«Только те из нас, кто родился при королеве Виктории», писал Рональд Нокс, «знают, каково это — полагать без сомнений, что Англия главная страна во всём, что иностранцы значения не имеют, и что если дела пойдут от плохого к ещё худшему, то лорд Солсбери отправит туда канонерки».
Нокс предложил это колкое наблюдение, отдающее иронией и, возможно, имеющее оттенок сожаления, не как политический деятель или человек со стратегическим мышлением, а главным образом с точки зрения духовного лица. С 1920-х по 1950-е месье Нокс был наиболее известным и влиятельным католическим священником во всей Великобритании. И как таковой, он обладал отчётливым взглядом на то, что на самом деле квалифицируется, как постоянное, а что просто таким выглядит.
Хотя, возможно, используя другие термины — наше предпочтение отправлять ядерный авианосец, а не канонерки — американцы, рождённые после Второй Мировой повзрослели, пропитанные точно теми же ощущениями о собственной стране. С середины 1940-х и далее превосходство США воспринималось как данность. История вынесла вердикт: мы — не британцы и определенно не немцы, французы или русские — мы номер один и, что более важно, нам предназначено такими быть. То, что вердикт истории может быть пересмотрен, было просто непредставимо, особенно тем, кто зарабатывает на жизнь в или вблизи Вашингтона, что в округе Колумбия.
Если сомнения и оставались на этот счёт, то окончание холодной войны с ними покончило. С падением Берлинской Стены и коллапсом коммунизма политики, журналисты и политологи стали наперебой соревноваться в том, кто лучше может объяснить насколько беспрецедентным, насколько полным и насколько удивительным является глобальное превосходство Соединённых Штатов.
Выберите себе любимую хвалебную оду американской мощи и привилегиям после холодной войны. Моей любимой остается оправдание Мадлен Олбрайт некоторых ныне позабытых эпизодов вооружённой интервенции, высказанное 20 лет назад, когда американские войны были просто случайными (а следовательно, требовалось какое-то номинальное оправдание), а никак не бесконечными (а следовательно, ни в каких оправданиях не нуждающимися).
«Если нам приходится использовать силу», заявила Госсекретарь Олбрайт в утренней телепрограмме в феврале 1998 года, «это потому, что мы — Америка. Мы незаменимая нация. Мы возвышаемся над всеми. Мы дальше заглядываем в будущее».
Ещё тогда именно заявление Олбрайт об американской незаменимости выбило меня из колеи. И всё же, как доказательство надменности правящего класса, заявление о незаменимости нации блекнет в сравнении с настойчивостью Олбрайт в том, что «мы дальше заглядываем в будущее».
На самом деле с февраля 1998 года и до сегодняшнего дня события снова и снова заставали «нас», о которых говорила Олбрайт, врасплох. Террористические нападения 9/11 и несколько неудачных войн, за этим последовавших, прекрасные тому примеры.
Но также и запоздалое и неадекватное осознание Вашингтоном развития событий, которые в действительности угрожает благоденствию американцев 21 века, а именно смена климата, кибер-угрозы и продолжающееся перераспределение глобального влияния из-за усиления влияния Китая. Вместо того чтобы видеть далёкое будущее, американские элиты с трудом пытаются разглядеть то, что может случиться на следующей неделе. По большей части они и тут ошибаются.
Подобный узкому специалисту Дональд Трамп это понял. Он понял, что формула правящих кругов милитаризованного глобального лидерства, применённая к действительно существующим после холодной войны условиям, ускоряла упадок Америки. Конечно, другие наблюдатели, в том числе и внёсшие вклад в эту публикацию, многие годы говорили о том же, но в коридорах власти их несогласие ничего не стоило.
Но в 2016 году критика Трампом американской политики была созвучна многим обычным американцам и сформировала основу для его успешной борьбы за президентство. К сожалению, как только Трамп занял свой кабинет, эта критика не воплотилась ни во что даже отдалённо напоминающее связную стратегию.
Недоработанная формула «Сделать Америку снова великой» — строительство «стены», провоцирование торговых войн и доведение Ирана до статуса угрозы существованию — мягко говоря, дефектна, если не совсем неуместна. Его собственная показная некомпетентность и ограниченный объём внимания не помогут.
Итак, нация сегодня оказалась в интересном затруднительном положении. Элитарные СМИ, которые направляют национальное обсуждение, пришли к заключению, что ничто не превосходит по важности отстранение Трампа с поста. Промежуточные выборы, вернувшие демократов к власти в Палате, усилили ожидания того, что эра Трампа подходит к концу. Это вызвало явное ощущение срочности и маневрирование в преддверии президентских выборов 2020 года. Почувствовав шанс, кандидаты кинулись участвовать в соревновании. Поле обещаний будет переполнено.
Среди прогрессивистов присутствие в гонке женщин, цветных и как минимум одного гея заставляет допустить, что вот-вот проявится нечто эпического значения. Может быть. Но вот одно, вероятно, будет упущено: любая серьёзная оценка стоимости и последствий недавней политики, сформулированной в соответствии с упорством в том, что Соединённые Штаты, как сказал месье Нокс, «постоянно высшая нация».
Блюстители ортодоксальности, объединённые обвинениями в адрес Трампа, ни за что не позволят такой оценки. Так что грядущая кампания безо всяких сомнений будет весьма забавна. В некоторых отношениях она может оказаться и поучительной. Но по всей вероятности, она ничем не затронет основные предпосылки американской политики — раздутый военный бюджет, обширная империя баз, склонность к интервенциям, и всё это подкреплено абсурдными заявлениями об американской исключительности, озвученными подобными Мадлен Олбрайт и родственными ей по духу.
Когда родился Рональд Нокс, Королева Виктория управляла Империей, над которой никогда не заходило солнце. К тому времени, когда во время правления праправнучки Виктории он умер, эта империя исчезла. Забавно, как быстро происходят такие вещи.
http://polismi.ru/po…e-net.html