честно говоря, краткий перечень проведённых научных работ за годы войны, меня просто поразил, а ведь это только в одном регионе, в основном эвакуированными, в не обустроенном быте, и наспех созданных или перестроенных помещениях, с дефицитом "
всея и всего", кроме энергии, мысли и желания "всё для фронта, всё для победы".
Научные исследования в годы Великой Отечественной войны на Южном УралеПерестройка промышленных предприятий Урала и Поволжья в соответствии с потребностями военного времени к лету 1942 года в целом завершилась. Были ликвидированы наиболее опасные диспропорции, возникшие в первые месяцы войны. Много для этого сделали научные институты и комиссии, эвакуированные на Южный Урал, в частности, в Башкирию. Ими были разработаны десятки новых технологий, сотни механизмов, станков и машин, изысканы и освоены новые источники сырья.Редкие материалы были заменены более доступными. Использование в Башкирии местного сырья и топлива позволили частично компенсировать потерю сырьевых баз в западных районах. В 1941-1943 годах геологи открыли в Башкирии новые месторождения марганцевых, колчеданных, медно-цинковых и бокситовых руд, залежи угля и нефтяные месторождения. Под руководством академиков П.П. Будникова, С.А. Берзона и И.Г. Гольденберга ученые уфимского института строительных материалов вели поиск новых строительных материалов. Так, по технологиям, разработанным П.П. Будниковым и С.П. Зориным в Уфе был построен первый в стране завод ангидритного цемента, используемого при постройке фортификационных и других военных объектов. Когда оборонным заводам понадобился редкий металл стронций, сотрудники киевского института геологических наук разыскали его месторождение на восточных склонах Урала. Для уфимских предприятий были найдены месторождения кварца и залежи угля необходимого сорта.
Разведкой новых нефтяных месторождений в Башкирии занималась комиссия Академии наук СССР по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны во главе с вице-президентом АН СССР академиком Е.А. Чудаковым.
Более ста сотрудников Академии наук и Наркомнефти работали в республике над вопросами увеличения нефтедобычи. После того, как летом 1942 года основным поставщиком жидкого топлива для фронта стали промыслы Башкирии, дающие нефть с большим содержанием серы, возникла необходимость освоить новые методы получения из нее бензина, дизельного топлива и машинных масел. Экспериментальные работы в этом направлении проводились на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе группой ученых под руководством профессора А.В. Фроста. Был разработан и внедрен в производство способ производства высокооктановых авиабензинов, позволивший дополнительно получать около трехсот тонн горючего в сутки.
Одним из достижений Института органической химии Академии наук СССР стало открытие технологии получения взрывчатых веществ из сернистых бензинов.
На Уфимском нефтеперерабатывающем заводе было освоено производство толуола из нефтяного сырья. Обработка нефтяных скважин соляной кислотой позволила увеличить добычу, а для этого требовалось производить кислоту в промышленном объеме. Научно-исследовательской лаборатории Башкирского нефтекомбината под руководством профессора Б.Г. Логинова впервые был разработан способ производства кислоты из производственных отходов Уфимского нефтеперерабатывающего завода. Была спроектирована и построена для этого специальная установка. Вскоре соляная кислота стала поступать на башкирские, бугурусланские и краснокамские нефтепромыслы в необходимом объеме.
Для развития сельского хозяйства и лесной промышленности республики очень ценными стали прикладные исследования рельефа, почв, растительности и климата республики. Вот темы разработок: «Производство лесных культур в условиях лесостепи», «Геоморфологический очерк западного склона Южного Урала», «К характеристике условий почвообразования и географии почв». Был составлен справочник-определитель, в который вошло подробное описание более полутора тысяч растений.
Ученые-медики в годы войны разрабатывали эффективные методы лечения раненых и новые лекарства.
В Институте эпидемиологии и микробиологии освоили противогангренной сыворотки. Под руководством академика А.В. Палладина на Уфимском витаминном заводе был налажен выпуск препарата, ускоряющего заживление ран. Группой ученых во главе была получена сыворотка, применявшаяся при лечении огнестрельных ран и инфекционных болезней. Профессора медицинского института Г.В. Адипов, А.А. Полянцев и И.Г. Кадыров совершенствовали методику операций, а профессора П.Ф. Случевский и Н.И. Савченко разрабатывали новые способы лечения неврозов, глухоты и немоты при травмах головного мозга. За годы войны учеными-медиками было выполнено более двухсот научных работ, имеющих практическое значение. Многие из них, включая академиков и профессоров, вели консультации в госпиталях республики, проводили наиболее сложные операции.
Важным событием в медицинской науке было создание в Институте клинической физиологии под руководством академика А.А. Богомольца специальной сыворотки, с помощью которой эффективно лечились переломы, обморожения и некоторые инфекционные заболевания. На проведенной в Уфе в 1942 году всесоюзной конференции было заслушано много докладов врачей из эвакогоспиталей, подтвердивших эффективность этой сыворотки. В Башкирии было налажено ее производство, обеспечившее лекарством более двухсот госпиталей и других медицинских учреждений страны.
В академическом институте органической и технической химии были разработаны компактные устройства для обеззараживания воды во фронтовых условиях.
Технология очистки воды была внедрена вскоре в двадцати городах страны, включая Москву. Институт биохимии под руководством академика А.В. Палладина разработал метод получения сухого дизентерийного бактериофага, не уступавшего по активности свойствам жидкого. Уфимский институт эпидемиологии и микробиологии наладил его промышленное производство. В медицинскую практику вошел предложенный академиком В.И. Филатовым метод восстановительной хирургии – «пластина на круглом стебле». Он нашел в дальнейшем широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом. Выдающимся офтальмологом впервые в мире для пересадки была использована роговица глаза от умершего. Были сконструированы специальные инструменты для таких операцийИнститут органической и технической химии совместно с Институтом биохимии усовершенствовал технологии получения витаминов. Особенно показательным в этом плане стал новый метод получения витамина С из шиповника, внедренный на Уфимском витаминном заводе. В результате был получен активный поливитаминный препарат, нигде, кроме Уфы, не выпускавшийся. Эффективной оказалась и методика получения витамина С из хвои.
Объединенным Институтом химии и Институтом биохимии был разработан простой метод очистки и восстановления для повторного использованной медицинской ваты
Внедрен также способ очистки наркозного эфира с помощью смонтированной в Уфе установки, обеспечившей эфиром все лечебные учреждения республики. В Институте зообиологии обнаружили, что причиной так называемой септической ангины, тяжелого заболевания, распространившегося на Урале и в Поволжье в военные годы, было отравление токсинами грибов, паразитирующих на зерне хлебных злаков. Учеными были разработаны конкретные рекомендации по очистке зерна перед использованием в пищу. Группой ученых-химиков из отходов нефтепереработки была получена дезинфицирующая жидкость, эффективная при борьбе с сыпным и возвратным тифом, очаги которого возникали в Башкирии в годы войны несколько раз. Из так называемого «амбарного гудрона» вырабатывалось средство для уничтожения личинок малярийного комара. Им была обработана пятая часть всех водоемов Башкирии. Институтом биохимии был изучен гербарий Уфимского ботанического сада и проведено несколько экспедиций по лесным и горным районам республики для поиска зарослей валерианового корня, алтейного корня, крушины, ландыша, витаминного шиповника и других лекарственных растений, способных заменить зарубежные лекарственные препараты. По результатам исследований в Уфе для населения республики было издано краткое руководство по сбору лекарственных растений «Дикорастущие растения Башкирской АССР» и плакаты с изображением наиболее важных лекарственных растений. Учеными Института гидробиологии были проведены ихтиологические и санитарно-биологические исследования реки Белой, оказавшие существенную помощь органам здравоохранения и рыбному хозяйству республики. В Институте физики и математики под руководством академика М.А. Лаврентьева проводились исследования по заказам авиационных и машиностроительных предприятий республики.
В Уфе М.А. Лаврентьев успешно опробовал предложенную им теорию кумуляции, или направленного взрыва. На ее основе на уфимских предприятиях было налажено производство снарядов с кумулятивными зарядами, успешно применявшимися в танковом сражении на Курской дуге.
Учеными этого института были разработаны методы просвечивания деталей авиационных двигателей с использованием металлического радия, а также простые акустические приборы для прослушивания воздушного пространства, широко применявшиеся во время войны в подразделениях противовоздушной обороны. Ученые физико-технического института разрабатывали методы просветления оптики для увеличения светосилы военных биноклей, прицелов и фотоаппаратов. Оптические методы контроля внедрялись в промышленное производство в самолетостроении, металлургии и нефтепереработке. Большой объем научных разработок был внедрен на уфимском крекинг-заводе. Здесь были установлены приборы, контролирующие анализ продуктов нефтепереработки непосредственно в потоке жидкости. Внедрен новый способ борьбы с коррозией.
Освоен метод получения высокооктанового авиационного бензина с малым содержанием серы.
О работах физико-технического института, связанных с ядерным проектом стоит рассказать особо. Вместе с институтами Академии наук Украины в Уфе оказались ученые, работавшие по программе создания советского атомного оружия. В частности, Фриц Ланге, немец по происхождению, антифашист по убеждениям. Работая в Берлинском университете, профессор Ланге разрабатывал ускорители заряженных частиц. После прихода к власти нацистов он выехал сначала в Англию, а затем в Советский Союз, где получил советское гражданство. В физико-техническом институте в Харькове им был создан самый мощный для того времени импульсный ускоритель для ядерных исследований. Осенью 1941 года Ланге вместе с другими сотрудниками Харьковского физико-технического института оказался в Уфе. Распоряжением Государственного Комитета Обороны было поручено под руководством Ланге спроектировать центрифугу для получения обогащенного урана. Проект был подготовлен уже через месяц, а изготовлением центрифуги занялся уфимский завод авиационных моторов.
Весной 1943 года для работы над ядерным проектом был создан научный коллектив под руководством И.В. Курчатова.
Зашифрован он был как Лаборатория № 2, – из нее впоследствии вырос Институт атомной энергии Академии наук СССР. Сразу же после своего назначения на должность Курчатов направил служебную записку на имя министра химической промышленности М.Г. Первухина, в которой писал: «Одним из наиболее важных этапов работы Лаборатории № 2 является испытание центрифуги, изготавливаемой по проекту профессора Ланге на моторном заводе № 26 в городе Уфе… Прошу Вашего распоряжения об ускорении изготовления центрифуги на заводе».
Центрифуга Ланге, по существу, стала прообразом установки для промышленного обогащения урана.
Впоследствии Ланге работал на закрытых объектах под Свердловском, был переведен в Москву и руководил лабораторией при Первом главном управлении Совнаркома СССР, которому были подчинены все задействованные в урановом проекте наркоматы и институты. Своей центрифугой он продолжал заниматься вплоть до начала 1950-х годов. Эти работы носили столь секретный характер, что более двадцати лет, вплоть до разработки подобной технологии на Западе, иностранные специалисты-ядерщики даже не подозревали о том, что в нашей стране такая аппаратура не только создана, но и давно используется для обогащения урана в промышленном масштабе. Работы по усовершенствованию электромеханизмов боевых машин проводились в годы войны в Институте энергетики. Исследования в области механики управления танками и боевыми машинами пехоты позволили повысить их надежность, упростить управление, улучшить маневренность. Заметим, что именно эти достоинства сделали танк Т-34, по общему мнению, лучшим танком из всех, использовавшихся в той войне. Чтобы сохранить мощность авиамоторов на больших высотах, ученые разработали новую конструкцию газовой турбины для так называемого наддува авиамотора на отходящих газах.
Сотрудниками института электросварки была разработана технология автоматической сварки корпусов танков, артиллерийских систем и авиабомб, сконструировано необходимое для этого оборудование, ставшее основным в технологическом процессе производства бронированных корпусов. Заметим, что аналогичные разработки велись в это время и в Германии, но они так и не были внедрены в производство.
Ученые Института черной металлургии в эти годы занимались усовершенствованием конструкций мартеновских печей и повышением их производительности с использованием «кислородного дутья».
Были исследованы новые типы жаропрочных сплавов и изучались вопросы повышения качества стали для шарикоподшипников. Большое значение имели работы этого института по разработке новых марок чугуна для изготовления снарядов и авиабомб. В том же институте была разработана оригинальная технология производства стволов для артиллерийских орудий и минометов, обеспечившая существенную экономию стали. По новым технологиям было налажено производство дорогостоящего кобальта, применявшегося в самолетостроении, что значительно сократило импорт дорогостоящего металла. В Институте физической химии в эти годы совершенствовались методы анализа содержания металла в процессе плавки, позволяющие определять наличие вредных примесей и необходимых добавок. Эти способы контроля качества внедрялись на металлургических заводах Урала.
Сотрудниками института электросварки была разработана технология автоматической сварки корпусов танков, артиллерийских систем и авиабомб, сконструировано необходимое для этого оборудование, ставшее основным в технологическом процессе производства бронированных корпусов. Заметим, что аналогичные разработки велись в это время и в Германии, но они так и не были внедрены в производство.
Ученые Института черной металлургии в эти годы занимались усовершенствованием конструкций мартеновских печей и повышением их производительности с использованием «кислородного дутья».
Были исследованы новые типы жаропрочных сплавов и изучались вопросы повышения качества стали для шарикоподшипников. Большое значение имели работы этого института по разработке новых марок чугуна для изготовления снарядов и авиабомб. В том же институте была разработана оригинальная технология производства стволов для артиллерийских орудий и минометов, обеспечившая существенную экономию стали. По новым технологиям было налажено производство дорогостоящего кобальта, применявшегося в самолетостроении, что значительно сократило импорт дорогостоящего металла. В Институте физической химии в эти годы совершенствовались методы анализа содержания металла в процессе плавки, позволяющие определять наличие вредных примесей и необходимых добавок. Эти способы контроля качества внедрялись на металлургических заводах Урала.
Институтом энергетики были разработаны газогенераторные установки для перевода тракторов с дефицитного жидкого топлива на местный торф.
Модернизация электрохозяйства Тубинского и Миндякского золотоносных рудников, проведенная институтом горной механики, позволила значительно сократить расходы топлива. Башкирское геологическое управление совместно с Институтом геологических наук выполнило ряд работ по теме «Большая Уфа». Она включала методы борьбы с карстовыми явлениями на территории города, изучение водных источников и устройство железнодорожных путей в опасных карстовых зонах. Сотрудниками института была опробована возможность создания в республике больших подземных резервуаров для хранения воды и нефти. Ученые занимались исследованием лечебных свойств иловых грязей озера Кандры-Куль и Красноусольского грязевого курорта, их применения для лечения в военных госпиталях. Очень нужной оказалась разработка проекта солеваренного завода, работавшего на соленых водах Ишимбайского нефтяного месторождения.