Продолжение темы
Эвакогоспитали[url= http://rgantd.ru/nau…oiny.shtml]Эвакогоспитали в годы Великой Отечественной войны[/url]В состав предлагаемой публикации вошли документы, свидетельствующие о создании и деятельности эвакогоспиталей (ЭГ) в годы Великой Отечественной войны, их роли и значении в победе, о помощи НИИ в организации их работы.Эвакогоспиталями в годы Великой Отечественной войны являлись госпитали, оказывающие медицинскую помощь и осуществляющие лечение эвакуированных больных и раненых в тылу.
В публикации представлены документы фондов трех институтов: Центрального ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института курортологии и физиотерапии (ЦНИИКиФ) Министерства здравоохранения СССР (фонд № 186); Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) Министерства здравоохранения СССР (фонд № 71) и Московского научно-исследовательского института глазных болезней им. Г.Л.Ф. Гельмгольца Министерства здравоохранения РСФСР (фонд № 138) за 1942; 1944 гг.
В состав публикации вошли документы организационно-распорядительные: стенограммы, план, положения и др., и научные документы, представленные научными разработками, раскрывающие методы лечения, в данном случае в области физиотерапии.
В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на территории СССР осуществлялось формирование обширной сети эвакуационных госпиталей, в которых лечились эвакуированные с фронта больные и раненные солдаты, офицеры и генералы.
В начале войны перед медиками стояла проблема создания системы, при которой лечение и эвакуация составляли бы единый и неразрывный процесс.
Основная работа по восстановлению здоровья бойцов и командиров Красной Армии была возложена на тыловые эвакогоспитали.
В начале 1942 г. были созданы специализированные эвакогоспитали – нейрохирургические, челюстно-лицевые, для лечения органов грудной и брюшной полостей, глазные, ушные. Позднее появились сортировочные госпитали.
Руководство формирующейся сетью эвакогоспиталей в 1941 г. осуществляли эвакопункты – местные органы Главного военно-санитарного управления Красной Армии. Они обеспечивали работу военно-санитарного транспорта, распределение поступающих контингентов раненых по госпитальным гарнизонам, сбор сведений о коечной сети, хозяйственном положении, обеспеченности медицинскими кадрами и лечебной, воспитательной, научной деятельности эвакогоспиталей, оказание им методической помощи, санитарный надзор, снабжение нарядами на продовольственное и вещевое довольствие эвакогоспиталей и приписанных военно-санитарных поездов в подведомственном санитарном районе.
Успех работы военных медиков во время войны был достигнут благодаря разработанной в дальнейшем системе этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению.
Важное значение в организации работы по эвакуации и лечению раненных имело Постановление Государственного Комитета Обороны № 701 от 22 сентября 1941 г. «Об улучшении медицинского обслуживания раненых бойцов и командиров Красной Армии», а также приказ Народного Комиссара здравоохранения и Начальника Главного Военно-санитарного управления Красной Армии № 0382/474 от 30.09.1941 года «О передаче эвакогоспиталей в полное подчинение НКЗ СССР в соответствии с Постановлением ГКО № 701 от 22 сентября 1941 года».
В этих документах более четко разграничивались права и обязанности двух ведомств по управлению эвакогоспиталями в тылу страны: Наркомата обороны, осуществлявшего формирование органов управления эвакуацией, и Народного комиссариата здравоохранения СССР, руководившего формированием эвакогоспиталей НКЗ СССР и выделявшего оперативные койки.
Согласно Постановлению медицинское обслуживание раненых и больных бойцов и командиров в тыловых районах страны было возложено на Народный комиссариат здравоохранения СССР, а в армейских и фронтовых районах – на Главное военно-санитарное управление Красной Армии.
В подчинение Наркомздрава СССР были переданы все эвакогоспитали, сформированные в военное время и расположенные в тыловых районах (кроме постоянных госпиталей НКО).
На Наркомздрав СССР были возложены:
организация лечения раненых и больных бойцов и командиров Красной Армии в эвакогоспиталях тыловых районов страны;
содержание личного состава этих госпиталей;
снабжение эвакогоспиталей всеми видами медицинского и санитарно-хозяйственного имущества.
НКО СССР осуществлял работу по:
снабжению эвакогоспиталей Наркомздрава СССР продовольствием, фуражом, денежным довольствием, проездными документами раненых и больных военнослужащих и обменным фондом белья по нормам и в порядке, установленным в Красной Армии;
организации эвакуации раненых и больных в тыловые районы;
распределению по эвакогоспиталям Наркомздрава СССР раненых и больных бойцов и командиров через эвакопункты.
Эвакопункты оставались в подчинении Главного военно-санитарного управления Красной Армии.
При НКЗ СССР было создано Главное управление эвакогоспиталей, которое осуществляло руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработку руководящих документов по лечебной работе и другие виды деятельности (финансовую, материально-техническую и другим).
По такому же принципу создавались управления (отделы) ЭГ при Народных комиссариатах здравоохранения республик, областных и краевых отделах здравоохранения.
При НКЗ СССР работало специальное научно-методическое бюро, в состав которого входили крупные ученые. Этим бюро было разработано «Положение о Главном управлении эвакогоспиталей», определившее его задачи и функции, а также направления деятельности других управлений эвакогоспиталей.
Решающее значение для практической реализации и успешного функционирования лечебно-эвакуационной системы имела военно-медицинская доктрина, разработанная начальником Главного военно-санитарного управления Красной армии Е.И. Смирновым[1] и представленная им на 5-м пленуме Ученого медицинского совета при начальнике Главного военно-санитарного управления (26–28 февраля 1942 г.). Е.И. Смирновым был обобщен опыт работы терапевтов во время советско-финской войны и подчеркнута необходимость организации в связи с военными событиями в стране военно-полевой терапии. Им были определены ее задачи и намечены пути развития этого нового раздела военной медицины.
Основными задачами доктрины являлись:
единое понимание принципов хирургической и терапевтической работы в военно-полевых условиях;
наличие единых взглядов на методы профилактики и лечения поражений и заболеваний;
преемственность в выполнении медицинских мероприятий на различных этапах эвакуации;
ведение краткой, четкой медицинской документации, обеспечивающей преемственность и последовательность в проведении лечебно-эвакуационных мероприятий.
В этом направлении было организовано лечение больных в медико-санитарных батальонах, в терапевтических отделениях госпиталя для легкораненых, созданы терапевтические полевые подвижные госпитали и терапевтические эвакогоспитали, что обеспечило оказание высококвалифицированной помощи в войсковом, армейском и фронтовом тыловых районах. В основу работы всех этапов были положены единые принципы военно-медицинской науки: медицинская сортировка, эвакуация по назначению, преемственность в лечении.
Большое значение в успешной лечебной работе ЭГ лежали принципы комплексного лечения, т.е. объединения вспомогательных средств и приемов (трудотерапии, механотерапии, аэротерапии, талассотерапии, лечебного питания, лечебной физкультуры и т.д.).
В результате процент возвращения больных в строй после лечения в эвакогоспиталях неуклонно увеличивался и одновременно снижалась летальность.
Разработанная Е.И. Смирновым доктрина явилась основой его диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук «Вопросы организации и тактики санитарной службы». На заседании Совета профессоров Центрального института усовершенствования врачей Наркомздрава СССР, состоявшемся 25 ноября 1942 г., академик Н.Н. Бурденко[2] отметил, что выдвинутая Е.И. Смирновым военно-полевая медицинская доктрина будет чрезвычайно важным орудием. Ученые, присутствующие на заседании, также сделали вывод, что диссертация носит не только научно-академический интерес, но, главным образом, имеет оборонное значение (РГАНТД. Ф. 71. Оп. 1. Д. 93. Л. 15, 15об, 18, 18об, 19, 38, 39). Внедрение единой военно-полевой доктрины было поддержано работниками эвакогоспиталей. Так, на заседании 7-ой Научной сессии Института им. Гельмгольца 13 июня 1944 г. доктор глазного отделения эвакогоспиталя № 1748 […]Коган[3] в своем выступлении обосновал значение внедрения доктрины в области офтальмологии (РГАНТД. Ф. 138. Оп. 1. Д. 84. Л. 24–25). Выдержки из стенограмм заседания Совета профессоров Центрального института усовершенствования врачей Наркомздрава СССР и 7-ой Научной сессии Института им. Гельмгольца мы предлагаем в нашей публикации.
С целью улучшения качества лечебной работы эвакогоспиталей, обобщения опыта их работы, а также внедрения новых методов лечения в практику Приказом № 100 Наркомата здравоохранения СССР от 5 марта 1942 г. был учрежден Госпитальный совет при Главном управлении эвакогоспиталей НКЗ СССР, в обязанности которого входили: координация деятельности эвакогоспиталей, определение их задач и осуществление работы по оценке качества выполнения организационной и лечебной работы.
За время войны состоялось заседание четырех Пленумов Госпитального совета при Главном управлении эвакогоспиталей НКЗ СССР, которые работали по секциям разной тематики.
Работа центрального и местных Госпитальных советов значительно повышала эффективность эвакогоспиталей, направляя их деятельность и способствуя обмену опытом и единому пониманию методики лечения бойцов и командиров Красной Армии.
Государственный научно-исследовательский институт физиотерапии в соответствии с положениями единой военно-медицинской доктрины, сформулированной в феврале 1942 г. Е.И. Смирновым и основанной на принципах общей теории боевой патологии, единства, последовательности и преемственности проведения лечебных мероприятий, оказывал квалифицированную, в том числе и физиотерапевтическую, помощь на этапах медицинской эвакуации.
Помощь эвакогоспиталям осуществлялась по разным направлениям:
проведении консультаций по вопросам применения в лечении раненых тех или иных методов;
ведении научно-исследовательской работы совместно с врачами ЭГ;
обеспечении госпиталей оборудованием, (эксплуатация, ремонт и т.д.);
проведении повышения квалификации врачей ЭГ.
Кроме этого, институтом планировалась разработка инструктивно-методических материалов для ЭГ.
Об этой деятельности института в 1944 году свидетельствуют включенные в публикацию материалы: положение о госпитальной базе института (РГАНТД. Ф. 186. Оп. 1-6. Д. 53. Л. 3, 3об, 4), план мероприятий института по оказанию помощи ЭГ на 1944 г. (РГАНТД. Ф. 186. Оп. 1-6. Д. 53. Л. 7, 7об,, положение о консультационном бюро при институте (РГАНТД. Ф. 186. Оп. 1-6. Д. 53. Л. 9, 10). Для более глубокого изучения вопросов комплексной терапии травм военного времени в госпитале Мосгорздравотдела № 5330 в 1944 г. была создана госпитальная база института. В целях оказания высококвалифицированной консультативной помощи работникам эвакогоспиталей и гражданских лечебных учреждений Наркомздрава РСФСР по всем вопросам, связанным с применением физических методов лечения, при институте было учреждено Консультационное бюро.
Вопросы деятельности ЭГ неоднократно рассматривались на конференциях, сессиях, пленумах, на которых подводились итоги их работы, отмечались нерешенные проблемы. Включенные в публикацию выступления А.А. Тамазова[4] и […] Дедова[5] на 2-м Пленуме Научного Совета Государственного научно-исследовательского института физиотерапии Наркомздрава РСФСР посвящены проблемам физиотерапевтической помощи эвакогоспиталям и организации их работы (РГАНТД. Ф. 186. Оп. 1-6. Д. 48. Л. 172–187, 230–232). В резолюции Пленума, также представленной в публикации, отмечены дальнейшие мероприятия по улучшению организации комплексного лечения в госпиталях, необходимость широкого внедрения в их практику природных методов (РГАНТД. Ф. 186. Оп. 1-6. Д. 35. Л. 1, 4, 5).
В качестве помощи ЭГ институтом велась активная работа по разработке новых методов лечения и подготовки методического материала. В таких разработках совместно с сотрудниками института принимали участие врачи госпиталей.
В публикацию включены две работы Государственного научно-исследовательского института физиотерапии, подготовленные им в 1944 г.: «Восстановительная трудовая терапия в эвакогоспиталях» (РГАНТД. Ф. 186. Оп. 1-6. Д. 53. Л. 82–84; 108-111) и «Аэрогелиотерапия [применение в лечении солнечных и воздушных ванн] в эвакогоспиталях» (РГАНТД. Ф. 186. Оп. 1-6. Д. 35. Л. 112–118).
Текст публикуемых документов приведен в соответствие с современными правилами орфографии и пунктуации.
Публикацию подготовила Н. Новикова.
Набор текста И. Макаревич, О. Мещерякова, Д. Ермаков.---