Американские пошлины нарушили спокойствие мирового рынка стали — теперь страны, которые больше не могут экспортировать в Штаты, отправляют заваливают своей продукцией Европу. В выигрыше остались экспортеры металлов, такие как Турция, Россия и Вьетнам, а вот европейским производителям стали не повезло.
Темпы роста импорта стали в Европе превышают объемы продаж китайского металла, который наводнил континент в 2015 году и спровоцировал кризис в секторе. Последовавшие за этим меры европейских властей и закрытие заводов в КНР ослабили экспортное давление из Поднебесной. Однако теперь Китай снова направляет свою сталь в Европу, усиливая гонку за рынки сбыта.
«Баланс на мировом рынке был нарушен одним действием — введением тарифов со стороны США. И теперь торговые потоки с трудом пытаются адаптироваться к новой реальности. В течение двух-трех лет европейская сталелитейная отрасль возвращалась к приемлемым прибылям, а теперь рискует вернуться в состояние хуже прежнего», — предупреждает Роланд Баан, глава финской Outokumpu Oyj, одного из крупнейших в мире производителей нержавеющей стали.
Развернувшийся сценарий является следствием эскалации торговой войны между США и Китаем. ЕС, важный военный и торговый союзник Америки, уязвим перед удешевлением импорта из-за роста внутреннего спроса, увеличением расходов и, как говорят производители, снижением торговых барьеров. Несмотря на мощный приток стали в Европу, Трамп может ввести тарифы на европейские автомобили.
С начала года до сентября включительно российский экспорт в Евросоюз подскочил на 40% в годовом выражении. За аналогичный период Вьетнам нарастил отгрузки в Европу на 144%, а Турция — на 61%, став крупнейшим поставщиком в регионе. С начала года турецкая лира подешевела к доллару на 28%, спровоцировав удешевление экспорта из страны.
Original Steel Services Ltd, британский производитель стали, в последние годы снабжал одного клиента сталью в объеме 3-4 тыс. тонн в год. В этом году этот же клиент купил меньше 400 тонн из-за более дешевого предложения из Турции.
«Турки — наша главная проблема. Их валюта сильно подешевела, а производство отличается довольно высоким качеством», — жалуется Питер Дэвис, совладелец Original Steel Services.
По словам аналитиков, какая-то часть «отверженной» стали направляется в Азию. Но азиатские производители озадачены своими проблемами, опасаясь ослабления внутреннего спроса на фоне замедления роста китайской экономики.
Трамп анонсировал 25%-ные пошлины на импорт стали в свою страну 1 марта. В конце мая Америка подтвердила, что под тарифы попадают экспортеры из ЕС, Мексики и Канады.
С января по октябрь Соединенные Штаты импортировали на 13% меньше стали, чем за аналогичный период в 2017 году, причем европейский импорт вырос более чем на 10%. По данным Европейской ассоциации в сфере стали Eurofer, это рекордный максимум.
Все это повлияло на цены. Один из ключевых европейских бенчмарков горячекатной стали с 14 февраля подешевел на 11.5% — до того, как Трамп объявил о тарифах. С тех пор американская сталь выросла в цене на 4.2%, а с начала года торгуется с повышением более чем на 21%.
В ответ в июле этого года Еврокомиссия установила временные лимиты на категории стальной продукции, подлежащие импорту в ЕС перед введением 25%-ных пошлин. К началу следующего года Брюссель определится со своим решением о сохранении этих квот или же введении новых мер.
«На предварительном этапе Еврокомиссия подошла к управлению квотами самым простым путем, но в дальнейшем внимательно проанализирует ситуацию», — подчеркнул один из европейских чиновников.
Некоторые европейские производители стали говорят, что текущие квоты не дают им адекватной защиты. Тогда как внутренний спрос растет, по оценкам Citigroup, производство в регионе упало на 0.4% за первые 10 месяцев 2018 года. За тот же период производство в США выросло более чем на 5%, а мировой объем производства без учета Китая повысился на 4.7%.
Торговое давление на фермеров подогрело недавние переговоры между США и Китаем, нацеленные на отмену пошлин на импорт соевых бобов, свинины и другой продукции. Критики системы квот отмечают, что они не включают сталь, которая уже была в процессе транспортировки, когда европейские меры вступили в силу. Соответственно, около 15% импорта с тех пор не учитываются в квотах.
Более того, некоторые развивающиеся страны, включая Индонезию, получают послабления. Также квоты относятся к отдельным продуктам, а не странам. Это спровоцировало гонку на экспорт стали в Европу до достижения лимита квот. Некоторые уже почти выполнили свою норму, гораздо раньше февральского дедлайна.
Финский производитель стали Outokumpu Oyj вернулся к прибыли в 2016 и 2017 гг. после двух лет убытков из-за кризиса. Но глава компании Баан заявил, что по итогам уходящего года прибыли будут гораздо ниже, в основном из-за массового притока импорта.
Российский производитель Северсталь в этом году не продавал свою сталь Америке из-за пошлин, тогда как экспорт в Европу удвоился. Директор по маркетингу Дмитрий Горошков отметил, что компания компенсировала утраченные продажи за счет Европы после двух предыдущих раундов европейских пошлин на сталь из России и других стран.
"Мы видим, что на европейском поле играют разные игроки — некоторые находят здесь клиентов в целях компенсации после введения американских тарифов, другие просто развивают свой бизнес",- сказал Горошков.
Подготовлено Profinance.ru по материалам изданиян The Financial Times
http://www.profinanc…rampa.html