнейшем частью устойчивой советской традиции. Как и многое в СССР, монумент был изготовлен из ущербных материалов- заменителей: кирпичный обелиск, отштукатуренный под гранит, бетонная статуя и к концу 1930-х годов он уже нуждался в реставрации, которую решено было не проводить. Это очень символично, ведь в глубине души строители коммунизма всегда догадывались, что свергая святое,
вечное, они возводят изначально бренное, преходящее, жалеть которое уже не имело смысла. Советскаяантитрадиционная психология была принципиально иной, чем русская. Советское — это ломать и переделывать до бесконечности, авось что-нибудь выйдет. Разваливающийся монумент революционной эпохи, простоявший чуть более двух десятилетий, был взорван создателями в ночь на 21 апреля 1941 г. по причине «несоответствияархитектурному облику площади».
Казалось бы, гений победы, венчающий другой памятник, связанный с победой России в Русско-Турецкой войне — Колонну Славы в Санкт-Петербурге, с трудом можно было бы отнести к слугам царизма. И, тем не менее, данный уникальный памятник, сооруженный в 1886 году из 140 трофейных турецких пушек, был снесён коммунистами, правда, значительно позже Скобелева, уже при «великом патриоте» генсеке Иосифе Сталине.
Какова была цель этого акта, если не публичное унижение и вытравливание из русского народа его национального самосознания, памяти о великих предках?
В настоящее время этот памятник изготовлен заново, но не имеет уже того сакрального значения, которое имела колонна из настоящих трофеев.
Само собой, что в первую очередь поруганию и тотальному уничтожению в Совдепии должны были подвергнуться памятники правителям оккупированной России. И даже не по тому, что они как-то «неправильно» управляли государством, которое каждый из них передавал последующему более мощным и обширным, а по тому, что само государство перестало существовать, и по замыслам большевиков ни в коем случае никогда не должно было возродиться. Память о том, каким оно было на самом деле, требовалось стереть, чтобы население не могло сравнивать иначе, чем с позиции марксизма-ленинизма.
В Киеве с пьедестала была свергнута княгиня Ольга, на её место был водружён временный памятник деятелю украинской культуры Тарасу Шевченко. Поскольку здесь опять были использованы непригодные материалы, долго он не простоял.
Жгучую ненависть и нервные судороги вызывал у красных памятник первому представителю династии Романовых на троне, царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину, спасшему юного монарха ценою своей жизни. Воздвигнутый в 1851 году, он был уничтожен в первый же год советской власти. Ничто не смело намекать на иудину подлость большевистской измены, а память о Сусанине была примером прямо противоположной жизненной позиции. Бронзовые фигуры, по одним сведениям, были утоплены в Волге, по другим — будто бы где-то закопаны, по третьим — отправлены в переплавку. Тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции.
Там же, в Костроме, предполагалось поставить величественный памятник 300-летию дома Романовых. Торжественная закладка памятника была произведена в 1913 году, но война помешала реализации задумки, хотя все части будущего монумента были уже готовы к моменту большевистского переворота и даже начался монтаж фигур.
На возведённом постаменте коммунисты планировали установить «памятник свободы», но практических шагов предпринято не было, лишь после смерти Ленина постамент было решено использовать для установки памятника тирану. В конце 1924, или в первой половине 1925 года все скульптуры были отправлены на костромской завод «Рабочий Металлист» в переплавку, а вождя сделали из бетона. К 1981 году Ильич разрушился, и в 1982 году был установлен новый из бронзы, который стоит на совершенно чужеродном ворованном основании до сих пор.
Памятник в Екатеринбурге открыт в 1886 году. Одновременно напротив него открыт похожий памятник Екатерине I. После февральской революции 1917 года бюст был сброшен революционно настроенными солдатами, ехавшими на фронт. В 1920 году на постамент водрузили фигуру «юного плотника». Позже постамент, перенесённый на Тарасовскую набережную, использовался для бюста Горького.
А эти великолепные памятники Екатерине II были уничтожены в Петербурге и Екатеринодаре (ныне Краснодаре). Второй включал целую композицию, связанную с историей региона. Слева был изображён князь Потёмкин-Таврический на фоне боевых знамён и войсковых знаков. Справа стояли три первых кошевых атамана Черноморского казачьего войска: Антон Головатый, Сидор Белый и Захарий Чепега. Позади всех располагался слепой кобзарь с поводырём, а также список побед, одержанных Россией при участии кубанских казаков.
В Одессе весь памятник опять же сносить не стали. Фигуры Екатерины и полководцев сбросили, а на постамент возвели самого дорогого рабочему люду человека — Карла Маркса. Сначала бюст, а когда он развалился, поставили основоположника в полный рост:
Это памятник императрице в Симферополе работы скульптора Н.А.Лаверецкого, открытый в 1890 году. С разных сторон памятника были установлены фигуры Потёмкина- Таврического, Долгорукова, Суворова, Я.И.Булгакова.
После занятия Крыма красными в 1920 году, с памятника сброшены все фигуры и бюсты, сбит барельеф и надписи. Постамент стал основанием для «Памятника Свободы» — композиции, изображающей пролетария, разбивающего молотом цепи на земном шаре. Бюсты екатерининских сподвижников заменили бюстами святой троицы — Маркса, Энгельса, Ленина.
Бюст Александра I, победителя Наполеона.
Памятник Николаю I. Его тоже не стало.
В России очень чтили память Царя- освободителя, Александра II погибшего от руки террористов.
Его скульптурные изображения украшали многие города Российской Империи. Почти все они были безвозвратно утрачены после революции. Разве убийцы смогут спокойно ходить мимо памятников своим жертвам !?
Слева — уничтоженный бюст императора, стоявший в Петербурге.
Установленный в 1898 г. на территории Кремля памятник считался одним из главных в стране. Возвышавшаяся над статуей шатровая сень была облицована тёмно-розовым финляндским гранитом и украшена бронзой с позолотой, кровля шатра сделана из бронзовых листов, вызолоченных через огонь и залитых тёмно-зелёной эмалью. На сводах сквозной арочной галереи, окружавшей с трёх сторон сень со статуей, помещались 33 мозаичных портрета русских государей, выполненные по эскизам художника П. В. Жуковского. По фризу колоннады можно было прочесть: «Сооружён доброхотным иждивением русского народа».
Большевики разрушили его одним из первых и хотели на его месте поставить памятник Льву Толстому (которого отлучали от церкви неподалёку в Успенском соборе). Интересно, что памятник императору демонтировали уже в 1918 г., а сень сохранялась ещё долго, где-то до середины 30-х гг. Пустоты в основании памятника по воспоминаниям коменданта Кремля Малькова в 1918 году использовались в качестве морга для казнённых контрреволюционеров.