Удаленный пользователь | |
25 ноя 2018 23:26:01 |
Цитата: idioten test от 25.11.2018 22:44:43Это кладбище военнопленных Первой мировой войны было открыто 25 июля 1915 года. По столь важному поводу местная газета Frankfurter-Oderzeitung от 29 июля 1915 года сообщила: «Специальное богослужение состоялось недалеко от ворот нашего города по поводу открытия русского кладбища, на котором лежат около 150 военнопленных греко-католического, римско-католического, протестантского, еврейского и мусульманского вероисповеданий. Они умерли в этом лагере, и лежат теперь рядом друг с другом, отдыхая в небольших, покрытых плющом гробницах. Каждую могилу, в зависимости от веры умершего, украшает либо простой, сделанный из дерева крест, либо полумесяц, либо еврейская надгробная плита, несущие имя и дату смерти умершего…».
По данным на май 1918 года здесь содержались около 23 000 военнопленных из разных стран, но подавляющее большинство из них, почти 17 000 человек, были солдатами и офицерами русской императорской армии. В этом лагере находились также несколько десятков матросов с легендарной канонерской лодки «Сивуч II», прозванной «Балтийским Варягом». В августе 1915 года «Сивуч II» вступил в неравный бой с немецкими крейсером и двумя миноносцами, был потоплен, а спасённые матросы попали в лагерь Гроненфельде.
Русские солдаты построили в лагере деревянную часовню Спаса, в которой молились и которая сохранилась до настоящего времени.
В 1942 году Министерством внутренних дел рейха лагерь использовался для поселения принудительно согнанных в Германию иностранных рабочих. После войны советская администрация использовала его в качестве транзитного лагеря для военнопленных, а с 29 апреля 1946 года – в качестве карантинного лагеря. Уже с 1949 года здесь никто не жил, бараки развалились, а могилы военнопленных густо поросли крапивой, кустарниками и деревьями. Бывший русский лагерь с тех пор не числился на городском учёте, и средств на его содержание не отпускалось. А место, где оно находилось, называлось просто «Русским лесом».
Несколько лет назад по инициативе группы жителей Франкфурта-на-Одере, к которым присоединились и российские волонтёры, начались работы по восстановлению кладбища. Они восстановили холм, который виден на фотографиях 100-летней давности. Лагерь внесли в городской реестр, и городская администрации Франкфурта-на-Одере выделила 200 000 евро на восстановление ограждения, уборку территории и тому подобное.
Один из инициаторов восстановления русского кладбища Эдуард Птухин рассказывал корреспондентам, что поначалу немцы удивлялись, как русские с помощью одних лишь лопат рубили кустарники и крапиву, расчищали дорожки. Всего немецкие и русские волонтёры провели 22 субботника. А число помощников и содействующих достигает 4000 человек.
Были установлены стелы с фамилиями и именами (на немецком языке), датами рождения и смерти 581 русского солдата.
На церемонии открытия присутствовали около 100 гостей. В старинной русской капелле, которая когда-то была центром лагеря, провели заупокойную молитву. С приветственным словом выступил советник посольства РФ, и. о. руководителя группы культуры Вадим Данилин.
Имена умерших и похороненных здесь солдат зачитывала пастор местной евангелической церкви Габриеле Нойманн (Gabriele Neumann).
Как свидетельствует присутствовавший на открытии кладбища профессор Европейского университета (Europa-Universität Viadrina in Frankfurt) Вернер Бенеке (Werner Benecke), в городском архиве имеются сведения о месте рождения солдат и даже об их родителях. Так что желающие могут восстановить родословную почти каждого военнопленного. «Наличие старинной русской капеллы рядом с восстановленным столетним кладбищем составляют ансамбль, второго которого нет в Германии», – заявил Вернер Бенеке.
83-летний Рольф Хаак (Rolf Haak), один из волонтёров немецкой инициативной группы, в наступившей после молебна в тишине сказал: «Это тот не столь уж частый случай, когда сбываются мечты. Мы сделали то, что задумали».
Но сделанное, по словам директора франкфуртских кладбищ Йенса Доршмана (Jens Dörschmann), только начало: «Мы хотим выпустить брошюру и распространять её в школах нашего города. Потому что прикосновение к истории нужно и важно для всех».