Дмитрий Песков заявил тут в эфире России-1, что
Москва в переговорах по Курильскому вопросу будет учитывать, прежде всего, "союзнические обязательства Японии". Это — очень изящное указание на то, что в случае передачи островов американцы смогут разместить на них свои базы и ракеты, что для нас, прямо скажем, не очень приятно.
В ноябре 2016 года глава Совбеза Японии Сётаро Яти прямо сказал Патрушеву: да, действие договора 1960 года между США и Японией будет распространяться и на Курилы, если они будут переданы. После этого речи ни о каких серьезных переговорах идти, понятное дело, не могло.
И тут, неожиданно,
Япония свою позицию вроде бы изменила: по всем каналам Москве просигнализировали, что американцев на островах не будет. То, есть, следите за руками, в начале недели у нас было требование Токио четырех островов, на которых, в случае передачи, будут размещены американские военные базы.
В конце недели мы имеем вроде бы согласие на передачу двух островов и обещание не размещать на них никаких баз. Что происходит? Откуда такой резкий поворот?
В Японии принято сносить премьер-министров за оговорки и повышение налогов на 1%, а тут наследник славного рода Абэ-Киси вроде бы делает вид, что готов принять советское предложение 1956 года и отказаться от суверенитета Японии над Итурупом и Кунаширом. Вы же не думаете, что Россия в случае реализации "варианта 1956" действительно будет обсуждать возможность передачи двух других островов? Конечно же нет,
максимум — облегченный визовый режим. Более того,
момент выбран максимально неудачный. Абэ не так давно удалось относительно успокоить Трампа, и тут его придется снова сильно бесить.
Единственный способ документально оформить запрет американским войскам размещаться на Курилах — внести какие-то изменения в американо-японский договор безопасности 1960 года. Представляете, что напишет в твиттере Трамп, если это случится? "Японцы НАСИЛУЮТ нашу страну В ТОРГОВЛЕ, да вдобавок еще и ДОГОВАРИВАЮТСЯ С РУССКИМИ за нашей СПИНОЙ!!! ПОШЛИНЫ уже вылетели! VERY SAD!"
С нетерпением ждём,
как господин Абэ собирается объяснять избирателям, партии и американскому истеблишменту свою новую линию. У него, конечно, третий срок, но он же не бессмертный.
//РЛ