Завещание Жореса Алферова: "Нужно бороться! При этом важно понимать – за что ты борешься…"
новая дискуссияДискуссия265
Завещание Жореса Алферова: "Нужно бороться! При этом важно понимать – за что ты борешься…" "Сто лет тому назад мы создали благодаря гению Владимира Ильича Ленина уникальный пример в истории мировой цивилизации – перешли к строительству социалистического общества. Я в Госдуме читал лекцию, которая называлась так: "Альберт Эйнштейн: социализм и современный мир". Альберт Эйнштейн в 1949-м году написал статью "Почему социализм?", в которой он с присущей ему абсолютной логикой и в общем простыми средствами показал, что выход, вообще говоря, для мировой цивилизации – это социалистическое общество, плановое ведение хозяйства, обобществление собственности, прежде всего, в промышленности, в крупных отраслях. То, что мы сделали, мы сделали ужасную вещь – мы, как говорится, ликвидировали величайшее достижение мировой цивилизации!"
"Первые решения Советской власти касались образования – оно стало бесплатным, общедоступным и стало бурно развиваться. В тяжелейшие годы гражданской войны правительство принимает решение о создании крупнейших научных институтов. Физико-технический институт наш был создан как рентгеновский радиологический институт, в котором Абрам Федорович Иоффе возглавил физико-технический рентгеновский отдел в 1918-м году. Был создан физико-химический институт имени Карпова, был создан государственный оптический институт. Что касается образования – оно бурно развивалось, были всякие перегибы, конечно, но постепенно, постепенно оно стало бесплатным и общедоступным".
"Гайдар и Чубайс заслуживают проклятья всего цивилизованного народа России за то, что они сделали с этими реформами. Вы посмотрите на Чубайса – он объявил приватизацию, появились эти чеки приватизационные, то есть он идеолог частного сектора в промышленности и так далее. Почему он сам не создал себе никакой компании? Почему этот идеолог частного сектора сидит на государственной шее? Он развалил нашу энергетику, возглавляя ее на протяжении ряда лет, сегодня возглавляет Роснано, но он ничего не понимает в нано-технологиях. Как может человек, который ничего не понимает в науке и технологиях, на протяжении многих лет возглавлять государственную компанию по нано-технологиям, которая обязана по существу развивать это направление?"
"Первый удар по науке – это развал Советского Союза. Гигантский удар, когда разделили страну на 15 частей и поставили госграницу. А у нас ведь, простите, была плановая система (наличие этой системы, кстати, подчеркивает в своей работе Эйнштейн как абсолютно необходимой) – и мы распределяли работу. Допустим, электронная промышленность была во всех 15 республиках. Вузовская наука тоже пострадала, ведь она держалась на хоздоговорах с промышленностью. Когда исчезли высокотехнологичные отрасли промышленности, исчезли хоздоговора".
"Мы сохранили науку – с потерями – в Академии наук. Мы нанесли ей непоправимый удар реформой 2013 года, когда превратили РАН практически в "клуб ученых", потому что наша Академия наук, в том числе в мировом масштабе, имела гигантский авторитет, не столько благодаря своим членам, сколько, прежде всего, благодаря институтам Академии наук. Мы их передали в ФАНО. Что такое ФАНО? ФАНО могло бы быть Управлением делами в Академии наук".
"Сегодня президент руководит, по существу, внешней деятельностью, силовыми структурами. Наука, простите, – это дело правительства. Совет при президенте – дает советы, но не является органом, который реально руководит наукой и образованием. Андрей Александрович Фурсенко, его помощник по этой части, превратил этот Совет именно в такой орган, который заменяет и министерство, и в свое время, когда еще Академия работала, и РАН".
"Развитие мировой цивилизации – это всегда развитие науки и создание новых технологий. Иногда я пробиваюсь и встречаюсь с Владимиром Владимировичем, которого я знаю с 1989 года. Он слушает, и иногда что-то происходит. При социализме плохо одно – об этом писал Эйнштейн в своей работе – могут к власти прийти люди, которые все испортят".
"Самодержавие, православие, народность" – была у нас такая известная троица, которую предложил в свое время министр просвещения Уваров при Александре I. Народности не было, но были самодержавие и православие. Сегодня вертикаль власти – это самодержавие в иной форме и православие. В советское время при всех "перегибах" в итоге можно было и в храмы ходить, и состоять в коммунистической партии. Но церковь была отделена от государства, и в систему образования под тем или иным видом проталкивается вот эта система. Простите, но чтобы высшая аттестационная комиссия присуждала ученую степень по теологии?! Религия – это вера, а наука – это знание".
"Нужно бороться. И за возрождение науки в стране, и за развитие экономики на основе созданных нашей наукой технологий. Моей любимой книгой был роман Вениамина Каверина "Два капитана". У Сани Григорьева там был такой принцип – "бороться и искать, найти и не сдаваться". Этим принципом теперь должны руководствоваться у нас не только научные работники, а все нормальное население страны. При этом важно понимать – за что ты борешься".