Интервенция & Интернационал
18,900 30
 

  Удаленный пользователь
16 дек 2018 21:20:18

Орлик

новая дискуссия Дискуссия  190

29.5.1918 - Был сформирован боевой поезд «Орлик».

Поскольку это название - "Орлик" - довольно тесно переплетается со всеми дальнейшими событиями, происходившими в наших краях столетие назад, то я начал разбираться, что же из себя представлял "Орлик", в документах именующийся то "боевым поездом", то "бронепоездом".

Если просто попытаться поискать фотографии бронепоезда с именем "Орлик", попадается несколько совершенно разных даже по внешнему виду поездов.
Конфигурация "Орлика" на конец мая-начало июня 1918 года, по моим изначальным представлениям, была примерно такова, как на этом снимке:


Сейчас объясню, почему на многих других снимках бронепоезд "Орлик" - штуковина гораздо более внушительная, помимо пары броневагонов с одной артиллерийской поворотной башней и несколькими пулемётными гнёздами, в состав этого бронепоезда, судя по снимкам, входил еще и бронепаровоз, и броневагон с парой полукруглых артиллерийских башен - что видно на следующем снимке:



Надо заметить, что на фотографиях "Орлик" частенько снимали с разных сторон - а потому может показаться, что это два разных бронепоезда (фото сделано в 1918 году в Симбирске):



Впрочем, даже на этой фотографии видно, что броневагон с полукруглыми башнями присоединён к "Орлику".
Этот имеющий такой запоминающийся вид с полукруглыми башенками броневагон - мотоброневагон "Заамурец".

История "Заамурца" началась в конце 1916 года :

Мотоброневагон был построен в Одесских железнодорожных мастерских в 1916 году, и поступил на службу царской армии в октябре того же года.
В следующую зиму и весну он служил мобильной противовоздушной платформой на Галицком фронте, где Россия воевала с Австро-Венгерской империей.


Мотоброневагон "Заамурец" имел следующее вооружение:

Заамурец был защищен бронёй толщиной от 10мм до 12 мм и был оснащен двумя итальянскими 60-сильными бензиновыми двигателями.
Две орудийные башни могли вращаться на 360 градусов, а 57-мм пушки Nordenfelt могли наводиться на 10 градусов вниз и 60 градусов вверх. Пушки были дополнены восемью пулеметами.
...



В марте 1918 года большевики объединили "Заамурец" с другим поездом - ВР-3.

Объединённый бронепоезд получил у красных название "Полупановцы", а у чехов - "ЛЕНИН" (поскольку на одном из вагонов была такая надпись), и именно он был захвачен чехословаками и переименован в бронепоезд "ОРЛИК".

И вот тут начинаются странности.

Оказалось, что "Заамурец" был захвачен Чехословацким легионом в Симбирске 22 июля 1918 года, и, стало быть, в состав "Орлика" на конец мая - начало июня 1918 входить никак не мог.

Выходит, что под "Орликом" в это время понимался либо другой броневагон, такой, как на первом снимке, либо какой-то иной бронепоезд, также носивший название "Орлик" ...

Есть в сети мнение, что "Орлик" в начале июня 1918 - это другой бронепоезд:
"Орлик" - это бронепоезд проекта генерала Колобова, тип "Хунхуз".
Каждый бронепоезд данного проекта состоял из двух одинаковых двухосных бронеплощадок и бронепаровоза серии "О", защищённых 12-16 мм бронёй.
Внутренний объём бронеплощадки разделялся на пулемётный каземат и башенную орудийную установку.
В каземате на особых столах устанавливалось 12 пулемётов Шварцлозе ( по 6 на борт ).
Боекомплект - 1500 патронов на пулемёт.
Башенная установка располагалась в передней части вагона и в ней устанавливалась 3-дюймовая горная пушка образца 1904 года.
Возимый боекомплект - 80 шрапнелей и 25 гранат.
Команда бронепоезда состояла из трёх взводов (пулемётного, артиллерийского, технического) и паровозной бригады - всего 4 офицера и 90 нижних чинов.


На первом снимке - как раз один из броневагонов типа "Хунхуз", и вооружен он 1 орудием и 12 пулемётами.

Однако, скорее всего, в боях начала июня 1918 г не участвовал ни один из показанных выше бронепоездов - а название "Орлик" в это время носил вот этот импровизированный бронепоезд "Орлик":

бронеавтомобиль на платформе - "Остин" с одной башней и колчаковским "черепом" очень похож на тот бронеавтомобиль, который был взят легионерами "в плен" вместе с двумя другими бронеавтомобилями накануне на станции Пенза и включён в состав "Орлика":


Импровизированный бронепоезд 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка (предположительно "Орлик-I") с бронеавтомобилем "Austin" Mk-I/2 (однобашенный) на платформе.
Фото из дневника Josefa Hyláka, чешского легионера 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка.


Бронеавтомобиль "Гарфорд-Путиловский" ("Грозный") в составе импровизированного бронепоезда"Грозный" 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка чехословацкого Легиона. Фото с сайта valka.cz.


И именно про этот поезд говорится в истории легиона день за днём:
29. 5.1918 – Byl sestaven obrněný vlak Orlík. (Был собран боевой поезд «Орлик»)

Известно также, что с 1 июня 1918 года командовал этим импровизированным бронепоездом русский потомственный дворянин, подпоручик Владимир Александрович Холявин:

С 01.06.1918 г. по 14.11.1918 г. подпоручик (с 23.08.1918 г. – поручик) Владимир Холявин командовал чехословацким импровизированным бронепоездом «Orlik.I».

Нашел я данные и о том, как формировался этот импровизированный бронепоезд:

29.5.1918 г.прапорщиком Шрамеком был составлен на станции Пенза-III боевой поезд 4-го стрелкового полка «Орлик».

Экипаж состоял из 58 человек, вооружение - 9 пулеметов и 2 бронированных автомобиля.
Один из бронеавтомобилей носил имя "Адский" , другой был безымянный, но с корниловской эмблемой
[череп с костями].

31.5.1918 г. "Орлик" принял участие в захвате Александровского моста через Волгу.
Около 9 часов Орлик был поврежден неуправляемым локомотивом, запущенным большевиками со стороны Обшаровки.
После этого боя 1 июня 1918 года на станции Обшаровка бронепоезд был реорганизован.


Один из броневиков "Орлика", поврежденный "сумасшедшим большевистским локомотивом" у ст. Обшаровка. Фото отсюда:



Во время этого столкновения броневик «Адский» был полностью разрушен, а безымянный "Остин" с фото (впрочем, пишут, что у него таки было имя - Juráš) - только повреждён.



После этой катастрофы в состав переформированного 1 июня "Орлика" вошел третий из захваченных в Пензе броневиков - пушечный "Грозный".

Командиром был назначен подпоручик Владимир Холявин. Прапорщик Шрамек стал командиром пулемётчиков. Экипаж состоял из 56 пулеметчиков системы Кольта, 10 пулеметчиков системы Максима, одного взвода пехоты, одного взвода первой технической роты, одного взвода саперов четвёртой полка (техническим и сапёрным взводами командовал подпоручик Унтермюллер), и одного орудия с обслугой из 3 батареи (Командир - Меличар).
Перед платформой с пушкой, с учётом опыта предыдущего столкновения, была установлена еще одна платформа для защиты от тарана.



Захваченные в Пензе броневики были отправлены большевиками для борьбы с чехословаками, но то ли по головотяпству, то ли по причине сознательного предательства все три броневика достались легионерам практически без единого выстрела и неповреждёнными.

Чехи осматривают в Пензе захваченный "Остин" с одной башней:






"Гарфорд-Путиловский" ("Грозный") имел на вооружении даже трёхдюймовое орудие на поворотной платформе:


Броневик на платформе в районе Инзы, 1918 год, фото из чехословацкого архива:



Слева и справа размещались небольшие бортовые спонсоны, в которых устанавливалось по одному пулемёту. Расположение спонсона обеспечивало установленному в нём пулемёту угол обстрела в пределах 110°. В задней части корпуса была установлена орудийная башня цилиндрической формы с большим скошенным лобовым листом, где была размещена 76-мм пушка. Угол обстрела орудия составлял 260°.



Пулемётная платформа с "Максимами":



И, наконец, орудие 3-й батареи под командой начальника бронепоезда Владимира Холявина:



Теперь будем считать вопрос с бронепоездом, участвовавшем в боях под Самарой в начале июня 1918 года, окончательно решенным - это импровизированный бронепоезд на базе двух бронеавтомобилей, поставленных на ж/д платформы, которые были захвачены чехословаками в Пензе 29 мая 1918 года, одного орудия на платформе и одной или нескольких платформ с пулемётами.



 
Отредактировано: Коллекционер мыслей - 01 янв 1970
  • -0.03 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!