Обычно, перед поездкой в какой-нибудь незнакомый город, долго изучаю его историю, достопримечательности, карту и т.п. Нынче собираемся с женой в Тбилиси (в новогодние каникулы не смогли поехать, т.к. маму хоронили...) Так вот, изучая литературу о Тбилиси, наткнулся на любопытную характеристику курдов. Т.к. тема курдов нынче актуальна, осмелился привести отрывок...
"Но вот курды стояли особо - это была замкнутая на себя довольно большая национальная община, которая по образу жизни, менталитету, культурному уровню радикально отличалась от большинства народов Закавказья. Жили они огромными семьями, притом почему-то только в подвалах или в лучшем случае на первом этаже и, конечно, в ужасной грязи.
Неофициально, кажется, у них допускалось и многоженство, а девочек выдавали замуж уже в 14-15 лет. Женщины европейскую одежду не носили, только множество разноцветных шелковых юбок и платьев, одетых друг на друга. Дети в школе дальше 3-4 класса в основном не добирались, бросая затем учебу, что создавало замкнутый круг для последующих поколений (знакомая картина: как раньше негры в США, и вообще, как обитатели любой трущобы!). Мужчины в основном занимались тяжелой и грязной неквалифицированной работой, в частности, подметали улицы и таскали тяжести (так называемые муши, с веревочными накладками на спинах). Или же шли просто в воровские банды.
Впрочем, как всегда в жизни, бывали и исключения, как например, сапожник Тико с нашей улицы, разбогатевший на пошиве неплохой обуви, и имевший поэтому довольно респектабельный вид.
Женщины - курдиянки большей частью нигде не работали, рожали детей, как кошки, каждый год и были первыми спекулянтками в городе. Помню, как в послевоенных очередях за сахаром (да и не только за ним), многочисленные курдиянки из подвала на Арцруневской занимали в них все первые места, узнавая каким-то образом заранее о том, что должны давать сахар. А затем эта галдящая толпа курдиянок, набрав совместными усилиями мешки сахара (ведь в одни руки больше 2-х кг не давали), торговала им чуть ли не с 50-ти процентной надбавкой, обходя дом за домом в нашем районе.
Так что жили курды параллельно городской цивилизации по своим канонам, менять которые они особенно не стремились. Но при этом агрессивности и враждебного отношения к другим национальностям у них, нужно сказать, не наблюдалось. Естественно, большинство тбилисцев старалось держаться от курдов подальше, хотя никаких прямых конфликтов с ними не было, несмотря на это опасливое и несколько брезгливое отношение к ним. Тут уж сказывались давние тифлисские традиции и многовековой опыт совместного многонационального проживания.
В общем, это был классический пример мирного сосуществования двух разных культур и двух разных уровней развития, даже без попытки взаимопроникновения, - только в кошмарном сне можно было себе представить, что кто-то из коренных тбилисцев мог просто на минуту допустить возможность породниться с курдской семьей!
Отлично помню с детских времен образное выражение взрослых: "Грязный, как курдошка!" И еще никогда не забуду, как, завернув за угол на Хоштария, часто натыкался даже в феврале-марте (самые холодные месяцы в Тбилиси) на ползающих по асфальту тротуара маленьких детишек из курдского подвала в одних рубашечках и с голой попой! Просто непонятно, как эти дети выживали в таких условиях!
Наверное, поэтому они и отставали в своем развитии, вследствие чего, поступив в школу, бросали ее почти сразу, едва научившись с грехом пополам только читать-писать. Но при всем при этом курдская составляющая тбилисской жизни того времени, несмотря на ее неоднозначность, очень органично вплеталась в общую картину города, являясь ее неотъемлемой составной частью и придавая ей красочность и своеобразный колорит. Честно говоря, я не могу даже представить Тбилиси тех годов без этой шумливой и экзотичной публики на его улицах и базарах!
Очень интересно, как обстоят сейчас дела с курдским вопросом в Тбилиси? Мне говорили, что курдских женщин в разноцветных платьях, составляющих национальную одежду, там уже не встретишь. Наверное, какой-то прогресс в этом отношении уже имеется, но как далеко он зашел? Помню одноклассницу-курдиянку, приходившую в гости к моей племяннице Дине, которую видел пару раз во время моих приездов в Тбилиси. Черненькая девочка, вполне европейского вида, одетая тоже современно, закончившая восемь классов(!), но... сразу после этого выданная замуж в 15 лет! Школу после этого она, конечно, забросила.
Так что из всего вышесказанного должно быть понятно, почему соседствовать с курдской семьей было делом не очень приятным и непростым. Хотя вот уживались каким-то образом!
http://samlib.ru/a/akopow_w_i/tbiletud.shtml