"Спёрто" из
статьи Б.Марцинкевича в журнале Геоэнергетика.
Архитектура Северного Потока-2...
Вокруг нового российско-европейского трубопроводного газового проекта «Северный Поток-2» не утихают политические страсти. Политики и руководители разных стран выступают с различными заявлениями, Конгресс США выступил с призывом к Европе отказаться от реализации СП-2, дисциплинированный Европарламент тоже выдал на-гора воззвание аналогичного содержания. Каждый такой информационный повод порождает выступления аналитиков, политологов, все это попадает на страницы новостных порталов, складывается в целые лавины слов, мнений, суждений, разобраться в которых становится все труднее. Самое удивительное, что практически никто не обращает внимания на то, что за последний год не было ни одного комментария по поводу этого ажиотажа от компании, которая непосредственно занимается строительством морского магистрального газопровода «Северный поток-2».
…
Про
Nord Stream 2 AG (NS2) пишут редко, сама компания в публичное пространство не выходит, она просто строит и строит…
Почему так, неужели руководство NS2 настолько уверенно в себе, что не видит необходимости хоть что-то высказать по поводу политических страстей? Да, так оно и есть, но это не свидетельство некой наглой самоуверенности, все несколько сложнее, особенно из-за инерционности нашего мышления.
…
Доктрина либеральной экономики исходит из основного постулата: частный собственник всегда эффективнее государства, частные компании быстрее реагируют на изменения на рынках, быстрее внедряют технические новшества, полнее и лучше удовлетворяют запросы потребителей.
…
Эту доктрину Запад и его единомышленники внутри нашей страны уже много лет стараются навязать России, но результаты далеко не однозначны – Россия сопротивляется.
…
А вот в самой Европе и в США никакого сопротивления уже давно нет, тут либеральная экономика победила просто триумфально. Мы не будем обсуждать, хорошо это или плохо, какими могут быть перспективы – это поле деятельности для профессиональных аналитиков, экономистов и политологов. Мы просто констатируем факт: в ЕС и в США в настоящее время нет государственных компаний, ведущих деятельность на газовом рынке.
…
Мы еще раз подчеркнем этот момент. В ЕС и в США в газовом секторе нет государственных компаний. В законодательстве ЕС и США нет механизмов принуждения частных компаний к действиям против их собственных экономических интересов. Никакой президент, никакой премьер с парламентом, конгрессом, сеймом вместе взятыми не может отдать приказ компании, к примеру, Royal Dutch Shell: «Делай так, а вот так не делай» и в качестве реакции получить беспрекословное подчинение. Из этих двух принципиальных моментов можно сразу сделать практический вывод, который позволит вам, уважаемые читатели, экономить ваше время:
Если в статье, посвященной проекту СП-2 вы видите рассуждения, как на его реализацию повлияет очередное заявление премьер-министра Польши, выступление президента Литвы, комментарий министра иностранных дел Словакии – можете не дочитывать, поскольку ответ известен изначально, никак слова всей этой публики ни на что не повлияют.
Летом 2018 года Жан-Клод Юнкер, председатель Еврокомиссии (ЕК), если помните, не уставал обещать Трампу, что «Европа построит новые терминалы для приема СПГ». Реакцию европейских газовых компаний на эти слова помните? Нет, не помните – ее просто не было. «Юнкер пообещал – вот пусть Юнкер и строит, у нас существующих терминалов полно, которые задействованы только на 25%»
Из всех слов по поводу СП-2 внимания заслуживают только заявления европейских газовых компаний.
Цена слов любой другой публики – как у свиста ветра за окном.
«Швейцарская компания Nord Stream 2 AG реализует проект морского магистрального газопровода «Северный поток-2», 50% инвестиций обеспечивают французская компания Engie, нидерладско-британская компания Royal Dutch Shell, немецкая компания Wintershall, финско-немецкая компания Uniper и австрийская компания OMV».
Только так и никак иначе! Нет в проекте СП-2 Германии, Австрии, Нидерландов, Великобритании, как государство в нем присутствует только Россия, поскольку
NS2 принадлежит российскому государственному концерну
Газпром. И,
если мы действительно хотим понять, что происходит вокруг СП-2, мы должны изучать не речи фрау Меркель или месье Макрона, а планы перечисленных европейских газовых компаний.