На пресс-конференции Путина и Эрдогана президент России затронул одну очень важную тему. Это было одно из важнейших, или даже самое важное заявление на этой встрече.
"Действует до сих пор еще договор между Сирийской Арабской Республикой и Турецкой Республикой от 1998 года, где речь идет как раз о борьбе с терроризмом. Думаю, что это та база, которая закрывает очень многие вопросы с точки зрения обеспечения Турцией своей безопасности на ее южных границах" - сказал Путин. И, что интересно - есть ощущение - что
турецкая сторона не знала о том, что Путин заговорит об этом договоре. Это выходит исходя из слов Чавушоглу, который в своих комментариях на следующий день заявил, что
он воспринял слова Путина как "зеленый свет для операции турецкой армии на территории Сирии". Но дело в том, что
для "зелёного света", во-первых, Анкаре нужно будет начать диалог с Дамаском. Во-вторых,
диалог означает, что механизм запущен и никакой операции быть не может. Но даже если операция и дозволена, по причине того, что у Сирии нет возможностей решить проблему, то
территория, на которую может войти турецкая армия, согласно договору "Соглашение, подписанное в городе Адана" (Adana mutabakatı) ограничена 5 километрами. Турция же желает создать буферную зону на 32 километра вглубь Сирии.
Договор был подписан в 1998 году. Тогда Дамаск и Анкара были на краю войны из-за лагерей РПК на территории Сирии, а также из-за того, что лидер РПК Абдулла Оджалан находился на хорошем счету в этой стране.
После этого договора Оджалан покинул Сирию, Дамаск делился информацией о сторонниках запрещенной в Турции организации, и боролся с членами РПК своими силами. Спустя год турецкие власти захватили Оджалана в Кенье и доставили в Турцию.
До 2011 года договор работал исправно. После его благополучно забыли. И вот о нём напомнил Путин. Что именно он имел ввиду неизвестно. Зеленый свет, или наоборот подтолкнул к диалогу с Дамаском и тем самым предотвратил вторжение Турции. Скорее всего в приватной беседе он всё объяснил.