Как Иран может потопить американский авианосец?Себастьян Раблин в американском издании National Interest отмечает, что в 2009 г. стало ясно, что армия Китая обладает баллистической ракетой DF-21D, предназначенной для потопления авианосцев на удаленности до 900 миль (1500 км).
Авианосцы с 1940-х годов являются главными боевыми кораблями военно-морских сил, и до сих пор остаются основным показателем современной морской мощи. Но с появлением авианосцев военно-морские силы без промедлений начали разрабатывать планы по их уничтожению. Детали этих планов со временем менялись, однако принципы остаются те же, что и раньше. А кое-кто утверждает, что с появлением новой военной техники, главным образом, в результате китайских и российских инноваций, баланс сил безвозвратно изменился, и авианосцы стали вчерашним днем.
Итак, что нужно сделать, если мы решили потопить авианосец? Какие для этого есть средства?Торпеды17 сентября 1939 года немецкая подводная лодка U-29 торпедировала и потопила британский корабль «Корейджес». Это был первый авианосец, уничтоженный в результате подводной атаки, но далеко не последний. В ходе Второй мировой войны Соединенные Штаты, Великобритания и Япония в результате ударов подводных лодок потопили множество таких кораблей, и кульминацией подводной войны стало уничтожение в 1944 году гигантского японского авианосца «Синано».
Запускаемые с подводных лодок торпеды остаются серьезнейшей угрозой для современных авианосцев. Российские и китайские подводные лодки регулярно отрабатывают элементы нападения на американские авианосные группы. То же самое делают моряки стран-членов НАТО и их союзники. Современная торпеда может взорваться под кораблем, повредив его днище с самыми драматическими последствиями. Такие торпеды ни разу не поражали крупные корабли типа американских суперавианосцев, хотя в ВМС США в 2005 году проводили целую серию такого рода испытаний, использовав в качестве мишени авианосец «Америка». Данные испытания, в ходе которых подрывали глубинные бомбы типа той, что повредила американский корабль «Коул», не привели к уничтожению «Америки», и она была затоплена впоследствии. Никто на самом деле не знает, сколько торпедных ударов может выдержать американский авианосец, прежде чем пойдет ко дну. Но мы можем с уверенностью сказать, что даже одна-единственная торпеда способна нанести кораблю серьезный ущерб и помешать его дальнейшим действиям.
Крылатые ракетыВ 1943 году немцы применили управляемую бомбу для уничтожения итальянского линкора «Рома». Вскоре на место таких бомб пришли самодвижущиеся крылатые ракеты, которые можно было запускать с борта самолета, корабля, подводной лодки, а также с установок наземного базирования. Во времена холодной войны Советы разработали огромное количество платформ для запуска крылатых ракет по ударным авианосным группам, начиная с маленьких сторожевых катеров и кончая стратегическими бомбардировщиками в мощном боевом строю.
Сегодня на вооружении Китая, России и некоторых других стран имеются самые разнообразные крылатые ракеты, способные наносить удары по американским авианосным ударным группам. Эти ракеты обладают разной дальностью, скоростью и способами сближения с целью. Но самые современные из них летят на большой (зачастую на сверхзвуковой) скорости и имеют незначительную радиолокационную заметность. Сведения об эффективности применения крылатых ракет (как и торпед) против современных больших авианосцев практически отсутствуют. Корабли меньших размеров выдерживали их попадания, как и гражданские танкеры, похожие по размерам на сверхтяжелый американский авианосец «Джеральд Р. Форд». Тем не менее, даже несмертельное попадание крылатой ракеты может серьезно повредить летную палубу, а это помешает полетам авианосной авиации либо вообще лишит ее возможности осуществлять взлет и посадку.
Баллистические ракетыСамым важным достижением в технологиях борьбы с авианосцами за последнее десятилетие стали противокорабельные баллистические ракеты. Китайская «Дунфэн-21» способна наносить удар по американским авианосцам с невообразимой до сих пор дальности, а также создавать угрозу преодоления действующих средств ПРО противника. На конечном участке полета ракета может маневрировать, сближаясь на высокой скорости с движущимся авианосцем. Одной только кинетической энергии этой ракеты достаточно для того, чтобы существенно повредить летную палубу, вывести из строя и даже полностью потопить авианосец.
С появлением ракеты «Дунфэн-21» американские ВМС были вынуждены в ускоренном порядке создавать собственные средства противоракетной обороны. Но способность американской авианосной группы противостоять мощному залпу таких ракет это большой вопрос. Разработка противокорабельных баллистических ракет больше всего прочего заставила американские ВМС пересмотреть роль авианосцев в войне высокой интенсивности.
Новые авианосцы CVN-78 типа «Джеральд Форд» стоят примерно 13 миллиардов долларов, и сюда не входит цена палубной авиации. Если посчитать стоимость F-35Cs, F/A-18E/F и различных самолетов вспомогательного назначения, цена окажется просто умопомрачительной. А если учесть корабли сопровождения, без которых авианосец не обойдется, то цифры вырастут еще больше. По мере строительства новых кораблей удельный показатель затрат снижается, но на постройку CVN-78 уходит так много времени, что у каждого нового авианосца появляются все более современные образцы боевой техники, как и у кораблей типа «Нимиц».
В 2014 г. Иран разработал новые, более скоростные варианты ракеты "Халидж Фарс 4" (со скоростью в 4 Маха) под названием "Хормоз 1 и 2" берегового базирования с радарной малозаметностью. Это, по всей видимости, были первые в мире незаметные для РЛС баллистические ракеты. Их главное преимущество заключается в том, что они могут преодолевать сильнейшую противоракетную оборону американской авианосной группировки.
В августе 2018 г. Иран презентовал новый вариант противокорабельной ракеты "Фатих" под названием "Фатих Мобин", которая, по словам иранских специалистов, обладает, помимо всего прочего, инфракрасной головкой самонаведения и радарной малозаметностью. Эта способность позволяет использовать "Фатих Мобин" для поражения не только кораблей, но и наземных целей. Спустя два месяца, в октябре 2018 г., командующий воздушно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана бригадный генерал Амир Али Хаджи-заде утверждал, что иранским специалистам удалось разработать противокорабельную баллистическую ракету с дальностью действия до 700 км. И хотя название ракеты тогда не было озвучено, эксперты полагают, что эта ракета имеет такую же дальность, что и баллистическая ракета "Зульфакар", и является, по всей видимостью, ее противокорабельным вариантом.
Надводные группировки ВМС США обладают, конечно, эшелонированной системой противоракетной обороны, предназначенной, прежде всего, для борьбы многочисленными ракетными угрозами в зоне Персидского залива. Тем не менее, ракетные системы КСИР, размещенные на ограниченном отрезке территории, вдоль береговой линии Персидского залива, могут без труда отслеживать и атаковать надводные корабли. Массированная ракетная атака с использованием ракет разного класса и под разными ракурсами способна, по всей вероятности, парализовать систему ПВО американской ударной группировки. С учетом громадного торгового трафика судов в Персидском заливе Иран концентрирует свои усилия по борьбу с американским флотом в регионе на противокорабельных баллистических ракетах, обосновывая таким образом необходимость борьбы с угрозами, исходящими от США, Саудовской Аравии и Израиля.