К годовщине 100-летия начала красного террора
48,287 239
 

  Удаленный пользователь
24 ноя 2018 14:43:46

100-летие красного террора. В монастыре помянули невинно убиенных

новая дискуссия Дискуссия  591

В Свято-Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода почтили память трех новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке – епископа Лаврентия, протоиерея Алексея Порфирьева и мирянина графа Алексея Нейдгарта. Все трое приняли мученическую кончину 100 лет назад от рук нижегородских чекистов и в 2000 году были причислены к лику святых мучеников Русской Церкви.
В память о событиях вековой давности 7 ноября настоятелем Печерского монастыря монастыря архимандритом Тихоном (Затёкиным) в сослужении духовенства была совершена Божественная литургия. Затем под звон монастырских колоколов состоялся крестный ход вокруг храмов обители. Архимандрит Тихон обратился к присутствующим со словами назидания, призвав их следовать в своей жизни примерам благочестия и веры, исходившими от святых. В честь владыки Лаврентия, батюшки Алексея Порфирьева и графа Нейдгарта была освящена памятная доска черного мрамора, помещенная в монастырскую галерею Успенской церкви.

Дата 7 ноября прискорбна в двух смыслах. Во-первых, это день национальной трагедии России, поскольку октябрьский переворот, совершенный коммунистической партией, положил начало невиданному в истории кровавому террору. Во-вторых, в этот день, в связи с принятием ВЦИК РСФСР к празднику постановления об амнистии, ВЧК была произведена массовая зачистка тюрем от контрреволюционеров.

Большевики, а вслед за ними и официальные советские историки, называют дату 7.11.1918 днем окончания красного террора. На деле это была лицемерная пропагандистская уловка. Террор в советской России вовсе не прекратился, а, накатывая волнами, длился все последующие годы, достигая пиков в 1919-м, 1920-м, 1930-м и 1937-м годах.

Кто же они, нижегородские новомученики, чью память почтили в пресловутый красный день календаря в Печерском монастыре?



Епископ Лаврентий, в миру Евгений Иванович Князев, родился в 2 июля 1877 года в Кашире, происходил из мещанского сословия. По завершении учебы в Тульской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии в 1912 году на Валааме принял монашеский постриг от архиепископа Сергия (будущего Патриарха). После этого состоял ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Сято-Троицкого монастыря. С лета 1917 года – епископ Балахнинский, викарий Нижегородский, временно управляющий Нижегородской епархией. Епископ Лаврентий чутко отзывался на постигшие Отечество беды. Вскоре после январского послания Патриарха Тихона в Нижнем Новгороде  состоялся крестный ход, собравший на Благовещенской площади десятки тысяч верующих. А четыре месяца спустя созван епархиальный съезд духовенства и мирян, на котором был заявлен протест против гонений на Церковь и грабежа церковного имущества.

Преосвященного Лаврентия избрали председателем съезда, секретарем же был назначен настоятель кафедрального собора протоиерей Алексей Александрович Порфирьев. Он родился 1 октября 1855 года в селе Можаров Майдан Курмышского уезда. Учился в Симбирской семинарии и столичной духовной академии, из которой выпущен в 1882 году со степенью кандидата богословия. С этого времени и начинается его служение в Нижегородской епархии: сначала преподавателем в местной семинарии, а после рукоположения в 1886 году священнический сан – в Никольской верхнепосадской церкви, Михайло-Архангельском и Спасо-Преображенском соборах, благочинным всех городских церквей. Многогранной была деятельность батюшки Алексия – пастырская, педагогическая и общественная, за что он был удостоен четырех царских орденов. Поэтому не случайно, что его подпись под протестом и воззванием к пастве, принятыми на епархиальном съезде летом 1918 года, была второй после подписи епископа Лаврентия.

Третьим подписал воззвание мирянин Алексей Борисович Нейдгарт (13.09.1863-6.11.1918), в прошлом губернский предводитель дворянства, член Государственного Совета империи, активный благотворитель и храмоздатель.

Гнев безбожных властей вызывали и другие поступки епископа Лаврентия. После печально знаменитой телеграммы Ленина от 9 августа 1918 года с требованием к нижегородским большевикам «навести массовый террор» – в Нижнем начались повальные аресты, а затем и расстрелы. (Подробнее об этом здесь:  http://rys-strategia.ru/news/2018-08-24-5840 ).  Епископ Лаврентий по-своему протестовал против жестокостей и беззаконий. Узнав о расстреле на Мочальном острове 41 заложника (месть за покушения на Ленина и Урицкого), святитель – соборно с братией Печерского монастыря –  совершил панихиду об упокоении душ невинно убиенных.

Этот показательный расстрел стал новым витком террора, многократно превзошедшим августовский. По официальным данным, в сентябре было арестовано 900 человек, расстрелы лавиной прокатились по большинству уездов. Тюрьмы были переполнены и по приказу из Москвы в Нижнем Новгороде срочно устроили концлагеря.

Епископ Лаврентий был арестован в Печерском монастыре. Ордер на арест архиерея за номером 3657 выдал председатель Чрезвычайки, бывший боевик «Бунда» и партии анархистов-коммунистов, а в войну презренный дезертир Яков Воробьев. Святителя посадили в концлагерь, утроенный в бывшем тюремном замке – Остроге, а 5 ноября перевели во внутреннюю тюрьму Губчека на Малой Покровской улице. Конвоировали днем, принародно, и многие  люди с трепетом подходили к святителю за благословением.

Арест протоиерея Порфирьева, исполненный комиссаром ЧК Бредисом, последовал 17 октября. На допросах допытывались о его связях с епископом Лаврентием и патриархом Тихоном.

Алексей Нейдгарт был арестован 21 октября в Арзамасе, где из-за невозможности выехать в Петербург проживал с семьей.  Его этапировали в Нижний, в тот же, вероятно, концлагерь, где к октябрю уже скопилось до 600 заключенных из города и уездов. В октябре к ним добавилось еще 226 узников. Яков Воробьев сообщал в докладе о деятельности ЧК за октябрь, что аресты производились в отношении лиц, «давших повод или основания к обвинению в политической неблагонадежности» и указывал, что в их числе были «люди с большим политическим прошлым явно контрреволюционной черносотенной окраски». Конкретно назывался граф Нейдгарт.

В тюрьме ЧК прошли допросы «контрреволюционеров». Как пишет изучивший архивно-следственное батюшки его правнук Александр Лушин: «5 ноября 1918 года чекисты предложили А. Порфирьеву свободу взамен на публичный отказ от священнического сана и дачу ложных показаний против епископа Лаврентия. Получив категорический отказ, разъяренные неудачей чекисты зверски избили батюшку, а на следующее утро объявили, что он будет вечером расстрелян». То же и с тем же результатом предлагалось и святителю Лаврентию.

Как гласит предание, в ночь на 7 ноября узников привели в конец сада позади здания Губчека, в низину Почаинского оврага. Там и произошла казнь. Перед расстрелом преосвященный Лаврентий обличал советскую власть, предвещал ей гибель, верил в то, что Россия возродится. Услышав эти слова, красноармейцы дрогнули и отказались стрелять. И тогда была вызвана команда чекистов-латышей, которые без колебаний исполнили привычное дело. Раненого первым залпом владыку Лаврентия добивали прикладом, отчего «из раздробленной ударом головы его вылился мозг». В батюшку Порфирьева пришлось произвести второй залп.

Возможно, версия о расстреле в Почаинском овраге – всего лишь легенда. «Вероятнее всего, – считает архимандрит Тихон, – епископа Лаврентия, протоиерея Алексея Порфирьева и А.Б. Нейдгарта расстреляли в подвале здания ЧК, так как в городе проходили народные массовые гуляния, и выстрелы из винтовок были бы слышны на улице, тем более что даже фасады здания Чрезвычайной Комиссии были иллюминированы». Два дня, пока шли торжества, тела казненных находились в ЧК на Малой Покровской улице. Очевидец рассказал, что потом из вывезли на телеге, чтобы доставить на Мочальный остров и там сбросить в Волгу.

Праздник по случаю годовщины переворота был пышным. Несмотря на разруху, войну и голод, центр ассигновал на него 550 тысяч рублей. Здания украшались флагами, плакатами, гирляндами из ламп, город оглашался гудками фабрик и свистками паровозов и пароходов. Состоялось многотысячное шествие к главной Благовещенской площади, на которой с трибуны, устроенной на пьедестале свергнутого памятника Царю Александру II, выступил местный партийный вождь Лазарь Каганович. Хор исполнил революционные песни, оркестры, чередуясь, играли интернационал.

В то же время не принадлежащий к революционным  массам народ, задавленный страхом и нуждой, безмолвствовал. И кто-то наверняка оплакивал невинно убиенных в мрачном чекистском застенке…

В 2000 году на Соборе Русской Православной Церкви епископ Лаврентий, протоиерей Алексей Порфирьев и граф Алексей Нейдгарт были причислены к лику святых мучеников. Иконы трех святых были представлены во время Литургии в Успенском соборе Свято-Вознесенского Печерского монастыря, состоявшейся 7 ноября. Помолимся и мы за упокоение их бессмертных душ.

Источники и литература

Архимандрит Тихон (Затёкин). Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский. Жизнеописание. Н. Новгород, 2012 г.

Лушин А.Н. Священник – душа народа. Н. Новгород, 2011 г.

Центральный архв Нижегородской области. Ф. 570. Ор. 559. Д. 120, 1911 г. и 114, 1913 г. Клировые ведомости Архангельского собора г. Н. Новгорода.

Государственный общественно-политический архив Нижегородской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 157. Доклады о деятельности Нижгубчека за сентябрь и за октябрь 1918 г.

Беляков А., Дегтева О., Сенюткина О., Смирнов С. Политические репрессии в Нижегородской области 1917-1953 гг. Н. Новгород, 2017 г.

Станислав Смирнов

для Русской Стратегии

http://rys-strategia.ru/news/2…XyM3nD4b6Y
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
  • -0.10 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (28)
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
24 ноя 2018 16:11:16

Помолимся, за упокоение душ, но вот за святых ли? Ежели по Христовому наследию судить, так они должны бы за паству свою радеть и за слово Христово, а за что они на плаху пошли?  За слово Христово иль за души рабов божьих? Иль в противостоянии стали не на сторону Христа, а примкнули на одну из  сторон противостояния?
И уж если радеть за слово и дело Христово, так не лучше  ль своим примером кротости и верности слову божьему показать как должно быть?
  • +0.03 / 4
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
24 ноя 2018 16:55:38

Если Вы являетесь православных христианином РПЦ, то следует доверять авторитету Собора РПЦ.
Если нет, то какая Вам разница, кого Собор РПЦ признал святым, это внутренне дело РПЦ и её общины.
Вам до них и дела нет.
  • -0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
24 ноя 2018 17:16:50

Православный - это одно, христианин, то есть следующий заветам Христа, это другое, а прихожанин РПЦ  это несколько  другое.
Так о чём Вы спрашиваете?
  • +0.03 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
24 ноя 2018 17:22:34

Да всё о том же.
Если не иметь отношение к РПЦ.
То что за дело что там в ихней общине происходит.
Не правда ли?
  • -0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
24 ноя 2018 17:28:32

Правда, что мне за дело в ИХ общине.
Но отсюда и обратное, а что за дело ИМ в моей общине?
С какого вдруг ко мне взывают о сострадании?
  • +0.03 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
24 ноя 2018 17:37:58

Сострадать-то взывают, т.е. просят, а не заставляют.
Нет в Вашей душе сострадания к безвинно убитым людям, так бог Вам судья.
И проходите равнодушно.
  • -0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
24 ноя 2018 17:48:04

В мой душе есть сострадание ко всем, и к еретикам сожжённым на кострах, и к церковным служащим сжигавшим еретиков.
Ну не равнодушен я к страданиям людским, но я не согласен с теми, кто вздымает кровь людскую, не свою, чужую, на свою личную хоругвь.
И мне в общем то насрать глубоко безразлично какими благими целями прикрываются использующие чужую кровь в своих личных иль корпоративных целях, благими намерениями мостится дорога в ад.
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
24 ноя 2018 18:03:44

В вашей душе уже не хватает места для сострадания этим людям?
Вам бы было легче, если бы Вы не знали, что были такие люди, что их безвинных зверски убили, и то что Русская православная церковь чтит их как святых?
Мне очень жаль, что воззвание о сострадание к этим людям, причиняет Вам боль, от того что уже нет места для сострадания к ним в Вашей душе.
  • -0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
24 ноя 2018 18:25:47

В моей душе хватает места для сострадания и тем кто горел на кострах и к тем кто сжигал на кострах.
Поджигающие костры не сами взяли в руки факел и не сами решали кого жечь.
За них решали когда и кого на костёр, а когда и кого в святые.
И ещё, Вы упоминаете РПЦ, Русская православная церковь, мол чтит святыми и прочее, а давно ли она Русская Православная?
И не уж то забыты те, кого  эта церковь безвинно убивала дабы насаждать новые порядки?
Почему безвинно убиенные ПРАВОСЛАВНЫЕ при насаждении новых порядков патриархом Никоном у Вас не вызывают сострадания, а убиенные НАСАЖДАВШИЕ новые порядки вдруг слезу вышибают?  В Вашей душе, согласно Христа, должно быть сострадание ко всем грешным. А ко мне в первую очередь, ну заблудший овец, чё с меня взять.
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
24 ноя 2018 19:00:36

Вас призывают к состраданию, чтобы знали и помнили.
Вы говорите, мол давайте покаемся за грехи наши.
Давайте покаемся, НО давайте и сострадать невиноубиенным.
  • -0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
25 ноя 2018 03:03:46

А где я говорил о покаянии?
Я призывал к состраданию, чтоб знали и помнили, в 1918-м году безвинно убивали тех,
кто в 1618-м безвинно убивал других. Столетие одних событий и четырёхсотлетие других,
почему не акцентируете внимание публики на этой  дате. 
Помнить надо всё, а не выборочно.
  • +0.03 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
25 ноя 2018 08:50:11

Вы предлагаете, что невинно убиенные несли часть вины в событиях 300-летней давности
НО
И мы с Вами в таком случае виновны и в тех событиях и в событиях 100-летней.
Поэтому я и говорю, что Вы призываете покаяться и я с Вами соглашаюсь, что обязательно должно быть покаяние за те события, обязательно должно быть сострадание к жертвам и обязательно должен быть изобличен палач, НО и прощен.
«Помнить, Знать, Осудить, Простить» - эти слова выбиты на мемориале "Стена скорби" в Москве.
Мы помним и сострадаем жертвам. Мы помним, знаем, осуждаем(их деяния) и прощаем палачей.
  • -0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
25 ноя 2018 11:03:54

Где я такое говорил?
Вы со своими тараканами сами как нить разбирайтесь, без меня.
Я всего лишь сказал о том, что в нашей истории всякое было, крови пролито много.
Делать святых только из одной стороны конфликта не считаю правильным, именно поэтому упомянул староверов.
Среди них много было невинно убиенных именно церковью которую ныне называют православной,
может кого то из тех невинно убиенных в святые зачислите?
Помнить о том, что нынешние святые тож когда то были палачами, надо помнить, знать, осудить и простить.
Так?
  • +0.03 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
25 ноя 2018 12:36:35

В Ваших предыдущих постах, возлагая часть вины за события 17 века на жертв красного террора начала века 20го.
Разве нет?
***
Вы не относитесь к РПЦ, не Ваше дело, кого чтит РПЦ как святого.
Это их дело, НО не Ваше.
Это два.
И три.
Конечно.
Благоразумный разбойник Десмос почитается в христианстве и именно как пример истинного покаяния. Вы как христианин, разве этого не знаете?
***
Поэтому только так
«Помнить, Знать, Осудить, Простить»
*осудить, в значении осудить преступные деяния
***
А Ваше утверждение, что мол "в нашей истории всякое было, крови пролито много" и поэтому отказать жертвам в сострадание, а палачам в осуждении их преступных деяний, НО и в прощении, так это даже не то что не по христиански, НО и в целом же бесчеловечно.
  • -0.05 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
25 ноя 2018 15:13:23

Где и кого я обвинял? Опять у Вас сочинение на вольную тему.
Хотя да, Вы правы, бросил пару камней в Ваш огород за однобокое изложении истории России.
Ни каких других обвинений я ни кому не выдвигал, ни большевикам ни церкви.
Всего лишь констатация факта, крови пролили и те и другие много,
не надо корячить на божничку или предавать анафеме ни церковников, ни партийцев.
За сим откланяюсь, оставайтесь со своими тараканами.
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
25 ноя 2018 15:54:12

Чудной человек.
То пытается советовать и учить РПЦ каких ей святых чтить.
То на ветке  с название и темой

К годовщине 100-летия начала красного террора

задается вопросом почему не освещаются гонения на староверов в 17 веке.
  • -0.07 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
25 ноя 2018 16:20:08

Название ветки - само по себе двусмысленность, а значит по сути ложь, 
так как террор был в начале XX века, использовался большинством государств, 
церковный конфессий или конфликтующих сторон для достижения своих целей....
И официальный конец подобной политике положил СССР, 
самим фактом своего существования и проводимой политикой....
  • +0.08 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
25 ноя 2018 16:26:44

Шокированный

05.09.1918

Постановление Совета Народных Комиссаров «О красном терроре»

Введение красного террора стало важным рубежом в развитии коммунистического режима. Террор стал одним из элементов системы «военного коммунизма». Массовое уничтожение противников советской власти в период Гражданской войны имело противоречивые последствия. С одной стороны, террор действительно вселял страх, дезорганизовывал противников большевиков. С другой стороны, он убеждал людей в недемократичности диктатуры, вызывал массовое недовольство, поддерживал решимость оппозиционеров действовать против большевиков с оружием в руках.





Октябрьская революция провозгласила отмену смертной казни. Постановление Второго съезда советов гласило: «Восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменяется». Смертная казнь на остальной территории России была отменена еще Временным правительством.


Несмотря на формальное отсутствие смертной казни, убийства заключенных иногда осуществлялись Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совнаркоме (ВЧК) и местными чрезвычайными комиссиями (ЧК) во время «очистки» городов от уголовников.


Более широкое применение казней и тем более проведение их по политическим делам было невозможно как из-за преобладающих демократических настроений, так и из-за участия в Совете народных комиссаров левых эсеров, которые были принципиальными противниками смертной казни. Нарком юстиции от партии левых эсеров И. Штернберг препятствовал не только казням, но даже арестам по политическим мотивам. Поскольку левые эсеры активно работали в ВЧК, развернуть правительственный террор в это время было трудно. Однако, работа в карательных органах влияла на взгляды эсеров-чекистов, которые становились все более терпимыми к репрессиям.


Ситуация стала меняться после ухода из правительства левых эсеров и особенно — после начала широкомасштабной гражданской войны в мае-июне 1918 г. Восстание чехословацкого корпуса и казачества сопровождались массовыми убийствами сторонников советской власти. Ленин считал, что в условиях гражданской войны нельзя обойтись без смертной казни, так как сторонники противоборствующих сторон не боятся тюремного заключения, надеясь на победу своего движения и освобождение из тюрем. 13 июня смертная казнь в РСФСР была восстановлена.
Первой публичной жертвой политической казни стал популярный командующий Балтийским флотом А.М. Щастный, которого наркомвоен Лев Троцкий подозревал в готовности выступить против советской власти. Щастный был арестован и после процесса в Верховном революционном трибунале расстрелян 21 июня 1918 г.

Ещё до объявления «красного» террора он применялся на фронте с санкции Ленина. «В Нижнем явно готовится белогвардейское восстание. Надо напрячь все силы, составить тройку диктаторов, навести тотчас массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т.п.», — телеграфировал Ленин 9 августа. В тот же день он отправил телеграмму и в Пензу: «Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». 22 августа председатель Совнаркома приказывает «расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты».

В обострившейся обстановке июня-августа 1918 г. противники большевиков также прибегают к террористическим методам борьбы. 20 июня неизвестным был убит нарком пропаганды В. Володарский. Убийцу найти не смогли. Уже тогда Ленин выступил за развязывание массового террора: «Тов. Зиновьев! Только сегодня мы узнали в ЦК, что в Питере рабочие хотят ответить на убийство Володарского массовым террором, и что вы их удержали. Протестую решительно!.. Надо поощрять энергию и массовидность террора». 30 августа юный сторонник эсеров Л. Каннегисер убил руководителя Петроградского ЧК М. Урицкого. В тот же день на митинге был ранен Ленин. Виновной в покушении была объявлена сторонница эсеров Ф. Каплан. Впрочем, конкретные виновники в тот момент были не так важны — за трех большевиков должны были ответить целые классы.

В ответ на эти покушения ВЦИК советов принял резолюцию, в которой говорилось: «ВЦИК дает торжественное предостережение всем холопам российской и союзнической буржуазии, предупреждая их, что за каждое покушение на деятелей Советской власти и носителей идей социалистической революции будут отвечать все контрреволюционеры… На белый террор врагов рабоче-крестьянской власти рабочие и крестьяне ответят массовым красным террором против буржуазии и ее агентов». Это означало введение заложничества, когда за действия одних людей должны отвечать совершенно другие. Резолюция ВЦИК открывала путь к принятию постановления ВЦИК о красном терроре 5 сентября. 

Постановление создавало основы репрессивной политики коммунистического режима: создание концлагерей для изолирования «классовых врагов», уничтожение всех оппозиционеров, «причастных к заговорам и мятежам». ЧК наделялась полномочиями брать заложников, выносить приговоры и приводить их в исполнение.

Сразу же было объявлено о расстреле 29 контрреволюционеров, которые были заведомо непричастны к покушениям на Ленина и Урицкого — в том числе бывшего министра внутренних дел Российской империи А. Хвостова, бывшего министра юстиции И. Щегловитова и др. В первые дни сентябрьского Красного террора в Петрограде погибло более 500 человек. Потом интенсивность расстрелов снизилась. 

По всей Советской России были казнены тысячи людей, часть из которых была виновата лишь в принадлежности к «контрреволюционным» классам и общественным течениям — предприниматели, помещики, священники, офицеры, члены партии кадетов. Философию красного террора выразил один из руководителей ЧК М. Лацис: «Не ищите в деле обвинительных улик; восстал ли он (обвиняемый — Редакция) против совета с оружием или на словах. Первым долгом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова его профессия. Вот эти вопросы и должны решить судьбу обвиняемого». Даже Ленин пожурил Лациса за эти слова, что, конечно не остановило волну убийств. Большинство расстрелянных были противниками большевистского режима.

Произвол ЧК вызывал критику даже со стороны большевиков. «Правда» вынуждена была заметить, что лозунг «Вся власть Советам!» сменяется лозунгом «Вся власть чрезвычайкам!». Редактор «Известий» Ю. Стеклов признавал среди своих: «Никогда, даже в злейшие времена царского режима, не было такого бесправия на Руси, которое господствует в коммунистической Советской России, такого забитого положения масс не было. Основное зло заключается в том, что никто из нас не знает, чего можно и чего нельзя. Сплошь и рядом совершающие беззакония затем заявляют, что они думали, что это можно. Террор господствует, мы держимся только террором». Чего же удивляться — в стране диктатура, а диктатура по Ленину — это власть, опирающаяся не на закон, а на насилие.

8 ноября 1918 г. VI съезд советов запретил расстрелы без доказательства вины. 24 января 1919 г. были ликвидированы уездные ЧК, карательное рвение которых слабо контролировалось из центра. 17 февраля 1919 г. права ВЧК были еще сильнее ограничены. Выносить приговоры (за исключением ситуации подавления восстаний) теперь должны были революционные трибуналы. К этому времени ВЧК уже расстреляла 5-9 тысяч человек, из них — две тысячи в первые недели террора.  

В дальнейшем красный террор развивался волнами. Он происходил на территориях, занимаемых Красной армией, в районах восстаний против коммунистов, а осенью 1919 г., когда на Москву надвигалась армия Деникина, а анархисты взорвали Московский горком партии.
Террор сопровождался злоупотреблениями служебным положением. Общие масштабы террора сейчас установить трудно. Вероятно, речь идет о сотнях тысяч жертв различных репрессивных органов — ЧК, ревтрибуналы, военные органы. Красный террор в реальности не был классовым. Удары наносились по недовольным рабочим, крестьянам, интеллигенции.

Комментируя социальную модель большевизма, лидер эсеров В. Чернов писал: «Это колоссальная машина, в которую история подает наличных людей, с их слабостями, навыками, страстями, мнениями, как человеческое «сырье», подлежащее беспощадной переработке. Из нее они выйдут, удостоверенные «личной годностью», каждый на свою особую жизненную полочку, штампованные, с явным клеймом фабричного производства. Они частью попадают в отдел по утилизации отбросов; остаток подлежит беспощадному уничтожению».

Занимая города, белые начинали методичный подсчет жертв красного террора, тщательно описывали наиболее яркие примеры: «В Харькове специализировались на скальпировании и «снимании перчаток»», — повествует А. Деникин о зверствах ЧК. Но когда белые отступили, красным было чем ответить. Вот только одно свидетельство: «Настроение населения Украины в большинстве на стороне Советской власти. Возмутительные действия деникинцев… изменили население в сторону Советской власти лучше всякой агитации. Так, например, в Екатеринославе, помимо массы расстрелов и грабежей и пр., выделяется следующий случай: бедная семья, у которой в рядах армии сын коммунист, подвергается деникинцами ограблению, избиению, а затем ужасному наказанию. Отрубают руки и ноги, и вот даже у грудного ребенка были отрублены руки и ноги. Эта беспомощная семья, эти пять кусков живого мяса, не могущие без посторонней помощи передвинуться и даже поесть, принимаются на социальное обеспечение республики». Зверства творили солдаты всех сил Гражданской войны.

В 1922 г., после окончания гражданской войны, произошла последняя вспышка красного террора, направленная против священников. Затем репрессивная политика была введена в рамки «социалистической законности», предполагавшей более выборочное применение казней. 

ВЧК была преобразована в Главное политическое управление (ГПУ), которое потеряло право бессудных расстрелов. Однако в 30-е гг. террор возобновился еще в больших масштабах, чем красный террор времен Гражданской войны.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности этой комиссии, находит,

что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью;

что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей;

что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях;

Подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам;

что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры.

Народный Комиссар Юстиции

Народный Комиссар Внутренних Дел

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров

Секретарь Сов.Нар.Ком.


Москва, Кремль.

5 сентября 1918 года.

© Российский государственный архив социально-политической истории
Ф.19. Оп.1. Д.192. Л.10

  • -0.05 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
25 ноя 2018 17:24:08

Ну вот, Вы сами подтвердили что так называемый "Красный террор" был ответом на реальный "Белый террор", а до этого были "черносотенный террор", "террор народовольцев", террор "самодержавный", террор "чернопередельцев", террор помещичий, террор церковный и т.д. и т.п....
  • +0.09 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
25 ноя 2018 17:47:24

Да, какая разница, какой повод придумали большевики?
Ужасает то, что это была официально объявленная политика советского государства, т.е. политика государственного террора против своих же граждан.
Не террористической организации и не произвол отдельного деятеля проникшего на государственный пост, а государства-террориста по отношению к народу.
5 сентября 1918 года Советское государство официально встало на путь террора.
Этому и посвящена тема этой ветки.
  • -0.06 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
25 ноя 2018 18:33:43

А  до большевиков, это была политика "аристократии+буржуазии",
а до них, это была политика самодержавия,
а параллельно это была политика РПЦ под управлением  самодержавия...
и так всё дальше вглубь веков...
И только большевики, убедившись на собственном опыте, на тупиковом пути террора, 
сумели разорвать этот это проклятие бесконечного террора против собственного населения,
ибо большевики и были тем самым населением.
  • +0.03 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
25 ноя 2018 19:06:03

Первую часть поста о "глубине веков" пропустим, тут уже это было.
Вторую же часть рассмотрим.
Официально объявив политику террора против народа большевики лишь смягчали, НО не отменяли его.
Действительно, единственно почему не состоялся в наше время внутрироссийский Нюрнберг над большевизмом или коммунистов не постигла массово судьба читы Чаушеску - это ХХ съезд, где частично, и только сталинский промежуток государственного террора против народа был осужден самими большевиками.
  • -0.07 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
25 ноя 2018 19:19:48

Вот почему до сих пор нет Нюрнберга за самодержавие, абсолютизм, инквизицию и борьбу с ересью?
Вы же этого этого требуете....Думающий
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
25 ноя 2018 19:50:52

Я требую?
Абсолютизм?
Самодержавие?
А почему не республику?
Как форму политического правления судить и главное за что?
Объяснитесь.
***
Требую я лишь одного

«Помнить, Знать, Осудить, Простить»

Осудить здесь значит осудить деяния убийц/палачей, творивших террор, т.е. бессудный массовые расправы над безвинными людьми.
  • -0.07 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
25 ноя 2018 20:23:41

Ну так и начинайте с Николая кровавого, с деятелей церкви требующих обязательное посещение исповеди, с государства и церкви сжигающих за инакомыслие "в вере"...
А то предлагаете понимаешь с октября и только одну сторону, тфу.... прямо как англо-саксы....Позор
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
25 ноя 2018 20:37:45

Так никто не объявлял в России ни до ни после, кроме большевиков, своей официальной политикой против народа- террор, т.е. бессудные массовые убийства безвинных людей.
  • -0.06 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Uncle Ben ( Слушатель )
26 ноя 2018 08:07:06

Чего врать-то. Где в постановлении сказано, что террор против народа? Там только про "гималайцев". Любая гражданская война - это террор, а тут еще и стервятники в гости прилетели. А потом и вся евроцивилизация двинула со своей демократией. Или тоже сторонник Просвирина-Белковского-Сытина?
https://glav.su/foru…age5102538
  • +0.04 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Trifon ( Слушатель )
26 ноя 2018 14:52:38

Действительно, а почему в наше время нет Нюрнберга для деятелей 90х?
Даже не считая хищения государственной собственности в особо крупном размере,
ну например за измену родине и действия способствовавшие государственной измене,
приведшие к развалу страны. Или за лоббизм интересов иного государства, приведшего
к невосполнимому экономическому и политическому ущербу и потери независимости страны.
  • +0.10 / 8
  • АУ