![]() |
DeC ( Профессионал ) |
13 дек 2018 в 17:31 |
![]() |
shmegelsky ( Специалист ) |
13 дек 2018 в 17:48 |
Цитата: DeC от 13.12.2018 17:31:10
![]() |
Удаленный пользователь |
13 дек 2018 в 17:51 |
Цитата: DeC от 13.12.2018 17:31:10
![]() |
Vick ( Практикант ) |
13 дек 2018 в 17:59 |
Цитата: Амофеус от 13.12.2018 17:51:58
![]() |
neantichrist ( Слушатель ) |
14 дек 2018 в 04:17 |
Цитата: Dobryаk от 14.12.2018 03:49:22
![]() |
Dobryаk ( Профессионал ) |
14 дек 2018 в 04:23 |
![]() |
Dobryаk ( Профессионал ) |
14 дек 2018 в 05:22 |
Цитата: Салон62 от 14.12.2018 05:18:49
![]() |
Салон62 ( Практикант ) |
14 дек 2018 в 05:29 |
Цитата: Dobryаk от 14.12.2018 05:22:54
ЦитатаВ 2018 году Китай намерен существенно нарастить экономическое влияние в Африке: за последние 20 лет он стал ведущим торговым и финансовым партнёром ряда государств на континенте. Эксперты подчёркивают, что КНР начала своё «наступление» после провальной попытки инвестирования в страны Ближнего Востока. Тогда на фоне обострения геополитической напряжённости Пекин потерял вложения. О причинах и возможных последствиях китайской экспансии в Африку — в материале RT.
- Китайские подрядчики с рабочими, Конго
- Reuters
В 2018 году Китай планирует серьёзно увеличить объём инвестиций в африканские проекты и расширить своё сотрудничество с государствами континента. Такое заявление сделал министр иностранных дел КНР Ван И.
Китаю понадобилось меньше 20 лет, чтобы стать крупнейшим экономическим партнёром Африки. Так, по данным Ernst & Young, в 2016 году торговый оборот между КНР и государствами континента превысил $190 млрд, а по объёму вложений в африканские экономики страна стала ведущим инвестором.
Как рассказал RT руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов, до 2010 года у КНР не было единого плана относительно континента и китайский бизнес лишь периодически вливал средства в некоторые государства. В основном инвестиции получали наиболее нуждавшиеся страны юга Африки. Финансовая поддержка направлялась в ЮАР, пострадавшую от краха апартеида, Мозамбик, а также Сенегал, где сегодня КНР контролирует 90% экономики.
«С 2010 года начинается стабильная политика КНР в Африке, которая связана с поездками Ху Цзиньтао (бывшего председателя КНР. — RT) по континенту. Тогда интерес властей в основном проявлялся к Северной Африке — Египту, Алжиру и Тунису. Конец правления экс-председателя КНР и восхождение к власти Си Цзиньпина в 2012—2014 годах ознаменовались выстраиванием новой серьёзной экономической политики», — напомнил Маслов.
По словам эксперта, ещё до начала своей экспансии в Африку Китай активно вкладывался в Сирию и страны Ближнего Востока. Впрочем, эти средства были безвозвратно утрачены после событий «арабской весны» и начала сирийского конфликта. Тогда правительство КНР сделало вывод, что при инвестировании нужно оценивать не только экономические, но и политические риски.
После вступления в БРИКС в 2011 году ЮАР стала главной «опорной точкой» Китая в Африке. Вслед за этим КНР начала инвестировать в государства, которые нуждались в инфраструктуре, — Танзанию, Кению и Эфиопию. Как сообщил в своей статье в The Telegraph посол Китая в Великобритании Лю Сяомин, КНР оказала серьёзную помощь континенту в строительстве более 5 тыс. километров железных и асфальтовых дорог, 200 школ и 100 больниц.
Алексей Маслов подчеркнул, что после 2010 года Китай увеличил выдачу стипендий на обучение африканских студентов по инженерным специальностям и таким образом начал привязывать их к своим технологиям. По словам Лю Сяомина, КНР способствовала подготовке 160 тыс. квалифицированных рабочих.
Также по темеСделано не в Китае: сможет ли КНР за пять лет стать ведущим мировым импортёром
В ближайшие пять лет Китай может стать крупнейшим мировым импортёром вместо США. Республика будет сокращать дешёвое производство и...
Впрочем, китайские компании в Африке не всегда привлекают местную рабочую силу и зачастую полагаются на собственных приезжих работников. Так, по некоторым оценкам, сегодня в Африке насчитывается почти 1 млн китайских рабочих. Об этом в разговоре с RT рассказал заведующий кафедрой международных экономических отношений Института стран Азии и Африки при МГУ Виталий Мельянцев.
Согласно информации компании McKinsey, в настоящее время в Африке работает более 10 тыс. китайских предприятий. Как отмечают опрошенные RT эксперты, приоритетными направлениями Китая стали ресурсы континента — алюминиевая руда в ЮАР и нефть на африканском шельфе. Помимо этого, страна стимулирует развитие промышленности, а также наземных и воздушных перевозок.
Инвестгигант
По данным Ernst & Young, в 2016 году Китай увеличил инвестиции в Африку на 106% — до $36,1 млрд. Маслов прогнозирует, что по итогам 2017 года этот показатель может превысить $48 млрд. Для сравнения: суммарный объём вложений других крупных инвесторов континента составил $29,1 млрд.
Прирост инвестиций также связан с работой Китайско-африканского фонда развития, созданного в 2007 году для поддержания компаний КНР на континенте. На сегодняшний день фонд намерен инвестировать ещё $4,5 млрд в 91 проект в 36 африканских странах, помимо уже вложенных $3,2 млрд.Об этом в интервью государственному новостному агентству КНР «Синьхуа» рассказал глава фонда Чи Цзяньсинь. По окончании данных проектов африканский экспорт будет ежегодно расти на $2 млрд, а налоговые поступления увеличатся на $1 млрд. После этого фонд направит ещё более $20 млрд в Африку от китайских компаний.
Также по темеАфриканский парадокс: почему рост экономики региона не повлияет на доходы населения и уровень госдолга
В 2017 году впервые за пять лет в странах Африки к югу от Сахары ожидается восстановление темпов экономического роста — в основном за...
«Китай не просто наращивает вложения, он диверсифицирует инвестиции. Если раньше у КНР не было запретов на капиталовложения — куда выгодно, туда и вкладывали, — то в 2017 году были опубликованы новые правила по внешним инвестициям. Поддерживаются инвестиции в инфраструктуру, энергетику, и практически запрещаются вложения в непроизводственные или развлекательные сферы», — обрисовал ситуацию Маслов.
Долговое бремя
Как отметил посол Лю Сяомин, Китай существенно помог Африке в облегчении долгового бремени. Так, к 2009 году КНР простила 312 долгов 35 странам континента на сумму $3 млрд, а в 2015 году Си Цзиньпин объявил о решении списать межправительственные беспроцентные займы для наименее развитых стран.
По словам Мельянцева, списание долгов Китаем стало субсидией для африканских государств. В КНР не стали нагнетать напряжённость и «выдавливать» эти средства, чтобы расположить к себе власти стран Африки и получить от них весомую отдачу в будущем.
«Китай взял на себя долговое бремя почти на 50%, привязывая Африку к себе. Нет гарантий, что те капиталовложения, которые были сегодня сделаны, зафиксируются на ближайшие десятилетия. Главный момент — это финансово привязать Африку», — заключил Маслов.
![]() |
Иеремия ( Слушатель ) |
15 дек 2018 в 06:29 |
Цитата: Салон62 от 14.12.2018 05:29:07
![]() |
Салон62 ( Практикант ) |
15 дек 2018 в 06:54 |
Цитата: Иеремия от 15.12.2018 06:29:45
ЦитатаКитай создаёт свою первую военно-морскую базу в Африке. ВМС КНР разместятся в Джибути. В этой небольшой стране уже располагаются базы ряда других государств, в частности Соединённых Штатов и Франции. Расширение военного присутствия Китая на Чёрном континенте обусловлено резким увеличением экономической активности Пекина в данном регионе. RT выяснял, как китайские эсминцы изменят геополитический расклад сил в Африке.
- globallookpress.com
- © Zeng Tao
ЦитатаОпорный пункт
Китай отправил военные корабли в Джибути для открытия своей первой военно-морской базы в Африке. 11 июля к берегам Чёрного континента направились десантный корабль-док «Цзинганшань» и полупогружное судно «Дунхайдао». Во время торжественной церемонии в китайском порту Чжаньцзян командующий ВМС КНР вице-адмирал Шень Цзиньлун зачитал официальный приказ о создании базы и отдал команду об отправке кораблей.
- Китайский десантный корабль-док «Цзинганшань»
- © china.org.cn
О количестве китайских военных, которые разместятся в Джибути, ничего не сообщается. Официальный Пекин называет целью открытия базы защиту мира и безопасности в регионе.
«Открытие военной базы в Джибути с присутствием китайских военных — решение, ставшее результатом дружеских консультаций между КНР и Джибути. Это позволит Китаю эффективно выполнять задачи по конвоированию судов в Аденском заливе и водах Сомали, осуществлять гуманитарно-спасательные миссии, а также вносить новый и ещё больший вклад в защиту мира и стабильности в Африке и во всём мире», — отметил представитель МИД Китая Гэн Шуан.
О планах по размещению в Джибути военно-морской базы Китай заявлял ещё в январе 2016 года. 21 января 2016-го Министерство иностранных дел КНР объявило о подписании соглашения с Джибути о строительстве военной базы. В том же году начались работы. Официально Китай называет место, где будут размещаться его военные, «базой логистики и быстрой эвакуации».
«Эта новость неудивительна. Дело в том, что Китай, который длительное время на начальном этапе экономических и политических реформ в своём внешнеполитическом курсе придерживался принципа «только экономические интересы и никакой политики», постепенно от этого принципа под влиянием целого ряда фундаментальных факторов переходит к более сложной внешнеполитической линии, в том числе и в Африке», — объяснил RT мотивы открытия первой военной базы Китая на Чёрном континенте заведующий Центром изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН Александр Ткаченко.
Защита экономических интересов
Масштабное экономическое проникновение КНР в Африку теперь будет подкреплено военным присутствием страны в регионе.
«В 2000-х китайские интересы в Африке резко расширились, — прокомментировал ситуацию Ткаченко. — Многократно возрос торговый оборот с Африкой. Китай обогнал по внешнеторговым показателям традиционного партнёра африканских стран — ЕС, а заодно и США».
Кроме того, Китай активно инвестирует в создание инфраструктуры в странах Чёрного континента.
«Китай рассматривает Африку как один из самых приоритетных или даже самый приоритетный регион в решении своей фундаментальной экономической проблемы — доступа к источникам сырья», — отметил Ткаченко.
Джибути не стала исключением для экономического проникновения Китая, хотя значительными природными ресурсами эта страна не располагает. Зато порт Джибути — единственный выход к морю для соседней богатой минеральными ресурсами Эфиопии. В 2016 году Китай завершил строительство железной дороги Аддис-Абеба — Джибути, по которой грузы из Эфиопии могут поступать в порт, а затем переправляться на кораблях в Китай. Кроме того, китайские компании построили в 25 км от столицы Джибути международный аэропорт. Ещё один крупный китайский проект — перестройка морского порта Джибути: он должен стать одним из самых крупных в мире, чтобы вывозить сырьё, поступающее из внутренних регионов Африки.
- Reuters
По словам Ткаченко, запредельные темпы экономического роста Китая за последние три десятилетия требуют столь же возрастающих темпов притока сырьевых ресурсов. И здесь Китай столкнулся с существенно возросшими угрозами терроризма и разрыва торговых коммуникаций из-за вооружённых конфликтов на континенте.
«Китай вкладывает огромные средства в развитие отношений со странами Африки, поэтому он вынужден быть активным участником поддержания политической стабильности на континенте и отражать нарастающие за последние полтора-два десятилетия угрозы со стороны международных террористических групп», — утверждает эксперт.
Джибути в 2000-е годы стала крупнейшим центром на Африканском континенте, где сосредоточены международные силы. Страна превращается в опорный центр международной коалиции по противодействию террористическим и международным группам, которые угрожают мировым экономическим коммуникациям, подчеркнул Ткаченко.
- © Wikimedia
Джибути соседствует с Сомали, пираты которого недавно угрожали морскому судоходству в районе Африканского Рога. Рядом находятся враждующие Эритрея и Эфиопия, а на противоположном берегу Баб-эль-Мандебского пролива — охваченный войной Йемен.
«Поэтому неудивительно, что Китай, как и США, как и страны Западной Европы, появился со своими точками военной опоры именно в этом районе и именно в этой стране», — отметил Ткаченко.
Гостеприимный Джибути
Китайская база в Джибути присоединится ко множеству иностранных военных объектов других государств, расположенных на территории этой маленькой африканской страны. В Джибути действуют крупнейшая американская военная база в Африке — Кэмп-Лемонье (до 4 тыс. человек), а также база Франции (около 3 тыс.).
- Reuters
В стране находится несколько сотен японских военнослужащих и ведётся строительство сооружений военного назначения для их размещения. Официально Япония, как и Китай, не называет свой опорный пункт в Джибути военной базой. В январе 2017 года соглашение с Джибути о размещении в этой стране своей базы подписала и Саудовская Аравия.
- More details Service members from the U.S. Air Force, Army and Marine Corps participate in a sustainment training at Grand Bara, Djibouti, Jan. 5, 2017
- © U.S. Air Force photo by Tech. Sgt. Joshua J. Garcia
В порту Джибути размещается оперативное управление операции по борьбе с сомалийскими пиратами, в которой участвуют США, Великобритания, Франция, Германия и Испания. Кроме того, в стране находятся и катарские военнослужащие. После военного конфликта Джибути с Эритреей в 2008 году на приграничной спорной территории разместился контингент миротворцев из ближневосточной страны.
Повезло с географией
Президент Джибути Исмаил Омар Гелле проводит многовекторную политику и извлекает выгоду из географического положения страны, так как больше ей похвастаться нечем — в Джибути практически отсутствуют полезные ископаемые. Зато за размещение военно-морских баз страна получает солидный доход. Кроме того, базы — это и рабочие места для местных жителей, в первую очередь в сфере строительства и обслуживания, деньги, поступающие в экономику страны, современная инфраструктура и гарантии безопасности — прежде всего от угроз со стороны Сомали и Эритреи.
Беспокойное Сомали с его пиратами и исламскими террористами вызывает головную боль у ведущих мировых держав, а наиболее удобный пункт для борьбы с ними — именно Джибути. Наконец, Джибути располагается на юго-западной стороне узкого Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Красное море с Аденским заливом Аравийского моря. Здесь проходит морской путь из Индийского океана к западному побережью Саудовской Аравии, израильскому порту Эйлат, а через Суэцкий канал — в Средиземное море. Этот маршрут имеет стратегическое значение для мировой торговли.
- © Wikimedia
«Этот район Африки рассматривается как один из важнейших, рядом проходит одна из крупнейших морских артерий, движутся суда через Суэцкий канал, его значение будет и дальше возрастать, — подчеркнул Ткаченко. — Его значение, геостратегическая роль Баб-эль-Мандебского пролива — всё это будет играть свою роль, активизируя усилия крупнейших международных акторов».
«Нить жемчуга»
«Эта база — звено в цепи «нити жемчуга», — заявил RT заместитель руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая Павел Каменнов.
Впервые термин «нить жемчуга» появился в 2004 году в работах американских исследователей и обозначал создание Китаем опорных пунктов своей экономической экспансии в Индийском океане.
Также по темеСпорные воды: боевые корабли КНР отогнали американский эсминец в Южно-Китайском море
Пекин опротестовал заход американского эсминца «Ститем» (USS Stethem) в акваторию спорных островов в Южно-Китайском море. Навстречу...
По словам эксперта, речь идёт не только о создании торгового пути из Южного Китая в Средиземноморье через Южно-Китайское море, Малаккский пролив, Индийский океан, Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Суэцкий канал. Параллельно Китай размещает по этому маршруту военную инфраструктуру — от Южно-Китайского моря, где ведётся активное военное строительство, до базы в Джибути. Эти два самых известных региона проекции китайской военной силы — лишь звенья в цепи китайских логистических центров и опорных пунктов, которые формально не имеют статуса военных баз.
«Это цепь пунктов базирования Китая от Малаккского пролива до Джибути, туда включены Гвадар (военно-морская база в Пакистане. — RT), включены Бирма, Читтагонг (порт в Бангладеш. — RT), это звено в «нити жемчуга», — утверждает Каменнов.
Работа под прикрытием
По словам эксперта, китайцы хитрят и официально не называют свои опорные пункты военными базами, заявляя, что они не имеют за рубежом военных баз. Но де-факто договариваются с правительствами этих стран о заходах своих судов для обслуживания и пополнения запасов. И Джибути — это последнее звено.
Китай расширяет свою экономическую активность во всех уголках мира и стремится обеспечить безопасность путей транспортировки и важных транспортных узлов, утверждает Каменнов.
«Но прежде всего они хотят обеспечить безопасность маршрутов закупаемой ими нефти. Объёмы закупок превысили 60% от потребностей китайской экономики. Безопасность этих путей жизненно важна для Китая — это импорт нефти из стран Ближнего Востока и Северной Африки», — пояснил эксперт.
На этом пути Китай, с одной стороны, сталкивается с угрозой международного терроризма, с другой — соперничает с США. Однако, по мнению Каменнова, военный конфликт США с Китаем на отдельных участках «нити жемчуга» или даже попытки выжить китайскую базу из Джибути маловероятны.
«Я не думаю, что до этого дойдёт. Америка и Китай связаны многими нитями в экономической сфере, объём внешней торговли США с КНР приближается к $600 млрд, и в условиях неустойчивого положения в мировой экономике обе страны этим дорожат, — отметил эксперт. — Американцы борются за укрепление своих позиций в АТР, выстраивая различные альянсы. Здесь сложные взаимоотношения, но могучим аргументом является наличие между ними масштабных экономических связей, которые Китай на данном этапе обращает в свою пользу».
![]() |
Удаленный пользователь |
15 дек 2018 в 10:47 |
Цитата: Иеремия от 15.12.2018 06:29:45