Многие задаются вопросом:
почему Дональд Трамп так и не стал объявлять чрезвычайное положение на границе. Выступая перед нацией, Трамп снова подчеркнул, что намерен добиваться одобрения Конгресса для строительства стены.
Разгадка здесь простая: такого рода проекты должны возводиться с разрешения Конгресса. Это не просто лучший способ, но и
единственный, который гарантирует успешность всей затеи.Конечно, гораздо проще объявить чрезвычайное положение и поручить Пентагону сооружать стену на средства военного бюджета.
Однако такое решение Трампа сразу же будет оспорено в суде, и юридические тяжбы займут многие месяцы.Против Белого дома работает правоприменительная практика Верховного суда.
В 1952 году Гэри Труман задумал объявить чрезвычайное положение, чтобы национализировать все сталелитейные заводы Америки. В то время постоянные забастовки рабочих грозили перекрыть поставки стали, необходимые для изготовления танков и снарядов. Американская армия увязла в боях на корейском полуострове и остро нуждалась в бесперебойных поставках оружия с материка.
Для начала Труман попытался убедить руководителей заводов пойти на уступки рабочим и поднять тем зарплату. Однако они отказались от такого предложения и
потребовали от президента временно запретить все забастовки. Труман, опасавшийся, что это приведет к еще большему гневу рабочих,
попытался национализировать заводы. Но
их владельцы тут же обратились в Верховный суд, который постановил: президент не имеет полномочий принимать такие решения.
Чрезвычайное положение может объявляться лишь в самых форс-мажорных ситуациях.В последствии президенты периодически прибегали к чрезвычайному положению.
Ричард Никсон использовал его в 1970 году для противостояния забастовке почтовых служащих. Он приказал Национальной гвардии доставлять почту вместо бастующих почтальонов.
Джордж Буш-младший объявлял чрезвычайное положение после событий 9/11 и во время урагана Катрина. Однако во всех трех случаях их решения не подвергались судебным искам.
Сейчас же ситуация совсем иная.
Демократы наверняка подадут в суд на Трампа, и дело дойдет до Верховного суда.
Он может и вовсе отказаться рассматривать дело, сославшись на решение от 1952 года. Если же SCOTUS все-таки захочет заняться этим иском, то исход будет предсказать довольно сложно. Действующий председатель суда Джон Робертс начал выступать в роли критика Трампа, и
он может вместе с либеральными судьями заблокировать возведение стены и даже приказать демонтировать все то, что уже было построено. Очевидно, что это нанесет большой репутационный урон для команды Трампа. Поэтому они и пытаются исчерпать все другие возможности перед тем, как прибегнуть к чрезвычайному положению.
//Малек Дудаков