Новая парадигма
4,063,247 28,999
 

  VoxPopuli ( Слушатель )
09 фев 2019 21:23:36

Пангеометризм и "переоткрытие времени". ч.2

новая дискуссия Дискуссия  146

И дальше научно-метафорические проекции на биологический уровень самоорганизации https://librolife.ru/g4158644 :
 механистичность моделей, редукционистское погружение биологического сценария в физическое пространство и время, иногда и редукция к антропоморфным представлениям.
...
Третье направление, наверное, можно назвать собственно метафоро-математическим, или, пожалуй, даже мифо-математическим. В этом случае исследователь не придумывает новых математических построений, а берет уже существующую математическую структуру и дает ей новую – неожиданную экспликацию в системе тех или иных представлений эмпирического мира, вводя для этого лишь одну или несколько аксиом связующего характера. Математическая структура начинает выступать в роли мифа, которому исследователь дает новое раскрытие, – так же, как когда-то это делал мыслитель древности с мифами своего времени. Так предметная область обогащается идущими от математики новыми идеями, порождающими новое видение Мира. Хорошим примером такого приема может быть общая теория относительности: Эйнштейн геометризировал представление о гравитации, опираясь на уже существовавшие структуры геометрии Римана и тензорный анализ.
...
Хороший физик пользуется формализмом, как поэт – естественным языком. Пренебрежение ригористическими запретами оправдывается конечной апелляцией к физической истине, чего не может позволить себе математик. Выбор лагранжиана в единой теории слабых и электромагнитных взаимодействий Салама – Вейнберга, введение в него полей Хиггса, вычитание вакуумных средних и прочее колдовство, приводящее, скажем, к предсказанию нейтральных токов, оставляет математика в состоянии немого изумления (с.Крутой.

Настоящая смена теорий не есть смена уравнений – это смена математических структур (с. 32).

Чтобы достигнуть нового понимания природы электричества, достаточно поставить под сомнение старое представление о топологии нашего пространства: «пространство в малом – евклидово». Это представление справедливо только для повседневного опыта. Тому, кто летит над океаном на высоте нескольких миль, кажется, что поверхность океана ровная, т. е. обладает указанной евклидовой топологией. Но тот, кто в это же самое время находится в маленькой лодке среди океанских волн, видит совершенно противоположное. Он видит вокруг себя постоянно образующиеся и разбивающиеся в брызги гребни волн. Он понимает, что на сантиметровых и миллиметровых расстояниях поверхность воды еще более сложна и многосвязана. Неспокойный океан служит наилучшей аналогией геометрии на расстояниях порядка планковской длины, где тоже нет ни одной спокойной области (с. 52).
Концепция пространства, резонирующего между различными пенообразными структурами, является принципиально новым шагом (с. 80).
Мы в этой работе опирались только на вариабельность метрики пространства морфофизиологических признаков. Может быть, и нам надо идти дальше и говорить о флуктуации топологии? Топология, как это подчеркивает Уилер, первична, метрика – вторична. Расстояние между A и B будет в конечном счете определяться топологическими представлениями – разветвлением взаимосвязей между A и В. И, может быть, опираясь на флуктуацию топологии пространства, мы сможем гораздо более тонко описать поражающую нас в природе вибрирующую гармонию многосвязанности живого?
А вот уже более современные представления развиваемые в "социальной топологии", этого уровня самоорганизации. https://cyberleninka.ru/articl…grotendika
В теоретической социологии ещё в конце XX века оформилось направление так называемой социальной топологии. Социология, как заявил француз Пьер Бурдьё, представляет собой социальную топологию [1]. Идею топологии Бурдьё взял из математики, в рамках которой изучаются топологические свойства фигур, то есть свойства, не изменяющиеся, остающиеся инвариантными при любых непрерывных деформациях или при так называемых гомеоморфизмах.
Понятие «социальная топология» позволяет социологам по-новому рассматривать социальные отношения и их различия. Топология выводит на передний план не классы или социальные структуры, а производство, изменчивость и множественность социальных практик. Понятия «социальное пространство», «социальное поле», «топология» прочно прижились в социологии.

В последние годы вновь возник теоретический интерес к топологии, например, в работах Брюно Латура [4] или Джона Ло [5]. Заимствования из топологии дают возможность социологам-теоретикам описывать социальную реальность как сеть отношений, как многополярный, гетерогенный, находящийся в постоянном движении мир. Эта новая для социологии объяснительная схема позволяет анализировать не только субъекты отношений, но и материальное (предметы, вещи) как полноправного участника отношений, «носителя способности действия» (В. Вахштайн) [6].
В математике наука «топология» - это один из самых абстрактных разделов фундаментальной математики. Она изучает топологические пространства, под которыми понимаются либо множества или иные абстрактные объекты, которые снабжены топологией, или, как ещё говорят, в которых задана топология. Топология в данном случае - это степень Близости точек пространства. При рассмотрении перехода (отображения) от одного топологического пространства к другому происходит смена представления о степени Близости, и в силу этого важно изучать те переходы, которые близкое переводят в близкое. Такие переходы (отображения) называют непрерывными.
Из-за возможности описания непрерывных изменений на науку «топологию», и обратили свои взоры социологи.
Социальный мир видится в социологии как многомерное пространство - социальное пространство, измерения которого соответствуют свойствам, действующим в социальном мире. Действующие свойства, взятые за принцип построения социального пространства, у Бурдьё являются различными видами власти или капиталов1. Социальный агент, оказавшийся в некоторой позиции (точке) социального пространства, наделён определённой силой и властью (Бурдьё [1]).
Социальное пространство определяется по взаимоисключению (или различению) позиций, которые его образуют, так сказать, как структура рядоположенности социальных позиций (Бурдьё [1]).
Структура социального пространства формируется объективно посредством существующих социальных отношений и субъективно - представлениями людей об окружающем мире.
Для современного социолога «описать социальный мир - значит выявить множество явлений и задать в нем топологию. Социологический смысл топологических структур исчерпывается социальными отношениями» [7, с. 16].
  • +0.02 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!