Большой передел мира
267,244,319 522,453
 

  mn01 ( Эксперт )
14 дек 2018 09:45:24

Зачем Россия напомнила Японии про требования Хрущева

новая дискуссия Статья  1.766

Петр Акопов



Россия и Япония готовятся к переговорам о выработке мирного договора, и каждая из сторон высказывает пожелания, ужесточая свою позицию для того, чтобы потом было от чего отказываться в обмен на уступки партнера. Например, в четверг Москва напомнила Токио о необходимости учета двух документов 1960 года, следование духу которых делает любой договор практически невозможным.

После того, как месяц назад в Сингапуре Владимир Путин и Синдзо Абэ договорились придать дополнительный импульс переговорам о заключении мирного договора на основе советско-японской декларации 1956 года (в которой зафиксировано согласие Москвы передать Токио острова Хабомаи и Шикотан после заключения договора), события развиваются в достаточно быстром темпе.

Спустя две недели прошла встреча Путина и Абэ в Буэнос-Айресе, а до их новой остается чуть больше месяца – японский премьер посетит Россию уже в начале следующего года. Десять дней назад были назначены специальные представители лидеров двух стран на переговорах по выработке мирного договора – ими стали заместители главы МИД России и Японии Игорь Моргулов и Такэо Мори. А неделю назад на пресс-конференции в Риме Сергей Лавров заявил, что «заключение мирного договора означает ни много, ни мало признание итогов Второй мировой войны»:

«И мы говорим нашим японским партнерам, что это является абсолютно непреложным первым шагом на всем нашем пути, связанном с мирным договором, и мы ожидаем, что такой шаг будет сделан, потому что иначе нельзя ничто другое обсуждать».

Проблема в том, что для Японии и так чрезвычайно сложно согласиться на два острова из четырех – при этом понятно, что Россия не будет даже обсуждать передачу Итурупа и Кунашира – и Синдзо Абэ уже подвергается серьезнейшей критике за одно только подозрение, что он готов отказаться от претензий на все четыре острова. А если добавить к этому еще и требование признать итоги Второй мировой войны, о чем напомнил Лавров, то ситуация еще более усложняется – японцы не хотят еще раз подтверждать согласие со своим поражением, которое, как им кажется, и так уже зафиксировано в различных международных документах, в первую очередь в Сан-Францисском мирном договоре 1951 года. Но как раз этот договор не был подписан Москвой – потому что в нем не была зафиксирована принадлежность Южно-Курильских островов нашей стране.

Но и этого мало – в четверг официальный представитель МИД России Мария Захарова напомнила еще о двух документах:  

«Исходим из необходимости учета всей имеющейся дипломатической переписки, включая памятные записки правительства Советского Союза от 27 января и 24 февраля 1960 года».

Эти записки касаются Декларации 1956 года и фактически ее дезавуируют.

Они были направлены в Токио после того, как 19 января 1960 года правительство Нобосукэ Киси заключило с правительством президента Эйзенхауэра Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией.

В этом договоре, в отличие от Сан-Францисского, уже не было записано право американской армии вмешиваться во внутренние дела Японии, не было и запрета для Токио на заключение без согласия Вашингтона военных соглашений с третьими странами – то есть прожившая 15 лет в условиях ограниченного суверенитета страна получала наконец-то его обратно. Но далеко не полностью – у США сохранялось право создавать и использовать военные базы на территории Японии, а также размещать на них любое количество вооружённых сил. Понятно, что у Хрущева и советского руководства такой договор вызвал резкое неприятие. Да и в самой Японии он привел к массовым протестам и волнениям такой силы, что Киси пришлось сначала отменить визит Эйзенхауэра, а потом и уйти в отставку.

Декларация 1956 года и до этого не получала развития – потому что подписавший ее премьер Хатояма вскоре ушел в отставку, а его преемники, особенно Киси, под давлением американцев вернулись к требованию всех четырех островов и готовились к подписанию военного союза с США. После заключения американо-японского соглашения СССР фактически приостановил действие декларации 1956 года. 

Наше правительство заявило, что «увековечение договором фактической оккупации Японии, предоставление ее территории в распоряжение иностранной державы, отрыв от Японии островов Окинава и Бонин, неизбежно вытекающая из положений договора военная, экономическая и политическая зависимость Японии – все это вызывает законный вопрос, что же в действительности останется от суверенитета Японии после вступления в силу договора?»

Хрущев – а записка хотя и не была подписана им, но именно он тогда был главой советского правительства – напомнил, что «соглашаясь на передачу Японии указанных островов после заключения мирного договора, Советское правительство шло навстречу пожеланиям Японии, учитывало национальные интересы японского государства и миролюбивые намерения, выражавшиеся в то время японским правительством в ходе советско-японских переговоров». Однако теперь ситуация изменилась:

«Советское правительство, учитывая, что новый военный договор, подписанный правительством Японии, направлен против Советского Союза, как и против Китайской Народной Республики, не может содействовать тому, чтобы передачей указанных островов Японии была бы расширена территория, используемая иностранными войсками».

И сам приговор – «ввиду этого Советское правительство считает необходимым заявить, что только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Сикотан будут переданы Японии, как это было предусмотрено Совместной декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 года».

Теперь Москва подтверждает, что нужно будет учитывать и эту «памятную записку». Озвученная Захаровой позиция была сформулирована МИДом еще неделю назад – тогда, в ответ на обращение редакции информационного агентства «Регнум», Департамент информации и печати МИД написал, что «российская сторона исходит из необходимости учета в рамках переговорного процесса всех имеющихся двусторонних документов и дипломатической переписки, включая Памятные записки Правительства СССР от 27 января и 24 февраля 1960 годов». Беспокойство «Регнума» вызвало одно из высказываний посла России в Японии Михаила Галузина.

Три месяца назад в интервью телеканалу RT, отвечая на вопрос о том, повлияет ли военное присутствие США в Японии на договор между Россией и Японией, посол отметил, что «Япония наш сосед, это суверенное государство, которое само выбирает, как ему обеспечивать безопасность своей территории, своих граждан, и мы к такому выбору относимся в любом случае с уважением». Журналисты «Регнума» посчитали, что «подобным заявлением дипломат от своего имени как бы «дезавуировал» Памятную записку МИД СССР правительству Японии от 27 января 1960 года» – зачем-то, правда, приписав ее авторство Министерству иностранных дел. Теперь МИД успокоил всех – сначала письменным ответом, а теперь и получившим более широкий резонанс заявлением Захаровой.

Получается, что мы снова выдвигаем условием подписания мирного договора с Японией вывод с ее территории американских войск? Но ведь понятно, что Токио не пойдет сейчас на это – зависимость от США хотя и существенно меньше, чем в 1960 году, но всё еще достаточно велика. И как раз желанием уменьшить ее и вызвано желание Абэ заключить договор с Россией – чтобы тем самым сделать Японию более самостоятельной и исправить ошибку своего деда. Ведь подписавший военный договор с США и тем самым обнуливший шансы на договор с Россией премьер Киси был родным дедом Синдзо Абэ по материнской линии.

Так зачем же Россия теперь выдвигает условием договора то, что должно в идеале стать одним из его главных, но не моментальных последствий – уход американских войск из Японии? Чтобы сорвать саму возможность подписания договора?

Нет – потому что формулировка «учитывать» памятные записки 1960 года не означает настаивать на соблюдении их условий. Москва просто дает понять, что в ходе переговоров будет поднимать вопрос не просто о гарантиях неразмещения американских войск на Шикотане и Хабомаи в случае их передачи,  но и о японо-американском военном союзе как таковом. Чтобы зафиксировать как наше недовольство им, так и услышать позицию Японии о том, как долго еще она собирается продлевать действующий уже без малого 60 лет «договор вассальной зависимости» с США.

Понятно, что официальный ответ Японии не может быть конкретным, но сама постановка нами этой темы важна и правильна. Тем более что она увеличивает пространство для маневра и напоминает наиболее активным японским критикам Абэ, что Россию нужно воспринимать более чем серьезно. А то ведь в японской печати появляются порой уникальные по глупости статьи и интервью.

Например, в начале этой недели в «Иомиури Симбун» появилось интервью Коитиро Гэмбы – бывшего министра иностранных дел Японии. Он принадлежит к оппозиционной Демократической партии и занимал пост главы МИДа недолго, всего год в 2011–2012 годах. И сейчас не только критикует Абэ – «Путин диктует правила игры... Цель Абэ – вписать свое имя в учебники по истории, а не вернуть острова на выгодных условиях» – но и настаивает на том, что нужно требовать все четыре острова. Хотя при этом и вспоминает, что когда он был министром иностранных дел, то прочитал стенограммы всех переговоров с Путиным до 2012 года:

«И я думаю, Путин готов пойти на уступки в случае двух островов. Другими словами, он ни за что не отдаст Кунашир и Итуруп. Даже не будет обсуждать это».

Несмотря на правильное понимание позиции Путина, далее Гэмба говорит совершенно возмутительные вещи:

«Никто не поймет, если исконно японские Кунашир и Итуруп навсегда станут российскими. Это проблема суверенитета, и она связана с национальным достоинством. Этот вопрос принесет проблемы в будущем. Неизвестно, будет ли Россия всегда сильной. Возможно, через десять или двадцать лет она ослабнет. В тот момент можно будет вернуть все четыре острова. Лучше создать выгодную переговорную позицию для будущих поколений, и им останется только принять эстафету».

То есть бывший глава МИДа предлагает своим соотечественникам сделать ставку на ослабление России – дождаться этого момента и получить четыре острова, а не два. Дело даже не в том, что эти расчеты глупы и безнадежны – даже слабая Россия никогда не откажется от Итурупа и Кунашира – а в том, что они противоречат национальным интересам самой Японии. Ведь выбрав такую тактику, Токио, по сути, лишит себя возможности избавиться от зависимости от США – то есть вернуть себе полноценный суверенитет.

Источник
  • +4.23 / 64
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  adzaka ( Слушатель )
15 дек 2018 05:43:02
ЦитатаТо есть бывший глава МИДа предлагает своим соотечественникам сделать ставку на ослабление России – дождаться этого момента и получить четыре острова, а не два. Дело даже не в том, что эти расчеты глупы и безнадежны – даже слабая Россия никогда не откажется от Итурупа и Кунашира – а в том, что они противоречат национальным интересам самой Японии. Ведь выбрав такую тактику, Токио, по сути, лишит себя возможности избавиться от зависимости от США – то есть вернуть себе полноценный суверенитет.


Отдадим острова, ничего кроме (заслуженного) презрения и возросших аппетитов Всего "мирового сообщества" ещё чего нибудь у нас отжать не получим. (японцы уже весь процесс позиционируют как Справедливое возвращение "Коварно отобранного" "Своего". При чём чуть ли не с позиций сильного, типа одолжение делают, "восстанавливая историческую справедливость". А так не пойдёт. Вообще никак не пойдёт. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Если с расчётом на дальнейшие уважительные взаимоотношения, то объяснять это надо очень вежливо но совершенно однозначно трактуемо)
В свою очередь странно бы было если бы в Японии серьёзное проамериканское лобби отсутствовало.
Да и инертность общества там большая. Менять сюзеренов как перчатки не в почёте. 
Тут уж видимо пока гром не грянет, никто хануку праздновать не будет. 
Для полноценного взаимодействия между государствами, сначала информационный консенсус должен внутри страны произойти, что мол Курилы с принципами подождут, а вот сотрудничество с Россией ИМ жизненно необходимо уже сейчас (и это дело не быстрое).
А пока это понимание необходимости является достоянием отдельных премьеров, серьёзной каши не заварится имхо
Там на "патриотической" риторике политические конкуренты любые благие начинания потопчут, хотя то что сам катализатор запущен по моему в общем то не плохо.
Сейчас полезно там палкой в ил потыкать для ясности картины
  • +1.47 / 31
  • АУ