Казахстан & С А
3,053,577 12,932
 

  demabas ( Слушатель )
14 авг 2009 08:14:19

Тред №136969

новая дискуссия Дискуссия  188

О ситуации в финансовой системе страны, БТА и Альянс банках, а также о положении в строительном секторе "Къ" рассказал председатель правления фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" Кайрат Келимбетов.

- Кайрат Нематович, так что же на самом деле произошло с финансовой системой Казахстана, которую еще не так давно называли "лучшей в СНГ"?

- Наверное, нужно вернуться в ситуацию в 2004-2007 году, когда все говорили: вот в Казахстане самая лучшая финансовая система в СНГ. Самая, как сейчас принято говорить, крутая профессия - банкиры, производящие деньги из-за рубежа миллиардами. Не менее популярная профессия строителя, точнее, девелопера, которые берут эти деньги под сумасшедшие проценты и строят дома и продают квартиры. Сначала эти квартиры стоят $800 за квадратный метр, потом - 1000-1500, а потом уходят резко за 2000. И вроде бы ниже, чем $2000 за квадратный метр, как-то строить не престижно, а продавать - тем более. Население же эти квартиры покупает в январе, в марте перепродает, и опять покупает новые. То есть по сути занимается спекуляцией на рынке недвижимости. И все совершенно довольны сложившейся ситуацией.

Нельзя сказать, что мы этого не замечали. Если вы помните, мы (в 2004 году МЭБП - "Къ") приглашали гарвардских профессоров, которые давали рекомендации правительству, семинары проводили, в СМИ выступали с заявлениями, что "мыльный пузырь" раздувается, экономика перегревается. И что при таком темпе роста "мягкой посадки может не получиться". Все это в общем-то экономическая классика. А в ответ нам говорили: "Это не экономика, а у вас в голове перегревается".

Если честно, мы сами к этой ситуации тоже подходили теоретически. Мы себя спрашивали: "Вдруг в Нацфонде истощатся деньги? Или вдруг все попросят назад кредиты?". И сами же себе отвечали: "Ну кто будет сразу все просить назад? У нас такие продвинутые и динамичные банки…" Это было общее убеждение. И мы сами себя убеждали, что приведенная выше ситуация совсем уж гипотетический случай. Все шло хорошо до 2006 года, банки и строители заработали баснословные деньги, все сливки сняли. Все, кому надо и не надо, накупили всего и за границу вывели. Плюс - заняли еще большие деньги.

Опять же инвестировали их большей частью не в Казахстане. То есть привлекали под риск и суверенный рейтинг Казахстана, но инвестировали не в свою страну. Речь не о том, что Россия - неправильное место для инвестиций, но, по моему мнению, инвестиции в любую другую страну должны регулироваться гораздо строже.

Это было ровным счетом до середины 2007 года, когда начались первые звоночки по поводу того, что не все в порядке в банковском королевстве.

- Тогда, как помнится, банкиры начали активно апеллировать к обществу и правительству и практически закрыли кредитные линии для отечественного бизнеса…

- Правительство тогда уже в принципе чувствовало, что этот вопрос начинает тревожить. В сентябре 2007 года началась массовая паника у наших банкиров. Они тогда обратились к президенту с просьбой предоставить $10-15 млрд, иначе они "упадут". Когда стало понятно, что $15 млрд им никто не даст - поменялась аргументация. Приблизительно это звучало так: "Ладно, у нас нет проблем, но поскольку мы занимаемся возвратом кредитов (а пик выплат пришелся на 2007, 2008, 2009 годы), то вы дайте денег, чтобы финансировать МСБ, индустриальные проекты и стройку". Сложилась классическая ситуация кредитного кризиса, то есть банки перестали кредитовать экономику.

Было принято решение добавить ликвидности в финансовую систему страны, и тогда мы первые свои программы запустили. Для МСБ было выделено $400 млн через фонд "Даму", который, в свою очередь, банкам под проценты дал денег. Это был первый транш, наш первый опыт, может быть, не совсем удачный. От 3-го транша он отличался тем, что мы тогда не регулировали маржу банка. И банки выдавали эти кредиты, начиная от 17% до 25%. Они, на деле, по нашим программам выжимали из клиентов последние соки, так как им нужна была валюта, чтобы отдавать долги.

Второе направление господдержки - недвижимость. Мы (Фонд "Казына" - "Къ") не очень хотели связываться с недвижимостью. Но раз было принято решение и нам поручили - мы создали следующую схему: "Казына" выставляла обусловленный депозит в банк, соответственно, этот депозит направляли на кредитование достройки в Алматы и Астане. Смысл этой схемы был в том, что если что-то случается по этой программе со строительными компаниями, то нас это не интересует. И банк должен вернуть депозит. Тогда мы так понимали эти риски.

Третье направление - рефинансирование индустриально-инновационных проектов. У банков тогда была куча проектов, в общей сложности они где-то на $3 млрд дали нам заявок и БРК на $350 млн их рефинансировал.

Вот это первые три программы поддержки ликвидности финансового сектора. В 2007 году первый миллиард долларов отправили на эти цели в соотношении 400-400-200.

В 2008 году еще выделялось на МСБ (второй транш) и на стройку. И в итоге сама госпрограмма стоила чуть выше $2 млрд. Хотя с помощью правительственных трансфертов и регионов общая сумма составила $3-4 млрд. Это был первый ответ государства банкам: "Уважаемые, давайте шире рассматривайте проблему и дайте нам более четкое обоснование, чего вы хотите. Мы МСБ, стройку и индустриальные проекты поддержали, но от этого проблема банков не решилась". На самом деле, у них стремительно ухудшался кредитный портфель. Это был 2007 год.

2008 год прошел в атмосфере всеобщей нервозности, и инфляция была, по-моему, около 20%. И, в общем, мало, кто представлял, что происходит в мире. А наше как бы официальное понимание было, что кризис только внешний. Например, нашим банкам перестали рефинансировать их кредиты.

Но на самом деле все это было не так. Ведь если говорить откровенно, то с чего началась проблема 2007 года? Оттого, что в финансовой системе, прежде всего, в банковской, сложилась пирамида: берешь за рубежом один кредит, не можешь вернуть - берешь еще один кредит, закрываешь первый, и так далее… Это могло бы продолжаться вечно, если бы западные банки, их риск-менеджмент не оценил бы ситуацию как "все, попали".

- То есть риск-менеджмент казахстанских банков "проспал" или по причине квалификации не сумел правильно оценить ситуацию…

- Думаю, что в 2004-2007 годах риск-менеджмент наших банков провалился. Кстати, как и по всей системе. Это в тех финансовых институтах, которые давали кредиты. Провалился и в тех банках, которые выдавали кредиты здесь. Провалился в рейтинговых агентствах, которые тогда присваивали безумные рейтинги, в аудиторских компаниях, которые выписывали хорошие отчеты. В финансовом надзоре тоже. То есть вся эта система, называемая корпоративным управлением, и которая должна была предупредить развитие такой ситуации, провалилась.

Однако это не снимает ответственности с отечественных финансистов, так как количество наделанных долгов перевалило разумные пределы. Например, "Казкоммерцбанк" уже заплатил $4,5 млрд за 2 последних года, и собирается платить еще. БТА должен свыше $13 млрд. Только с января по март 2009 года казахстанские банки заплатили $1,5 млрд. Ну, какой банк выдержит такое давление?

Вся статья здесь

http://nomad.su/?a=10-200908140134
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Библиотекарь ( Слушатель )
01 сен 2009 19:27:54


эксперт: «Осенью в Казахстане банки начнут сыпаться»
Михаил Пак - Алма-Ата

ИА REGNUM Новости: Есть ли основания верить монетарным властям? Динамика кризиса замедляется?

Как ученый, как экономист, я считаю, что банковский кризис только начался. Наступающей осенью банки начнут сыпаться. Первого октября банки должны увеличить собственный капитал в пять миллиардов тенге (33 миллиона долларов - ИА REGNUM Новости). 14 или 17 банков стоят в очереди. Совершенно понятно, что они не найдут деньги. Объединять банки - опять проблемы. Это в математике минус на минус дает плюс. В экономике минус на минус дает жирный минус. И смысла объединять одни банковские проблемы с другими банковскими проблемами, чтобы получить эти пять миллиардов, нет. Значит, банки будут или банкротиться, или уходить в другие формы: в кредитные товарищества и так далее. Я никогда не верил в миф об особой устойчивости казахстанской банковской системы.

отвечал он и на другие вопросы.

ИА REGNUM Новости: Потери государственности? Пока что в Казахстане общественные процессы не пытаются заменить государственную вертикаль.
Пока что - да. Но посмотрите - всего несколько непопулярных решений: по праворульным автомобилям или изъятию земель - и уровень общественной поддержки стремится к нулю. Общество ведь наблюдает и делает выводы. Не понравилось решение властей о праворульных автомобилях - общество пришло в движение и выдало протест. Сейчас, особенно в условиях кризиса, протестные настроения усугубляются. Народ не пойдет защищать государство, если, к примеру, южный сосед активизируется. Кого защищать? Свое имущество? У меня нет своего имущества. Идею защищать? Какую идею, когда кушать нечего, жить негде? Правительство защищать? Что нам защищать, если у нас 95 процентов национальных богатств принадлежат одному проценту людей? Что защищать, если все прекрасно знают, кто пользуется доходами от нефти? Вот что я имею в виду, когда говорю, что доля собственников сужается. Неужели они там наверху этого не понимают?

http://www.russians.…if-ob.html
  • +0.00 / 0
  • АУ