На ЯПе набыбал интересное сообщение
БубльГум66 . Приведу целиком.
По поводу самих снимков есть
существенные подробности от проф. фотографа Майкла Лайта (Michael Light), который разбирался с архивом аполлоновских плёнок, когда делал первый художественный фотоальбом "Full Moon" ("Полная Луна"), вышедший в 2000 году. Насколько я понимаю, примерно в то время и начались работы по подготовке к публикации (оцифровке) всего фотоархива лунных миссий для широкой публики.
Вкратце и самое существенное, в моём переложении: в миссиях использовались цветные плёнки, хотя многие спецы сильно отговаривали от этого, т.к. считали, что в условиях космоса полезут разные косяки, что стандартные светочувствительные эмульсии попросту не рассчитаны на внеземные условия. В значительной мере это подтвердилось, а кроме того, плёнки плохо хранились - что усугубило дело. Поэтому Майкл обнаружил, что одни рулоны полностью ушли в синий, другие - в зелёный, третьи - в пурпутный, а самые проблемные вообще пошли пятнами: паразитный зелёный оттенок в одном участке кадра плавно переходит в паразитный пурпурный на другом участке. Ну и пересвеченного много... Поэтому после долгих раздумий он волюнтаристски и в соответствии со своей идеей (он же ж художник, он так видит!
)
стал намеренно снижать насыщенность и приводить цвет Луны к цементно-серому. Оправдывал он это в основном той простой отмазкой, что восприятие цвета - вещь весьма субъективная и 12 наблюдателей-астронавтов предъявят 12 же разных вариантов.
От себя добавлю, что у человека вообще не очень хорошая память на точность цветов. И, как я понял собственно художественную задумку, это своего рода намёк на давность события, на ч/б фотографию, в которой лишь местами как-бы зарождается цвет. Кроме того, эти снимки не несут большой научной нагрузки, а предназначены в основном именно для освещения событий для широкой публики, "для связей с общественностью", а тут важнее художественно-эмоциональное воздействие на зрителя, а не предельная колориметрическая точность. Ну, так он посчитал, будучи художественным фотографом.
А
ВОТ ТУТ можно посмотреть, как отличаются некоторые снимки с цветных архивных плёнок до (before) и после (after) их некоторой коррекции.
Вот ещё одна фотка из миссии А17 с гномоном и здоровенным бульником, которую я решил подкорректировать по серой шкале цветового репера. Можно обратить внимание на бульник: это обломок брекчии, в которой основная масса сложена серым (лишь слегка красноватым, судя по RGB-значениям) базальтом, в котором находится фрагмент откровенно более коричневого базальта же. Возможно, он прилетел от одного из кратеров юго-западнее места посадки, где большая область более тёмного и отдающего в синеву цвета, которая хорошо видна на снимке с орбиты от LROC. Эта более тёмная область - море Спокойствия, там находятся обширные вулканические излияния базальтов, относительно более молодых, чем всё окружение.
Кмк, цвет снова вполне соответствует как снимку с LROC, так и, кстати, китайским снимкам с ровера (плюс-минус лапоть) - которые более приличные, чем с их спускамого модуля. У китайцев они ещё, вдобавок, не так пересвечены, как у американцев.