Большой передел мира
267,888,636 523,159
 

  DeC ( Профессионал )
16 ноя 2018 22:44:37

Итоги саммита АСЕАН и Восточноазиатского саммита

новая дискуссия Дискуссия  150

Подведение итогов важнейшей азиатской тусовки года – саммита АСЕАН и Восточноазиатского саммита (ВАС) в Сингапуре.

Часть 1. Двусторонние встречи Путина.

Три дня – редкость для зарубежных поездок Путина. За последние годы так долго за рубежом он был только на саммитах в Китае (ШОС в июне 2018, БРИКС в сентябре 2017 и G20 в сентябре 2016) и в Перу (АТЭС в ноябре 2016). В Сингапуре он побывал впервые.

Чем же он там занимался?

Путин побывал на саммите Россия-АСЕАН, выступил на ВАС (первое появление России на ВАС на высшем уровне – сбылись мечты некоторых экспертов), провел двусторонние встречи с премьерами КНР Ли Кэцяном,  Сингапура Ли Сянь Луном,  Японии Синдзо Абэ,  Таиланда Праютом Чан-Очой,  Малайзии Махатхиром Мохамадом, президентами Индонезии Джоко Видодо,  Южной Кореии Мун Чжэ Ином, Сингапура Халимой Якоб. Еще он успел «на ногах» пообщаться с премьером Индии Нарендрой Моди, вице-президентом США Майком Пенсом и примерно дюжиной других лидеров. Подмигивающий

Еще Путин успел заложить первый камень в основание российского культурного центра и Успенского храма РПЦ. Вокруг этой истории развернулась интрига с участием МИДа, Патриархии и АП – никто не хотел финансировать строительство. МИД надеялся на закрома РПЦ, а Патриархия – на бюджеты МИДа.

Что же Путин обсуждал на двусторонних мероприятиях?

Красной нитью в важных переговорах высшего уровня шли три темы:
безопасность: КНДР, американо-китайские игры в Азии, российское предложение о единой, неделимой, всеобъемлющей, транспарентной, инклюзивной, гибкой и в целом довольно бесформенной архитектуре безопасности в АТР;
экономика – ситуация с нефтью, продвижение российского экспорта в регион и привлечение инвестиций из региона в Россию (по итогам 2017 года Сингапур, например, занял 4 место в списке инвесторов в Россию);
военно-техническое сотрудничество (азиатские страны очень настороженно относятся к санкциям в отношении российского ОПК и не хотят получить по голове за покупку российских самолетов или другой техники).

Чего добились?
Прогресс разный. Много говорили про энергетику - начиная с нефти и заканчивая соглашением ОПЕК+ и СПГ. В целом удалось попиарить обходные механизмы в сфере ВТС, которые были созданы в России в ответ на санкции. Покритиковали торговые войны, объяснили, что под санкции попасть может кто угодно и когда угодно, особенно на фоне неуважения некоторыми игроками международных правил. Донесли позицию по КНДР – мы наблюдаем, готовы принять участие в диалоге. Подвигали тему российского экспорта – причем не только нефти и газа, но и промышленной продукции (особенно Ростеховской). Из-за санкций не стоит ждать большого количества азиатских инвестиций в Россию.

Вообще, конечно, санкции основательно перекроили внешнеполитический нарратив и всплывают в любых переговорах с любыми партнерами. Хотя с азиатами в этом плане легче, для них Минские договоренности – пустой звук, а Сирия или ЦАР находятся где-то на краю ойкумены.

Самые важные встречи были с Синдзо Абэ и Ли Сянь Луном. Последняя не состоялась в запланированное время – один из лидеров увлекся церемонией закладки первого камня в основание православного храма, но Путин и Ли уверяют окружающих во взаимной дружбе и продолжении сотрудничества – потому что история с приватизацией 14% Роснефти еще ни разу не закончена. История с Курилами тоже далека от завершения, Абэ приедет в Россию в январе.

Часть 2. Многосторонка.

Третий саммит Россия-АСЕАН можно считать прошедшим очень успешно. Главное достижение – отношения между Россией и АСЕАН подняты на уровень стратегического партнерства, теперь мы не отстаем от США, Китая, Индии и Японии. Кроме того, удалось провести в повестку несколько важных для Москвы тем и убедить в их важности партнеров в ЮВА.

Во-первых, про совместное заявление Саммита Россия-АСЕАН.

— Россия выступила против американской концепции Индо-Тихоокеанского региона и размытия АСЕАНоцентричной системы безопасности в Азии. Удалось не допустить втягивания России в споры вокруг Южно-Китайского моря (а учитывая участие Путина, соблазн у партнеров был);

Продвинули тему борьбы с терроризмом (напомним, Индонезия – крупнейшая мусульманская страна мира);

— Показали, что Россия тоже цифровая – неслучайно «цифровой» вице-премьер Акимов возглавляет российско-сингапурскую межправку. Еще Путин заявил, что Россия присоединится к сети умных городов АСЕАН, но поймает ли этот пас Собянин – вопрос;

— Ну и понятный винегрет из экономики, атомки, туризма, образования, культурных обменов, экспертных диалогов и общения между обществами.

Во-вторых, подписали меморандум о взаимопонимании между ЕАЭС и АСЕАН. Это можно рассматривать как маленькую часть стратегии создания Большого Евразийского партнерства с участием стран-членов АСЕАН, ШОС и ЕАЭС, но мы не станем натягивать сову на глобус.

Путь к созданию ЗСТ между двумя блоками небыстр, а азиатские партнеры очень долго не воспринимали ЕАЭС всерьез. Россия проводила исследования последствий создания ЗСТ между ЕАЭС и АСЕАН, а тут еще и политический импульс в виде Большого Евразийского партнерства. На этом фоне удалось ускорить переговоры между ЕЭК и АСЕАН и подписать MoU.

Остается открытым вопрос, не завязнет ли все в наднациональной бюрократии.

Ну и, конечно, не опоздать. Мировая торговля меняется стремительно. Мы боялись Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерств, потом пришел Трамп. Потом появился ТТП-11, торговые войны, ЕС подписал ЗСТ с Японией и с АСЕАН… Кажется, что Россия/ЕАЭС не успевает. ЗСТ с Вьетнамом и нетоварное соглашение с Китаем не в счет.

Третья важная вещь – заявление России и АСЕАН об информационной безопасности. За сложным названием («О сотрудничестве в области обеспечения безопасности использования ИКТ и самих ИКТ») кроется признание со стороны АСЕАН, что Россия – это не «государство хакеров», а легитимный, сильный и крупный партнер в сфере информационной безопасности.

На фоне хакерских скандалов это соглашение – большая победа МИДа. Зерно легло на унавоженную почву - в последнее время страны АСЕАН сотрясали скандалы, связанные с кражей персональных данных, и инициатива России тут как нельзя кстати.

В нацпроекте «Цифровая экономика» есть направление «Информационная безопасность», где предполагается создание киберстандартов – очевидно, что Россия будет предлагать их в ЮВА. Кроме того, в нацпроекте предусмотрена университетская подготовка специалистов по инфобезу – будем учить и АСЕАНовцев. Ждем активизации Касперского (есть офис в Сингапуре), Group-IB (откроют офис в Сингапуре до конца года) и InfoWatch.

Четвертая тема – кажется, удается позиционировать Россию как страну, которая может решать глобальные проблемы не только в политической сфере. Страны ЮВА – в числе наиболее подверженных природным катастрофам, и заявления на саммите Россия-АСЕАН про сотрудничество в области предотвращения и реагирования на катастрофы и ликвидации их последствий – тема отличная.

Кроме того, новостью стало сотрудничество в борьбе с инфекционными заболеваниями и новыми инфекциями. Россия выразила готовность учить специалистов из стран АСЕАН, в том числе на базе ведущих научных и образовательных центров. История тоже очень правильная.

Так сказать, не только борьбой с терроризмом живет повестка России в АСЕАН.

//РЛ

Подмигивающий
  • +2.36 / 48
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!