Большой передел мира
267,136,645 522,295
 

  Dobryаk ( Профессионал )
23 ноя 2018 07:26:29

Может ли канцлером Германии стать миллионер?

новая дискуссия Аналитика  496

Может ли канцлером Германии стать миллионер?


Высокие доходы Фридриха Мерца - одного из кандидатов в преемники Ангелы Меркель - могут выйти ему боком. DW - о том, почему в Германии скептически относятся к очень богатым людям.

В начале декабря на съезде в Гамбурге Христианско-демократический союз (ХДС) будет выбирать своего нового председателя. Ангела Меркель (Angela Merkel) решила более не баллотироваться. Одним из трех фаворитов на этот пост, служащий возможным трамплином для карьеры канцлера, считается бывший лидер фракции консерваторов в бундестагею

В дни, оставшиеся до съезда, он, как и другие кандидаты в председатели ХДС, ездит по стране, выступает на региональных партконференциях, отвечает на вопросы рядовых христианских демократов и дает интервью. При этом только Мерца неизменно спрашивают о его доходах. Дело в том, что девять лет назад он перешел из бундестага в бизнес, став финансовым и юридическим консультантом крупных компаний и войдя в несколько наблюдательных советов. Со временем Мерц превратился в миллионера.

Бизнес как этап карьеры политика

Во многих странах мира считается само собой разумеющимся переход с высокооплачиваемых должностей в экономике на высокие политические посты и обратно. Самый наглядный пример - Соединенные Штаты Америки.

"США всегда были обществом конкуренции, в котором человек, преуспевший в бизнесе, становится примером для других", - пояснил в интервью DW историк Андреас Рёддер (Andreas Rödder). Высок авторитет экономически успешных людей также в Азии. Карьера коммерсанта считается здесь отличной подготовкой для карьеры политической.

В Германии это не так. Фридрих Мерц долго не признавал, что он миллионер. При этом он по-прежнему отказывается причислять себя к финансовой элите, называет себя представителем верхней части среднего класса. "Я унаследовал от моих родителей ценности, которые характерны для среднего сословия: усердие, дисциплину, манеры, уважение и понимание того, что, если есть возможность, обществу надо кое-что возвращать, - аргументирует Мерц. - А высшие круги, верхние слои - это для меня люди, которые получили в наследство много денег или фирму, а теперь ведут праздный образ жизни, это не мой случай".

Эхо "третьего рейха"

Социолог Томас Друйен (Thomas Druyen) видит одну из причин скептического отношения немцев к очень богатым людям, переходящим в политику, в историческом прошлом Германии и в комплексе коллективной вины нации за преступления "третьего рейха". "Ведь в нем, - напоминает Друйен, - большие предприятия были так или иначе задействованы в производстве вооружений".

После краха нацизма немцы, по его словам, попытались построить общество среднего класса: обозримое, в котором можно преуспевать, но при этом оставаться прозрачным. "Сверхбогатым и очень большим фирмам у нас по-прежнему не доверяют, - говорит ученый. - Это, конечно, абсурд, но таков один из элементов нашей психологической ДНК". И особенно критически, по его наблюдениям, в Германии относятся к получившим большое наследство, считая, что сами бы они такого не достигли.

Историк Андреас Рёддер указывает в этой связи на укоренившуюся в послевоенной Германии систему социальной рыночной экономики, то есть такую, когда государство во избежание социальных дисбалансов вмешивается в рыночную стихию.

"Германия - это страна, которая, с одной стороны, характеризуется сильной властью государства, а с другой - своим социальным началом", - констатирует он. В таком обществе, по его словам, предпринимательский успех, а значит, и богатые люди вообще становятся не примером, а, скорее, проблемой, которую стараются не афишировать.

Чему завидуют немцы?

Сказывается и присущее многим немцам чувство зависти. По опросам, почти четверть из них постоянно завидуют тем, кому живется лучше, и почти две трети испытывают это чувство время от времени.

При этом чаще всего его вызывает именно богатство и финансовая независимость человека, его возможность путешествовать и часто ездить в отпуск, наличие у него хорошего дома, дорогой машины или яхты. А Мерц, между прочим, владеет двумя частными самолетами, пусть и легкомоторными. И такой человек - претендент на пост канцлера?

Социолог Томас Друйен не считает, что богатый человек, не сталкивающийся день за днем с тяготами будней, непременно отрывается от реальной жизни людей, априори не понимает проблем, например, безработного.

"Разве проблемой безработицы, - риторически спрашивает он, - должно заниматься министерство, которым руководит человек, сам получающий пособие по безработице?" В числе примеров того, когда богатые люди оказывались очень успешными политиками, Друйен называет Уинстона Черчилля и бывшего мэра Нью-Йорка, миллиардера Майкла Блумберга.


Из бизнеса в политику и обратно  

Главное - характер человека, говорит ученый, изучающий социальные особенности очень богатых людей. "Есть люди, - рассказывает он, - ставшие миллиардерами, но так и не оторвавшиеся от своей среды и не изменившие принципиальным образом свои жизненные установки".

Относится ли и Фридрих Мерц к такому типу людей? Друйен не думает, что состоятельный кандидат в председатели ХДС сознательно прибедняется и вводит в заблуждение общественность, причисляя себя к среднему классу. "Можно иметь определенную внутреннюю приземленность, - указывает он, - летая и на частном самолете".

Впрочем, и в Германии никому не запрещается переходить из бизнеса в политику и обратно. Самый громкий пример - бывший канцлер Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder). Проиграв в 2005 году этот пост Ангеле Меркель, он сразу же перешел на руководящую должность в "Газпром".

С 2015 года, однако, в Германии действуют ужесточенные правила перехода из политики в бизнес. Во избежание конфликта интересов выходящим в отставку министрам и парламентским статс-секретарям полагается выждать год, а в некоторых случаях - полтора. Но в обратном направлении - из бизнеса в политику, как в случае с Фридрихом Мерцем - это правило не действует.

==========================================

А теперь к тезису, что задача ХДС — это отвоевать взад место самой правой политической партии в Германии. Реально ниже обсуждается только позиция Мерца.

===================

Тема беженцев стала главной в борьбе за пост председателя ХДС


Двое из трех возможных преемников Меркель на посту председателя ХДС занимают более жесткую, чем она, позицию по проблеме беженцев. Приведет ли это к изменению миграционной политики?

7-8 декабря в Гамбурге пройдет съезд Христианско-демократического союза (ХДС). Делегатам предстоит избрать преемника Ангелы Меркель (Angela Merkel), которая после 18 лет решила более не баллотироваться на пост председателя партии.

Чем ближе съезд, тем яснее становится главная тема внутрипартийной предвыборной кампании, которую ведут три фаворита на этот пост - генеральный секретарь партии Аннегрет Крамп-Карренбауэр (Annegret Kramp-Karrenbauer), министр здравоохранения Йенс Шпан (Jens Spahn) и решивший вернуться в большую политику бывший председатель парламентской фракции консерваторов Фридрих Мерц (Friedrich Merz). Эта тема - беженцы, мигранты, правила предоставления политического убежища в Германии.

О чем идет речь в миграционном пакте ООН?

Вначале эту тему поднял Йенс Шпан, предложив вынести на обсуждение и утверждение съезда в Гамбурге Всемирный пакт о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции, который ООН собирается принимать на конференции в Марокко 10-11 декабря. Против присоединения Германии к этому пакту, который отказались поддержать США, Австралия и несколько преимущественно восточноевропейский стран ЕС, активно агитируют правые популисты из "Альтернативы для Германии".

В этом не имеющим юридической силы документе ООН речь идет не о беженцах, правовое положение которых регулируют другие международные соглашения, в частности Женевская конвенция, а о мигрантах. То есть, о людях, переезжающих в другие страны на работу, учебу, к жене или мужу, на пенсию поближе к теплому морю…

По идее, в таком пакте должны быть заинтересованы в первую очередь именно промышленно развитые страны. Документ предусматривает, в частности, противодействие нелегальной миграции, борьбу с контрабандистами и торговцами людьми, обязательства государств принимать обратно своих граждан, депортируемых из других стран.

Благодаря усилиям правых популистов, однако, в головах у многих в Германии все смешалось - беженцы, трудовые мигранты, квалифицированные иностранные специалисты, в которых так нуждается немецкая экономика, три миллиона немцев, живущих за пределами Германии. Вот и на региональных партконференциях ХДС, на которых сейчас выступают кандидаты в председатели, их высказывания на эту тему вызывают самую бурную реакцию аудитории и больше всего вопросов.


Конституция ФРГ и право на убежище


На такой конференции, проходившей вечером в среду, 21 ноября, в восточногерманском Зебахе, Фридрих Мерц затронул еще один аспект этой темы. Он предложил начать дискуссию о том, отвечает ли велению времени закрепленное в немецком Основном законе право на убежище.

"Германия - единственная страна в мире, в конституции которой записано индивидуальное право на политическое убежище, - сказал Мерц. - Я уже давно придерживаюсь мнения, что мы должны быть готовыми открыто говорить об этом праве на убежище и возможности его сохранения в нынешней форме".

Фридрих Мерц имеет в виду статью 16а Основного закона ФРГ. "Лица, подвергающиеся политическим преследованиям, - говорится в первом абзаце, - пользуются правом убежища". В 1993 году, правда, после острых споров на фоне потока беженцев из стран бывшей Югославии в конституцию Германии была внесена поправка, ограничивающая возможность получения политического убежища для лиц, прибывающих в страну из/или через территорию так называемых "безопасных стран".

Тем не менее в таком виде - в виде индивидуального права на убежище - такого положения нет в конституциях других стран ЕС. То есть, политическое убежище в Германии предоставляется не только на основании международно-правовых обязательств, как это делают другие государства, подписавшие Женевскую конвенцию о беженцах, но и по закрепленному в немецкой конституции праву.


Политическое убежище получают единицы


Это обстоятельство, по словам Мерца, препятствует выработке согласованной в рамках всего Евросоюза политики по отношению к беженцам.

Он называет "иллюзией" представление, будто можно достичь общеевропейского решения проблемы, если в Германии сохранится эта уникальная ситуация. "Ведь для каждого, желающего вопреки всем европейским решениям попасть в Германию, - пояснил Мерц, - останется индивидуальное право на убежище".

Следует заметить, что право на убежище по статье 16а Основного закона ФРГ сейчас получают в Германии единицы, подавляющее большинство остаются в стране на основании Женевской конвенции о беженцах либо получают так называемый ограниченный тип защиты.
Тем не менее наличие в Основном законе страны положения о праве на убежище, что предполагает рассмотрение каждого заявления в индивидуальном порядке, позволяет соискателям вести, даже не имея шансов на успех, многолетние судебные тяжбы, что невозможно в других странах ЕС.

Тактический ход Фридриха Мерца

Фридрих Мерц стал первым респектабельным политиком, решившимся публично затронуть тему, которая считается в Германии политическим табу. Соответствующей оказалась и реакция на его предложение.

Правозащитная организация Pro Asyl обвинила Мерца в "использовании лозунгов крайне правых", представители "зеленых" - в "расшатывании основ правового государства" и забвении послевоенного "трагического опыта миллионов немецких изгнанных", а один из лидеров социал-демократов - в "подрыве консенсуса демократов".

Критически высказались и некоторые из лидеров самого ХДС, в том числе оба соперника Мерца в борьбе за пост председателя партии, хотя и не сразу. И Крамп-Карренбауэр, и Шпан напомнили о двух мировых войнах, развязанных Германией, и особой исторической ответственности немцев.
Голоса в поддержку Мерца звучат, скорее, как исключение. Так, немецкий депутат Европарламента консерватор Маркус Фербер (Markus Ferber) также считает, что "Германия в настоящий момент вследствие этого индивидуального права на убежище служит одной из причин, препятствующих достижению европейской договоренности".

Для изменения конституции требуется большинство в две трети голосов бундестага и бундесрата. Такого большинства у идеи отмены индивидуального права на убежище нет и не предвидится. Поэтому немецкие наблюдатели считают высказывания Мерца на эту тему чисто тактическим ходом, учитывающим настроения в ХДС и призванным получить преимущество во внутрипартийной борьбе за пост председателя ХДС.
Но и Шпан оперирует темой беженцев в своих выступлениях, занимая в этом вопросе куда более жесткую, чем у Меркель позицию. Значит, если лидером ХДС, а позднее и канцлером станет один из них, то миграционная политика Берлина станет, скорее всего, менее либеральной. Крамп-Карренбауэр пока воздерживается от однозначных высказываний на эту тему.
Отредактировано: Dobryаk - 23 ноя 2018 07:27:45
  • +1.37 / 19
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!