Большинство сообщений на ветке «Судостроение» генерируют форумисты Slav Rus и Zeratul, выступая в качестве ньюс-мейкеров. Их сообщения о достижениях в этой отрасли, безусловно, полезны, особенно для тех посетителей форума, которым некогда заходить на sdelanounas.ru или отслеживать новости на отраслевых сайтах.
Но лично мне более интересно обсуждение проблем, связанных с развитием судостроения.
Поэтому небольшая полемика, посвященная рядовому событию (первому коммерческому рейсу танкера «РН-Сахалин»), меня заинтересовала.
Жалко, что собеседник Pauls_77 не поддержал дискуссию и не ответил на мои вопросы. Поэтому придётся на эти вопросы ответить самому, чтобы это не выглядело с моей стороны как банальный развод в стиле «а не слабо соседу решить проблему за меня».
В рунете есть множество статей о классификации танкеров по тоннажу, например здесь
https://neftegaz.ru/tech_library/view/4222-Klassifikatsiya-sudov-po-razmeramили в той же Вики в статье «Танкер».
Они основаны на разработанной в 1954 году компанией «Shell Oil» системы оценки среднего тарифа танкерной перевозки нефти (AFRA), которая классифицирует танкеры разных размеров в зависимости от дедвейта
GP (General Purpose) - малотоннажные танкеры (6 000 -16 499 т) для специальных перевозок;
GP - танкеры общего назначения (16 500 - 24 999 т) для перевозок нефтепродуктов;
MR (Medium Range) - среднетоннажные танкеры (25 000 – 44 999 т) для перевозок нефти или нефтепродуктов;
LR1 (Large/Long Range1) - oiler - крупнотоннажные танкеры 1 класса (45 000 - 79 999 т) для перевозок тёмных нефтегрузов;
LR2 - крупнотоннажные танкеры 2 класса (80 000 - 159 999 т);
VLCC (Very Large Crude Carrier) - крупнотоннажные танкеры 3 класса (160 000 - 320 000 т);
ULCC (Ultra Large Crude Carrier) - супертанкеры (более 320 000 т).
Собственно, от термина AFRA (Average Freight Rate Assessment) и пошло название танкеров класса
Aframax дедвейтом от 80 000 до 120 000 т, к производству которых приступил недавно судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне.
Из этой классификации понятно, что танкер «РН-Сахалин» дедвейтом 3100 тонн относится к малотоннажным танкерам.
Если переходить к оценке возможностей строительства того или иного судна (корабля) на верфи, логичнее использовать термин «полное водоизмещение», а не «дедвейт» или «грузоподъёмность».
Скажем, у того же танкера «РН-Сахалин» дедвейтом 3100 тонн водоизмещение 5000 тонн.
Или вот характеристики малого танкера, который строит «Восточная верфь» во Владивостоке
Хорошо видно, что полное водоизмещение гораздо больше, чем дедвейт. Правда на картинке есть неточность: строго говоря, дедвейт есть большая величина, чем грузоподъёмность.
Полное водоизмещение = доковый вес судна + дедвейт.
В свою очередь дедвейт = грузоподъёмность (полезный вес груза) + переменные веса (топливо, снабжение, балласт, люди, продукты и т.д.).
Или другой пример, средний морозильный рыболовный траулер «Валерий Маслаков» проекта 70126,
построенный на АО «Дальневосточный центр «Звезда»
http://soviet-trawler.narod.ru/pages_r/ussr/valeriy_maslakov_r.htmlПолное водоизмещение 987,8 т, дедвейт 349 т, грузоподъёмность 200 т.
Помимо танкеров на судостроительных заводах страны строилось великое множество различных гражданских судов и военных кораблей. При этом их отраслевая классификация достаточно своеобразна. Скажем, в статьях о рыбопромысловом судостроении авторы к среднетоннажным судам относят суда величиной от 500 до 1000 регистровых тонн (регистровая тонна – это объемная величина, равная 2,83 куб.м). А судостроители Окской судоверфи в рекламных целях пишут, что способны строить среднетоннажные суда (дедвейт их нефтеналивных судов не превышает 7 000 т).
Поэтому для объективной оценки возможностей верфей (с точки зрения общего судостроения) вполне допустима следующая классификация:
малотоннажные суда (или корабли) имеют водоизмещение до 10 000 тонн;
среднетоннажные суда (или корабли) имеют водоизмещение от 10 000 до 50 000 тонн;
крупнотоннажные суда (или корабли) имеют водоизмещение от 50 000 тонн.