• ...
Дискуссия Новая   169

Причины потерь РККА летом 1941 года и роль в этом Сталина.

26 ноя 2018 в 16:01   Tankdriver

  • -0.03 / 4
    • 1
    • 3
  • АУ

Предыдущая дискуссия:

<< Прямая трансляция из Рады
 
Следующая дискуссия:

В зале 212 зарегистрировалось >>

ОТВЕТЫ (11)
 
 
  753 ( Слушатель )
28 ноя 2018 в 12:40
  • ...

Слабое объяснение поражения РККА в первые дни войны и её, якобы, "полного" разгрома.
Слишком много слов,  сильно всё растянуто, нет краткости - сестры таланта.
Довод автора, что на дорогах РККА не было, наивен.
Здесь уже говорилось, что было главной причиной поражения РККА, но не её разгрома и уничтожения летом 1941 года.
1). Неготовность РККА к масштабам такой войны или её неотмобилизованность и слабая общая, боевая  подготовка.
2), Неудачное расположение войск первого эшелона слишком близко от границы и слишком далекое расположение войск второго и третьего эшелонов от первого.
3). Сила немецкой армии была выше РККА, особенно на главных направлениях, по причине её полной сосредоточенности, механизации пехоты, отличной авиации, связи,  боевого опыта и боевого обучения в целом. 
Лучше всего, наверное, об этом говорил историк Исаев.
Что касается "отсутствия" на дорогах армии РККА. Все главные дороги были перекрыты, но те части, которые их обороняли были сметены.
Наши ещё не умели хорошо обороняться. Не умели строить узлы противотанковой обороны, а отсюда не могли удержать позиции.
Этому научились позже. В принципе, сдержать удар танковых и моторизованных дивизии противника с его авиацией -  крайне сложная задача, если он наносит удар в узком месте. Есть описание командиров дивизий, которые становились на их пути. Их дивизии,  как правило  сметались, понеся невосполнимые, очень большие потери.  Даже в 1942 году, при хорошей обороне и опыте РККА, далеко не всегда удавалось остановить противника и не нести больших потерь от его ударов.           

  • +0.08 / 5
    • 5
 
 
  Tankdriver ( Слушатель )
28 ноя 2018 в 17:09
  • ...

Я специально почитал и Кариуса, и Гудериана, упомянутых в видео. Кариус действительно прошел 120 километров за первый день войны, двигаясь во втором эшелоне, без соприкосновения с противником. Замечательно магистраль перекрыта.
Гудериан еще лучше - он пишет о том, что единственная крупная группировка русских находилась в районе Белостока. Это около ста километров на север. 
Форсировав Буг по обе стороны от Бреста он не встретил никакого сопротивления, и так же спокойно захватил следующие переправы.
Русские, как он и предполагал ДО НАПАДЕНИЯ, ударили по шоссе от Белостока на юго-восток. По дороге их утюжила авиация, а где дотягивалась - и артиллерия, и в итоге остатки русских войск уперлись в мощную немецкую ОБОРОНУ, выстроенную под Слонимом.
Вы уверены, что все посмотрели?
п.с. Исаев - историк, а не военный. И многого он не понимает из того, что касается реальных боевых действий.

  • -0.01 / 1
    • 1
 
 
 
  753 ( Слушатель )
29 ноя 2018 в 00:01
  • ...

Читал военных Германии. Плохие они писаки и там мало понято, что и о чем они пишут. Очень много брехни, преувеличений, побед германского оружия и пр. Лучше читать у наших мемуары и историю.  В них  всё разжевано и расписано.
Например по Сев Западному фронту.  Первый удар смел весь первый эшелон дивизий прикрытия на границе. Наступала мотопехота  с танками. На некоторых участках преимущество у немцев было 1 к 10 и 15.  Граница была быстро пройдена и немцы наткнулись на контратаки второго эшелона или танковых корпусов РККА, как раз по центральному шоссе и даже в городе. Пехота обошла танковые корпуса РККА, авиация и ПТО разбила часть танков, связь у нас была плохая, но была. Дальше мы стали отходить и дробится по расходящимся направлениям. После этого немцы повернули через леса 3 ТГ на юго-восток и почти беспрепятственно соединились со  2ТГ.
А вы знаете, что Петров почти полностью потерял связь с войсками в первые дни войны? Целые армии исчезли и о них ничего ни в Москве ни в Перов не знали. Связь немцы перерезали, как раз накануне 22 июня. Отсюда ни Петров, ни его штаб ничего не знали о положении на фронте.  Немцы быстро смяв первый эшелон на границе не увидели перед собой контр атаку второго эшелона РККА, как это было на Сев Западном фронте. Петров потерял управление войсками, что не случилось на соседних от него фронтах.  
Это, во первых, а во вторых, когда фронт прорван, войска обычно отступают, а иногда и бегут.  
Вот почему немцы писали о спокойном движении по трасам. Но так было не всегда. Под Минском мы перекрыли трассу и фашистам пришлось потратить на это несколько дней. И в целом, после того, как немцы напарывались на узлы обороны, они их обходили и наши отступали дальше. Кроме того, остановить немцев могли только отдельные полки ПТО. Их было мало у нас на Западном фронте, да и вообще, их не успели вооружить перед войной, кроме одного-двух.  
И ещё не согласен с вами по поводу полного разгрома РККА. Если РККА было полностью разгромлено в 1941 году, то кто сдерживал врага под Москвой ?  Ополченцы? Нет. Это были дивизии четвертого стратегического эшелона отмобилизованные чуть позже остальных.
Дивизии переброшенных с других направлений с севера и юга. Сибирских дивизий под Москвой у нас было не много, хотя они были полнокровными и свежими. У немцев, если посмотреть на их потери, например по дивизии СС Райх. То они были тоже очень большими.
Командир сибиряков Белобородов привел документы: Райх сражалась почти только против его дивизии. Она была пополнена перед наступлением, имела моторизованную пехоту, броневики  и самоходки. Вместе с пополнениями, в ходе самой битвы, в дивизии Райх от 21 тысячи осталось всего 3 тысячи. От нашей 9 гв дивизии из 14.500 человек + 1000 пополнения,  осталось 650 человек. Это за месяц боев.
А некоторые дивизии, попав под удар целой танковой группы теряли сразу весь свой боевой состав за один день.
Короче. Дороги были свободными по причине или обходных маневров немцев наших узлов обороны или по причине отступления наших войск, дабы не попасть в окружение. Добровольно ни кто дороги не оставлял.    
   

  • +0.06 / 4
    • 4
 
 
 
 
  Tankdriver ( Слушатель )
29 ноя 2018 в 10:12
  • ...

Я посмотрел наши документы, 4 армии, атаковавшей Гудериана с юга. Против неё был 24 моторизованный корпус группы Гудериана.
Начнем с того, что первые стычки небольших сил танков и пехоты 30-й танковой дивизии с немцами произошли только в районе 11 часов утра, а полноценный удар армия нанесла на следующее утро, 23 июня. Опять по подготовленной за сутки обороне немцев.
При этом в армии не было ни одного танка Т-34 или КВ, основной состав - устаревшие для наступления Т-26, несколько БТ, бронеавтомобили и плавающие танки.
Разумеется, попав на подготовленную оборону танки понесли большие потери и откатились назад. В целом воевали неплохо, кое-где немцев даже теснили, но против немецких троек и четверок воевать было крайне сложно. Тем более при полном превосходстве противника в воздухе.
В результате 4 армия сковала движение 24 моторизованного корпуса немцев на несколько дней, но это не остановило Гудериана - он ушел вперед по магистрали своим левым флангом, и никто ему там особо не мешал.
Возникает вопрос - почему та же 4-я армия не стояла на магистрали, а была в ебенях, да еще и разбросанная по местности - та же 30-я танковая дивизия была на стрельбах.
В результате армии пришлось АТАКОВАТЬ, а не обороняться.

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
  753 ( Слушатель )
29 ноя 2018 в 10:48
  • ...

К сожалению ничего не могу сказать насчет поражения именно Западного фронта, так как не подробно изучал  вопрос этого фронта.
Могу только сказать, что управление войсками было потеряно с первых дней войны из за потери связи. Причем, связь была потеряна, как штаба фронта с армиями, так в самих армиях с корпусами. Обстановка и  расположение наших войск были не известно и в Москве.
Павлов потерял управление войсками.  Он оперировал только резервами и отдельными частями и армиями.
Примерно та же самая картина была в отдельных армиях.  Результат: хаос, неразбериха, отступление и т.п.
Во вторых, по любому Западный фронт был обречен, по причине действия против него двух танковых групп, а не по одной, как на других направлениях. Не было у нас возможностей бороться с танковыми группами в тот момент. И в целом ТГ противника далеко не всегда двигались только по основным магистралям. Они выбирали направление удара. Кроме основных магистралей, была масса иных, обходных  дорог, коими и пользовались.  А если сплошного фронта не было или было потеряно управление,  то любой обходной маневр или прорыв  вызывал боязнь окружения и наши банально отступали. Такое часто было на фронте. Где то далеко, за 100-200 км от тебя, у соседа прорван фронт. Пришел приказ оставить позиции и отступать, причем отступать не строго на восток, а куда то в сторону, на юг или на север.
Ты отступаешь, противник тебя нагоняет, обходит своими моторизованными частями по параллельным дорогам и спокойно движется дальше.  Просто вам надо больше читать мемуары наших генералов. На все были объективные причины и никакого злого умысла у наших генералов не было.     
   

  • +0.05 / 3
    • 3
 
 
 
 
 
 
  Tankdriver ( Слушатель )
29 ноя 2018 в 11:25
  • ...

Мы с вами о разных вещах говорим.
Потеря связи и управления - это частности. Все провода перерезать невозможно, более того, в каждой армии есть приказы, что делать в случае потери связи.
Все наши подразделения, после начала войны должны были сначала куда-то выдвинуться, и только потом контратаковать противника. При этом понятия не имея, где он.
Поэтому потеря связи и сыграла такую ключевую роль.
Если бы та же 4 армия оседлала Варшавское шоссе ДО войны, построив оборону по Бугу, то немцы не смогли бы эту оборону так легко взломать, и это очевидно. Тем более, что используя то же самое Варшавское шоссе 4-я армия имела бы бесперебойное питание и не попала бы в первые же дни в окружение.
Бои 4-й армии с 24-й моторизованной дивизией немцев об этом ясно говорят. Немцы ни разу не смогли прорвать фронт 4-й армии, только обходы, удары с флангов и тыла.
Так же и 4-я армия ни разу не смогла прорвать фронт обороны немцев. Тоже использовали фланговые обходы. По фронтам только максимум теснили друг друга.
Но Гудериан уже шел по Варшавскому шоссе, и снабжения у 4-й армии не было. В этом и разница.
И если бы Белостокская группировка имела стык с 4-й армией, имея по месту стыка крепость Брест, а не стояла хрен знает где сама по себе - немцы вообще не смогли прорвать оборону наших воск в центре.

  • +0.02 / 3
    • 2
    • 1
 
 
 
 
 
 
 
  753 ( Слушатель )
29 ноя 2018 в 11:53
  • ...

Оборона на границе была очень слабая. Можно сказать, что её почти не было по всей границе. Было небольшое предполье, и выкопаны траншеи.  Границу в предполье охраняли пограничники, а в блиндажах траншей сидело небольшое количество солдат (1/3  дивизии).  Пушки и основные резервы дивизий на границе находились позади, или в казармах. По сути, это и была вся оборона границы. Фактически её не было. Немцы, пользуясь ударом передовых частей, относительно спокойно прошли границу и стали двигаться дальше. Так было везде, на всех фронтах. Только в отличии от других фронтов на Западном фронте немцев не встретил контр удар мех корпусов,  спешивших к дивизиям на границе 23 июня. Вот почему шоссе было открыто. Второй эшелон не подошел. Павлов потерял управлением войсками.
Почему мех корпуса не выдвинулись к уже разбитым дивизиям на границе и не ударили по немцам как это они сделали на Сев Западном фронте, на главном шоссе - вопрос к Павлову и к его штабу.  
1). Оборонительные сооружения и в целом оборона  на границе была слабой.
2). Главные силы дивизий на границе находились в казармах.
3). Часть дивизий поднятых по тревоге ещё 18 июня была на марше.
Отсюда требовать перекрытия мощной обороной шоссе - не имело смысла в тех условиях перед войной.
Наше командование считало, что дивизии на границе задержат врага, а подошедший второй эшелон (мех корпуса и часть стрелковых дивизий) его опрокинет назад.  Вот и весь смысл нашего простого плана.  Оборона имела второстепенный характер плана.      

  • +0.05 / 3
    • 3
 
 
 
 
 
 
 
 
  Tankdriver ( Слушатель )
29 ноя 2018 в 12:12
  • ...

Ну вот уже хорошо, что консенсус есть - прикрытие границы было крайне слабым.
Возникает второй вопрос - зачем войскам второго эшелона куда-то ехать, чтобы остановить врага, атаковать его оборону, вместо того, чтобы просто не дать ему перейти границу?
Мы же понимали, что немцам для наступления нужны магистрали? Понимали конечно. И немцы везде наступали только по дорогам.

  • -0.01 / 3
    • 1
    • 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  753 ( Слушатель )
29 ноя 2018 в 12:37
  • ...

Расположение войск на границе было неудачным в целом.
Первый стратегический эшелон был разделен на три части (прикрытие границы, ударная часть и резерв).
Во вторых,  он слишком близко находился от границы, особенно его дивизии прикрытия.
Второй стратегический эшелон войск находился  в 200-300 километрах, третий в 500-700 километрах.
Причем, пропускная способность Ж/Д и дорог + время, не дали быстро перебросить второй и третий эшелоны на помощь к первому.
Например 196 дивизия  только к 4 июлю была переброшена к фронту из Днепропетровска. А вступила в бой 11 июля.
Дивизии третьего эшелона и вовсе подъехали к фронту только в августе.  
У немцев же было все сконцентрировано в один общий кулак.
Но это только говорит о том, что сама мобилизация в СССР и размещение войск носили не характер войны, а были на мирном положении.
Да, готовились, но готовились долго и не во всем успели.
Даже боеготовность войск  не успели отладить до надлежащего уровня. Почти все дивизии имели на 2/3 своего состава недостаточно обученных солдат свежего призыва 40-41 годов. По сути это были слабо обученные новобранцы.
Перед ними немцы выглядели опытными, матёрыми ветеранами.
   
   
 

  • +0.05 / 3
    • 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Пещерный ( Слушатель )
29 ноя 2018 в 12:43
  • ...

Вот тут я с Вами не согласен. Потеря связи - не частности.
Управление войсками было потеряно не из-за утраты связи, а из-за фактического отсутствия этой самой связи в среднем звене.
Сколько командирских танков по состоянию на 22.06 было оборудовано радиостанциями? Сколько самолетов?
Эх, не успели...

  • +0.15 / 9
    • 7
    • 2
  • АУ
 
 
 
 
  Поверонов ( Слушатель )
01 дек 2018 в 12:03
  • ...

Кто такой Петров. Западным особым округом командовал Павлов, которого за это и расстреляли.

  • +0.06 / 3
    • 3
  • АУ