Зачтокупил о Венесуэле в контексте внутриамериканской политической повестки
новая дискуссия
Аналитика
1.896
Развитие ситуации в Венесуэле приобретает всё большее значение для внутриполитической обстановки в США и становится наиболее важным внешнеполитическим проектом для администрации Д. Трампа в контексте соблюдения его предвыборных обещаний. Д. Трамп одобрил план быстрого государственного переворота в Венесуэле, поскольку он был важен для него в контексте глобального противостояния с КНР. Однако он категорически не заинтересован в перерастании кризиса в полноценный военный конфликт, поскольку это создаст риск вовлечения в него американской армии, а это "обнулит " его предвыборные обещания и лишит шансов на переизбрание в 2020 г. Вместе с тем, демонстрация силы и успешная реализация проекта по смене неугодного США режима в Латинской Америке крайне важна для многих очень влиятельных элитных групп в Республиканской партии. В этой связи сейчас формируются два основных сценария решения задачи по смещению Н. Мадуро.
Первый сценарий, который курирует советник Президента США по нацбезопасности Дж. Болтон и поддерживает сам Д. Трамп, заключается в том, чтобы добиться передачи власти в Венесуэле оппозиции мирным путем. При этом в рамках этого плана проведение т.н. "гуманитарной интервенции" в Венесуэле является крайне нежелательным. В рамках этого сценария работа ведётся по двум основным направлениям. С одной стороны, решается вопрос с тем, чтобы добиться более широкой мировой легитимации X. Гуайдо и лишить Н. Мадуро внешней поддержки в лице КНР и России. С другой стороны, Н. Мадуро и его ближайшему окружению предлагаются приемлемые условия капитуляции, которые они сочли бы более выгодными, чем продолжение борьбы и перевод конфликта в стадию вооруженного конфликта.
В частности, в рамках задачи по лишению Н. Мадуро международной поддержки ведутся активные переговоры и с представителями КНР, и с РФ с целью заставить эти страны изменить свою позицию по Венесуэле. Так, эта тема затрагивалась в ходе нескольких раундов американо-китайских торговых переговоров на высоком уровне, а также в рамках экспертных консультаций и неформальных контактов представителей КНР с венесуэльской оппозицией. На переговорах с КНР акцент делается на обещании полной выплаты всех кредитов, выданных Китаем правительству Н. Маудро, а также на предоставлении гарантий защиты китайских инвестиций и учёта китайских экономических интересов в Венесуэле после смены в стране власти. Кроме того, венесуэльский вопрос используется как предмет для "торга" в рамках переговоров о новом торговом соглашении между КНР и США.
С Россией также ведутся переговоры по условиям отказа от поддержки Н. Мадуро,
однако в них преобладают элементы открытого шантажа и угроз. Так, внесённый на рассмотрение Сената США 13 февраля т.г. законопроект о новых санкциях против РФ "О защите американской безопасности от агрессии Кремля" (DASKA) был подготовлен, в первую очередь, в качестве меры давления на РФ в связи с её позицией по Венесуэле. Накануне внесения этого законопроекта госсекретарь США М. Помпео провёл телефонные переговоры с С. Лавровым, официальной темой которых значились возможные санкции, однако в реальности обсуждалась ситуация в Венесуэле. Фактически, М. Помпео предложил избежать введения новых санкций в обмен на изменение РФ своей позиции по Венесуэле.
Кроме того, особое значение в этом контексте имел визит в РФ спецпредставителя Госдепа США по политике в отношении Северной Кореи Дж. Юна, который накануне телефонного разговора С. Лаврова и М. Помпео провел переговоры с замминистра иностранных дел РФ И. Моргуловым. Официальной целью визита была попытка заручиться поддержкой России в отношении инициированного США в ООН нового пакета санкций против КНДР и в контексте второй личной встречи Д. Трампа и Ким Чен Ына. Однако поскольку тема КНДР является одним из проектов лично Д. Трампа в ходе своего визита Дж. Юн, а позднее М. Помпео в разговоре с С. Лавровым фактически очертили контуры возможной новой "глобальной сделки" США (в лице Д. Трампа и стоящей за ним контр-элиты) и РФ. Она включает в себя "пакетные договорённости" по изменению Россией своих позиций по Венесуэле и по КНДР в обмен на некоторые уступки со стороны США по ряду вопросов.
Не менее важным в рамках реализации одобряемого Д. Трампом плана разрешения венесуэльского кризиса является достижение договорённостей с Н. Мадуро и "его ближайшим окружением", которые минимизировали бы риск военного сопротивления в случае начала процесса передачи власти в стране. Этим направлением активно занимается новый спецпредставитель США по Венесуэле Э. Абрамс, который проводит переговоры с различными представителями элиты латиноамериканских стран, имеющими личные контакты с "ближайшим окружением Н. Мадуро". Через них он пытается донести до президента страны предложение добровольно уйти в отставку под гарантии сохранения личной безопасности его и его семьи, а также их финансовых интересов.
Особенно большие надежды в этом отношении возлагаются на переговоры с супругой Н. Мадуро – С. Флорес, так как у представителей США есть мощные рычаги влияния на неё. Она находится под следствием в связи с организацией наркотрафика, а два ее племянника уже арестованы по этому делу и отбывают сроки в американских тюрьмах.
С учётом большого личного влияния, которое С. Флорес имеет на своего супруга, некоторые эксперты считают возможным, что она сможет убедить его, по крайней мере, начать переговоры на тему капитуляции под гарантии личной безопасности. Косвенным признаком этого являются проведенные в начале февраля два раунда неофициальных переговоров министра иностранных дел Венесуэлы X. Арреаса с Э. Абрамсом, в рамках которых обсуждалась возможность прямой встречи Н. Мадуро с представителями Госдепа США или даже с самим Д. Трампом для обсуждения условий его добровольной отставки.
Вместе с тем, даже если Н. Мадуро удастся убедить в неизбежности добровольного ухода, непреодолимым препятствием для реализации этого плана может стать позиция бывшего председателя Национальной ассамблеи Венесуэлы (2012-2016 гг.) Д. Кобельо, который контролирует все ключевые теневые финансовые потоки в стране, а также через сеть своих доверенных лиц все основные силовые структуры. Предлагаемая Д. Трампом "окружению Н. Мадуро" сделка должна в обязательном порядке предусматривать некие твёрдые гарантии безопасности для Д. Кабельо, его семьи и всего его окружения, включая задействованных в теневых схемах генералов армии и т.д. Однако это крайне затруднительно, так как все они активно задействованы в наркотрафике из Венесуэлы в Колумбию и через другие страны региона. Высока вероятность, что Д. Кобельо никогда не пойдёт на предлагаемые Э. Абрамсом условия капитуляции. Более того, он не позволит согласиться на неё Н. Мадуро вплоть до того, что при необходимости может организовать его физическое устранение и последующий захват власти в стране (в случае угрозы такого развития событий).
Что касается второго плана, который продвигают вице-президент М. Пенс и госсекретарь М. Помпео, то он предполагает агрессивное вмешательство в венесуэльский кризис путем проведения т.н. "гуманитарной интервенции", даже в случае оказания вооруженного сопротивления со стороны венесуэльской армии и угрозы перерастания противостояния в полноценный военный конфликт. В рамках этого плана предполагается осуществить "прорыв" гуманитарного конвоя через закрытую границу в сопровождении представителей международных организаций, журналистов, официальных высокопоставленных лиц других латиноамериканских стран и т.п. Первая такая попытка 23 февраля потерпела неудачу.
Если конвои беспрепятственно пройдут границу и структуры X. Гуайдо получат в свое распоряжение оружие и продовольствие, то у оппозиции появится мощный инструмент для влияния на социально-экономическую ситуацию в стране. Однако, более предпочтительным вариантом для команды, продвигающий план "гуманитарной интервенции", является сценарий оказания венесуэльской армией вооруженного сопротивления прохождению конвоя (в этой связи также рассматривается организация вооруженной провокации "под чужим флагом"). Предполагается, что после такого инцидента давление на Н. Мадуро можно будет многократно усилить, в том числе по линии ООН, а главное будет создан формальный повод для реального вооруженного вторжения с территории Колумбии, Бразилии или Гайаны.
На случай вооруженного конфликта в районе Флориды уже размещена ударная авианосная группа ВМФ США во главе с авианосцем "Абрахам Линкольн". Однако, против сценария "гуманитарной интервенции" пока выступает Д. Трамп, так как понимает, что при таком развитии событий он будет поставлен в ситуацию, аналогичную ударам по Сирии. И отказ, и согласие поддержать последующую вооруженную интервенцию в Венесуэлу могут оказать катастрофическое влияние на его политическое положение. Именно поэтому по полуофициальным дипломатическим каналам, связанным с переговорами по КНДР, его представители передали просьбу, чтобы РФ официально и публично засветила информацию о том, что на 23 января на границе Венесуэлы и Колумбии готовится масштабная провокация.
Непосредственную политическую подготовку к реализации плана "гуманитарной интервенции" осуществляет сенатор от Флориды М. Рубио, который лично с территории Колумбии руководит всем процессом при самом широком освещении СМИ. Между тем, эта его деятельность обусловлена подготовкой к президентской предвыборной кампании в США. Дело в том, что Демократическая партия США испытывает очень серьезные трудности, так как не может эффективно решить главную задачу предстоящей президентской кампании - выставить на выборы 2020 г. консолидированного кандидата, который гарантированно мог бы победить Д. Трампа. Между тем, ситуация усугубляется тем, что запущенная Демократической партией в ходе предвыборной кампании 2016 г. для противостояния Д. Трампу кампания по "раскрутке" леворадикальных движений (борцов за права чернокожих, мигрантов, женщин, ЛГБТ и т.п.) к настоящему времени фактически вышла из-под контроля истеблишмента партии.
Как показали последние соцопросы, эти леворадикальные движения стали оказывать очень мощное влияние на электоральные предпочтения избирателей, а кроме того, представители этих организаций получили огромное влияние на уровне низовых партийных ячеек. В результате, Демократическая партия не может выдвинуть на праймериз умеренного кандидата, который устроил бы американский истеблишмент и при этом был бы "проходными" на уровне предварительных праймериз. При этом радикально левые кандидаты транслируют настолько шокирующие традиционное американское общество идеи, что на их фоне даже Д. Трамп может оказаться более предпочтительным для избирателей-демократов.
Одним из наиболее перспективных вариантов для демократов остается сенатор от Калифорнии К. Харрис, - на нее сделала ставку та часть американской элиты, публичным выразителем интересов которой традиционно является Дж. Сорос. Однако у нее пока слишком маленький уровень узнаваемости среди избирателей, при этом ключевым вопросом является – сможет ли она однозначно успешно решить задачу победы над Д. Трампом. В результате, среди противников Д. Трампа почти сформировался консенсус по поводу того, что ставку надо делать на победу над Д. Трампом на этапе республиканских праймериз - то есть добиться того, чтобы Республиканская партия просто не допустила его до выборов. Для этого надо уже сейчас начать мощную "раскрутку" альтернативного республиканского кандидата.
Таким кандидатом может стать М. Рубио, - при этом "трамплином", который может обеспечить успешный старт его предвыборной кампании, может стать эффективное проведение "гуманитарной интервенции" в Венесуэлу. Причем вооруженный сценарий её развития является даже более предпочтительным, поскольку одновременно будет означать серьезный провал для Д. Трампа, у которого есть обязательство перед избирателями не ввязываться в войны за границей, в виду ключевого лозунга "Америка – прежде всего". Главными спонсорами кампании по раскрутке М. Рубио, в том числе в части организации операции в Венесуэле, являются основные спонсоры Республиканской партии - миллиардеры "братья Кох".
Они уже продвигали М. Рубио в ходе праймериз на предыдущих выборах (на которых он выступил весьма слабо). При этом в свое время "братья Кох" согласились поддержать Д. Трампа только после заключения с ним "большой сделки" - т.е. в обмен на назначение их креатур в его администрацию (в первую очередь, речь идет о вице- президенте М. Пенсе и директоре ЦРУ, а ныне госсекретаре М. Помпео). В январе сего года они публично объявили о том, что не будут поддерживать Д. Трампа на следующих президентских выборах – вероятно, они снова сделали ставку на М. Рубио, который должен "остановить Д. Трампа".
При этом М. Рубио – это условный республиканец, а, по сути, системный политик и представитель надпартийного американского истеблишмента.
Отредактировано: Пахарь Арепо - 12 мар 2019 12:59:56