С 2009 года США не оставляют попыток расширения военных баз в Южной Америке. Сначала в Колумбии, оправдывая это борьбой с наркотрафиком, а затем в 2016 году в Аргентине, прикрываясь «помощью» в борьбе с терроризмом. Причина для столь неожиданной активизации довольно проста – с 2008 года, то есть годом ранее, российские вооруженные силы начали регулярные совместные учения в непосредственной близости от вышеперечисленных государств в соседней с ними Венесуэле.
Недавний полет пары Ту-160, наделавший столько шума в западной прессе, участившиеся ученья авиации и флота России, ставших частыми гостями в портах и на аэродромах республики, новые контракты для обеспечения вооруженных сил Венесуэлы и, наконец, встреча 5 декабря Николаса Мадуро с президентом России – всё это резко форсировало страхи США.
В особенности одна загадочная фраза, брошенная Мадуро перед отбытием из Кремля: «наш диалог с Владимиром Путиным касался непосредственного строительства многополярного мира». В совокупности вышеописанные события указывают на то, что в отношениях Каракаса и России происходит нечто новое. Тем более, что участившиеся попытки США сместить режим и усилить давление на Венесуэлу, подтверждают этот логичный факт.
Дипломатические тонкости
В отличие от времен позднего Советского Союза, современная Россия научилась действовать во внешнеполитических вопросах тоньше и без ненужного вреда. В частности, Москве хорошо известно, что в Венесуэле сильна оппозиция и влияние США, а значит в любой момент к власти может прийти проамериканское правительство. Тем не менее, миф о «скором открытии» базы в данной стране не исчезает, а поддержка России лишь растет.
Казалось бы, Венесуэла находится в 5000 километрах от Вашингтона, база, возведенная в таком месте, легко блокируется океанским американским флотом, да и Куба к ключевым интересам Москвы намного ближе, нежели она, однако именно нелогичность такой возможности и заставляет нервничать людей из Белого дома.
За последние годы Америка успела выработать твердую фобию в оценке того, какие внешнеполитические решения предпримут «русские». Раз за разом Россия выходила за рамки рассчитанных в США шагов и наносила по американским планам неожиданные удары. Эта мифическая «длина рук» вездесущего Владимира Путина и позволяет Москве нагнетать у США «венесуэльский» страх. А он, в свою очередь, дает Кремлю возможность иметь на руках разнообразные варианты.
В прессу регулярно попадают «утечки», сделанные российскими политиками высокого ранга. Например, заявления о том, что российский военный комплекс вот-вот может быть построен в Пуэрто-Кабельо, на северном побережье южноамериканской страны. Якобы эти сведения западная печать получила с неосторожных слов заместителя Министра обороны России. И хотя у США достаточно разведывательных возможностей, чтобы понять нелогичность размещения российской базы в такое время и в таком месте, нервничать из-за этого и принимать меры приходится все равно.
А тем временем, относительно рядом находится еще одно государство, с которым Москва, судя по слухам, также обсуждает размещение военной базы - Никарагуа.
Иными словами, Россия играет на типичных страхах Вашингтона и это приносит успех. Москва осуществляет стратегическое сближение с Венесуэлой сразу после того, как США с привычной для себя «слоновьей грацией» усиливают политический и экономический кризис в данной стране. Вводят санкции, обваливают добычу нефти, организуют протестные настроения. Используя силу США, Кремль делает так, что этими шагами американцы лишь еще больше толкают Каракас к Москве, хотя Вашингтон организовывал их ровно для противоположного.
Венесуэла выбрала путь независимости от Америки еще во времена Уго Чавеса, а потому рассчитывать на помощь может только у того, над кем американцы сейчас не властны. Политика поддержки Каракаса в этом ключе полностью оправдана, а миф «о скором» открытии российской базы – приносит плоды. Венесуэла – нефтедобывающая страна и член ОПЕК. Следовательно, нынешнее сближение приносит России и дополнительный голос в решении данной организации.
США, как известно, пытаются обвалить цены на нефть по предыдущему сценарию, взвинчивают темпы добычи руками саудитов так же, как делали всегда. Однако попытка повторить подобное в ноябре 2018 года явно не получилась. И не оправдалась она именно потому, что Россия заблаговременно накопила достаточно влияния внутри организации, при том, что даже не входит в саму ОПЕК. Повлияв на голосование, Москве и ее союзникам удалось заморозить добычу и, в том числе руками Венесуэлы, обвалить американский план.
От сближения с Каракасом Москва получает и важные политические преференции – создает проблемы для США, распыляет их силы, приобретает сторонника в ОПЕК и открывает для себя дружественный плацдарм непосредственно в Южной Америке – зоне, считавшейся ранее вашингтонским «задним двором».
Всё это козыри и элемент давления в руках России, а без него, как известно, с США бессмысленно идти на диалог.
http://www.iarex.ru/articles/62815.html